Сергей Птичкин

ЦИФРОВАЯ АРМИЯ ГОТОВИТСЯ К ВОЙНЕ

Идея управления войсками через Интернет захватила умы военных сначала в США, а потом и в России. В нашем Генштабе как о само собой разумеющемся говорят о сетецентрических войнах будущего, основанных на применении Интернета. Однако есть серьезное сомнение: боевой Интернет - прорыв нового века или афера старого?

Термин "сетецентрическая война", как считается, ввел в оборот вице-адмирал ВМС США Артур Себровски в 1998 году (иногда фамилию Cebrowski по-русски пишут как Цебровски). В чем суть? Она очень эффектна. Предполагается создание глобального боевого Интернета для обмена информацией, как модно говорить, в режиме онлайн, а главное - управления из единого центра всеми видами и родами войск в их иерархическом построении, вплоть до конкретного бойца, которому отводится роль "электронного солдата". Военными действиями в любой точке Земли будут управлять непосредственно из Пентагона. Верховный главнокомандующий в реальном масштабе времени может наблюдать картину боя на экране компьютера и, при желании, связываться не только со всеми командирами от генералов до сержантов, но и с конкретным рядовым бойцом, чтобы подбодрить и даже спасти его в трудную минуту.

Сама картина боя похожа на продвинутую компьютерную игру в системе 3D, однако бегать, стрелять и даже умирать будут виртуальные изображения настоящих бойцов.

Это похоже на фантастику. На самом деле - все очень серьезно. США через различные военные и гражданские программы тратят сотни миллиардов долларов на построение закрытого военного Интернета и реализацию всего комплекса сетецентрической войны. Лучшие компьютерные силы Соединенных Штатов привлечены к решению этой задачи. Создаются трехмерные цифровые карты местности наиболее вероятных зон ведения войны. Все находящиеся там населенные пункты также оцифровываются и переводятся в трехмерное изображение. То же самое делается с военной техникой армии, флота и авиации США, и техникой вероятных противников. В перспективе - оцифровка всех американских военнослужащих, чтобы в Пентагоне могли видеть не просто точку на экране, отображающую местоположение бойца в данный момент, а его виртуальную фигуру.

Для иллюстрации можно предложить такой вариант. Американский спецназ высаживается для защиты своего посольства в Москве, которое атакуют некие экстремисты. Всю картину боя в Вашингтоне будут видеть так, словно она снимается множеством скрытых видеокамер. И если поступит информация, что снайпер-террорист выстрелил с чердака дома, расположенного напротив посольства через Садовое кольцо, то в США сразу увидят и дом, где чердак, и сам чердак, и то окно, с которого стреляли с точной привязкой координат. Дальше выбор - либо пускать именно в этот чердак крылатую ракету, либо обойтись направлением туда группы "зеленых беретов".

Естественно, для ведения полномасштабной войны этого мало. Нужен алгоритм управления всей военной армадой, когда каждая боевая единица (армия, дивизия, полк, танк, артустановка, отдельный солдат) вписана в единую Систему. Это оказалось задачей гораздо более сложной, чем оцифровка и отображение через компьютер картины боя, пусть и самой достоверной. С этим пока не справились, но в Пентагоне уверены, что все у них получится, так как за основу взяты алгоритмы советской полевой автоматизированной системы управления войсками. О том, что такое советский ПАСУВ чуть позже. А сейчас о самом сакраментальном, из-за чего, вполне возможно, и началась эпопея виртуальной сетецентрической войны.

Общая сумма денег, израсходованных в США на реализацию идей вице-адмирала Себровски, скоро превысит триллион долларов. Между тем, многие специалисты считают, что сетецентрическая война в ее нынешнем исполнении - афера века. И нужна она прежде всего тем, кто связан с производством сверхмощных ЭВМ, операционных систем и компьютерных программ. В очень большом выигрыше сегодня только они.

Удивительно, но и в Пентагоне, и в нашем Генштабе совершенно игнорируют опасность профессиональной хакерской атаки. Утверждается, что можно создать абсолютную антивирусную защиту. Но в классическом соревновании снаряда и брони всегда сначала выигрывает снаряд. Каким бы совершенным ни был компьютер, зависнуть он может в любой момент. И представьте картину: бой идет, а управляющий им комп "висит". Военный Интернет, как и общемировой гражданский, уязвим перед угрозой массированного вирусного вторжения. Сетецентрическую войну в ее нынешнем виде может свести на нет один человек, имеющий флэшку с супервирусом и доступ к вражеской сети Интернет-управления.

В России столь явную опасность проигнорировали и бросились вдогонку за американцами. Проекту создания собственной военной паутины дали звучное имя "Созвездие", которое, впрочем, по сей день не засияло. Мало того, что наше финансирование просто несоизмеримо с американским, по мнению весьма компетентных специалистов, отсутствует само понимание того, что надо делать.

При всем при этом, закрытая армейская компьютерная сеть у нас частично создана. Во время последней войны на Северном Кавказе военные разведчики, например, слали в Москву свои донесения и цифровые фотографии через закрытый e-mail. Увы, отдельные защищенные компьютерные линии связи полноценным боевым Интернетом назвать, естественно, нельзя. Управлять посредством электронной почты войсками, тем более в скоротечном бою невозможно.

А ведь в рождении самой идеологии сетецентрических войск мы были впереди США еще тридцать лет назад. Просто тогда не существовало термина "net" - сеть, и сетевую войну понимали несколько иначе. Но основу настоящей и именно сетевой войны заложили мы, а не американцы!

В СССР еще в 1983 году приняли на вооружение автоматизированную систему управления "Маневр". Не за океаном, а у нас смогли первыми увязать каждое армейское подразделение в единую систему, которая управлялась легко и эффективно. Система напоминала военную гидру. Если какая-то часть войск отрезалась от основной массы, ее цели и задачи сразу менялись, и окруженные подразделения действовали соответственно новым условиям боя, но в постоянном взаимодействии с главными силами. В "Маневре" полностью исключалась такая опасность, как "дружеский огонь", когда свои ошибочно наносят удары по своим. Американцы, кстати, эту проблему не решили до сих пор.

Когда распался Варшавский Договор, США получили почти все составляющие "Маневра", в виде упоминавшегося выше ПАСУВ, которым управлялись армии Варшавского Договора.

Пентагон подготовил и провел командно-штабную игру. С одной стороны НАТО, с другой Варшавский Договор. Войска Запада управлялись по своей системе, армии Востока использовали "Маневр". НАТО было разгромлено без применения ядерного оружия за три дня. Только за счет великолепного управления! Американцы испытали шок.

Их потрясло даже не то, что они проиграли. В США никак не могли понять, как на действительно очень примитивной элементной базе советским специалистам удалось создать столь эффективную систему управления. В НАТО многоканальная закрытая связь и управление войсками осуществлялись при помощи компактных мобильных систем, вовсю использовались космические спутники. А в Варшавском Договоре для обеспечения всего одного канала закрытой связи использовалась громоздкая аппаратура, едва умещавшаяся в огромном фургоне, размещенном на грузовике "Урал". Но этот канал работал, перехватить связь или заглушить ее системами радиоэлектронной борьбы было невозможно!

Они бы испытали еще больший шок, если бы узнали, что "Маневр", принятый в СССР на вооружение, в войска внедрен так и не был. А может они как раз об этом-то и знали.

АСУ "Маневр" разрабатывалась по заказу Главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ), а после принятия на вооружение, заказ передали Начальнику связи Вооруженных Сил СССР. Считается, что примитивное понимание "чести мундира" не довело АСУ до армии. Якобы связисты были возмущены тем, что уникальную систему управления, в основе которой лежала связь, делали по заказу артиллеристов, да еще на предприятиях, не подчиненных войскам связи. И "Маневр" застопорили, хотя в то время Советская Армия вела войну в Афганистане, где эта АСУ была бы очень даже нужна.

К идее автоматизированного управления войскам вернулись уже в новое историческое время. Генштабом Российских Вооруженных сил в самом начале 1990-х годов было принято решение о начале работ над системой "Полет-К", являвшейся дальнейшим и очень глубоким развитием АСУ "Маневр". В новой системе предполагалось довести управление до каждого самолета, вертолета, орудия и конкретного бойца, которому впервые в мире придавался облик "электронного солдата".

Работы над реализацией проекта "Полет-К" начались в 1993 году. Возглавил их один из создателей "Маневра" Роберт Петрович Николаев. В "Полете-К" идея новейшей идеологии сетецентрических войн, в которой удачно сбалансированы все виды связи и управления (проводные, релейные, космические, компьютерные) была реализована наиболее оптимальным образом.

АСУ была в целом спроектирована к началу 2000 года, отдельные ее элементы прошли успешные полигонные испытания, которые показали, что она полностью пригодна как для управления мобильными ВДВ, так Сухопутными войсками. "Полет-К" нельзя заглушить никаким радиоэлектронным противодействием, нейтрализовать компьютерным вирусом. Для этой системы умудрились спроектировать радиостанцию, которую невозможно запеленговать. Было реализовано множество других уникальных новшеств, к которым в том же году в США только подступались.

Казалось бы, надо срочно активизировать работы для построения прекрасно управляемой, а значит - непобедимой армии. Тем более, стоит повторить, в США на то время ничего подобного не было. Каков результат? Чисто российский!

Тему "Полет-К" закрыли, открыв "Созвездие". Роберта Николаева уволили с должности директора НИИ. Возбудили уголовное дело по надуманному обвинению, арестовали с грубейшим нарушением норм УПК прямо в больнице и бросили семидесятилетнего ученого в Бутырку аккурат за три дня до нового 2007 года. Почти сутки отнюдь не здоровый человек, едва вышедший из гипертонического криза, простоял в бетонном мешке размером метр на метр. В каком веке и в каком году мы живем?

Надо сказать, что первые три государственных обвинителя, ознакомившись с материалами уголовного дела, отказались поддерживать обвинение в суде. Не отказался один - Павел Егоров, который требовал для выдающегося ученого и организатора производства самого сурового наказания. Этот прокурор вообще умудрился отличиться в целом ряде скандальных дел. Он пытался посадить не только Николаева, но и Владимира Коренькова - директора оборонного предприятия, разрабатывающего лучшие в мире гранатометы.

Весной 2007 года Николаеву дали условный срок и отпустили - при всем давлении со стороны прокуратуры суд не нашел оснований лишать свободы Роберта Николаева.

Кстати, сам Роберт Петрович готов вернуться к "Полету-К" и с коллективом единомышленников создать такую систему управления, которая Российскую Армию сделает непобедимой в любой сетецентрической войне XXI века. Кто против?

По источнику "Российская газета"

14.11.2009