Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 3. ЯРУСЫ ДУХА

Так связан, съединен от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества...

/Ф.И. Тютчев/

В любой исторический период и в любой культурной среде, человек вынужден отвечать на основополагающие вопросы: что есть окружающий нас мир, что значит приход человека в этот мир и что значит его уход. Русское язычество, которое пронизывает всю нашу культуру на протяжении веков, также имеет такие ответы. Если в глубине веков смысловое оформление этих вопросов возлагалось на волхвов, знахарей, сочинителей и исполнителей сказаний и преданий, то в наше время эту эстафету подхватили философы-практики, ученые, вышедшие на уровень метафизических обобщений, и конечно же современные писатели, поэты, художники и т.д.

Если сфокусировать разрозненные фрагменты языческого мировоззрения в данном вопросе в некоторую простую и наглядную форму, то можно выразить их следующим образом. Дух человека бессмертен. Душа человека это дух человека, живущий в теле как в сосуде. Только материализовавшись, дух может изменяться: либо расти и совершенствоваться, либо деградировать и разлагаться. Отсюда и смысл человеческой жизни - духовное совершенствование и развитие, которое может осуществляться различными способами.

Уход же человека из этого мира - это освобождение духа от оков плоти. В фольклоре и традиции возвращение духа человека в мир нави широко известен. С этим связаны ритуалы прощания и поминовения. Язычество всячески отмечает участие духов умерших людей в жизни живущих, при этом духи предков и вообще родственников и соотечественников призваны охранять и оберегать границы и жилища, помогать в повседневных делах.

Существенно меньшее отражение в фольклоре и житейском мировоззрении нашел момент прихода человека в этот мир. Тут бесспорно просматривается длительное воздействие христианства с его кардинально отличной от язычества доктриной рождения человека как некоторого изделия по подобию их бога. Тем не менее сохранившиеся фрагменты смысла связывают факт рождения с звездочкой, упавшей с неба. Дух приходит в этот мир тогда, когда на земле для него создаются подходящие условия. Хотя в русской языческой культуре вопросы реинкарнации больше подразумеваются чем декларируются, в отличие от индийской культуры, близкой нам на уровне мировоззренческих корней.

В качестве примера, отражающего суть рассматриваемого вопроса, можно привести строки из широко известной песни на слова Л. Дербенёва из кинофильма "Земля Санникова":

А для звезды,

Что сорвалась и падает,

Есть только миг,

Ослепительный миг.

. . . . . . . . . . . .

Есть только миг

Между прошлым и будущим,

Именно он называется жизнь.

Кстати, герои этого фильма заняты поисками легендарной Гипербореи - северной прародины ариев.

Формирование мировоззрения, то есть целостного взгляда на окружающую действительность и места человека в ней, есть неотъемлемая часть духовного роста. Именно эта потребность движет первооткрывателями, заставляет людей стоически переносить лишения, двигаться вверх по духовным ступеням, преодолевая тление (энтропию).

Но есть и огромное число других людей, живущих примитивной животной жизнью обывателей. Не спешите их осуждать, в любой момент каждый из них может проснуться и продемонстрировать чудеса духа или у них родится ребенок, способный сказать новое слово людям.

Гораздо хуже дело обстоит с третьей категорией, осознанно выбравших путь духовного падения, жизнь ради сиюминутной выгоды. Во всех известных развитых культурах этот путь осуждается, не является исключением и русское язычество.

Как падать или плыть вниз по течению объяснять не нужно. А вот путь вверх требует поиска путеводных звезд. Именно их наверное высматривает человек, изображенный на статуэтке из Аркаима Челябинской области. Статуэтке этой уже несколько тысяч лет.

Существуют разные пути развития духа, по большому счету у каждого человека будет свой путь. Какую дорогу не выбери, уже в самом её начале придется столкнуться с непреложной истиной, что раст связан со служением другим людям, что жить для себя не имеет по большому счету никакого смысла. А уже дальше в рамках языческой традиции кто-то может в качестве духовного пути выбрать путь служения просветительства и по мере своего роста ему откроются и другие измерения духа. Другой выбирает путь служения целительства и также выходит на определенном этапе на общий духовный круг. Третий выбирает духовный путь служения детям и через них, их достижения реализует себя в других сферах духа. И так далее.

Ступени духовного роста нашли свое отражение в фольклоре. Здесь можно обратить внимание на два образа. Во-первых, это древо жизни, как лестница от земли до неба. Другой широко известный образ - это многоуровневые небеса, как правило речь идет о семи.

Рост духовности в монотеистических религиях соответствует росту длины отрезка на линии, который, с учетом явлений цикличности, нашел отражение в виде раскручивающейся спирали, причем не для отдельного человека, а для общества в целом. Существует у них также и еще один постулат. Истина одна, а путей её постижения много. Причем никто не знает, что из себя представляет эта самая истина.

Многомерное язычество избавлено от таких проблем. Языческий рост духовности - это рост многомерного духовного объема и мировоззренческого поля отдельного человека. При этом развитие духа отдельных людей приводит к объединению их духовных полей и таким образом к общему единению в рамках народа, к росту как общей духовности общества, так и расширению общего мировоззренческого поля.

Как дух поселяется в теле конкретного человека, так и человек существует в теле той или иной культуры. Если дух человека низкоуровневый, то ему без разницы в среде какого народа (цивилизации) и в какой части земли родиться. Но чем выше уровень, тем более сильная земная оболочка нужна ему, а это невозможно без вовлеченности в ту или иную культуру и цивилизационную мировоззренческую систему координат.

В данном случае речь идет о русской культуре и ее системе координат. Есть и другие - они не хуже и не лучше - они другие. Земля живая, вся природа пронизана природной духовностью. Живой дух отдельного человека, того или иного народа вплетается в духовный биоценоз цивилизационного ареала, в общий духовный ритм планеты.