|
Носков Юрий
РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ
ГЛАВА 1. КОЛОГОД
МАКОШЬЕ
Бежит, бежит времечко, продвигается Земля Матушка по своему извечному кругу вокруг Друга Милого - Красно Солнышка, подставляя под его живительные лучи то один свой бочок, то другой. Вот и пришло время рассказать о следующей русской языческой Богине - Макошь и соответствующем ей празднике - Макошье (Покров). Богиня Макошь - покровительница домашнего достатка и домашнего благополучия в целом, богиня, научившая женщин всевозможному рукоделию. Макошь, как, собственно, и все другие богини, отражает определенный возраст женщины, когда дети уже выросли, есть уже жизненный опыт, и силы, как для себя, так и чтобы молодежь поучить. Слово "ма-кошь" дословно можно трактовать как "женское счастье". В русских словах смыслоформа "ма" - это женщина. А "кошь" имеет двойственное значение, с одной стороны, это "жребий" как доставшаяся доля, а с другой стороны, это нечто для достатка, "кошуля" - плетеные емкости для зерна, "кошелка" - чтобы за продуктами ходить, "кошель" - для денег и т.д. Одним из атрибутов Богини служит рог изобилия, олицетворявший понятие счастливой судьбы и земного обилия. Так, например, Макошь изображена на Збручском идоле. Макошь помогает женщинам в ведении домашнего хозяйства и, особенно, в рукоделии. Она невидимая пряха, вмешивающаяся в женские работы. Изображение Макоши широко распространено в вышивках. Как правило, ее изображают вместе с Лелей и Ладой - большая женская фигура и две поменьше, по краям. От имени богини происходит и одно из самых распространенных женских имен - Маша, это под церковным иноземным влиянием оно превратилось в Марию. В стародавние времена культ Макоши был широко распространен, о чем говорит множество дошедших церковных поучений против нее. Макошь, единственная из языческих богинь, входила и в созданный князем Владимиром пантеон. Кумир ее стоял в Киеве на вершине холма рядом с образами Перуна и других божеств. С внедрением христианства, кроме поучений и запретов, культ Макоши начинает заменяться искаженным подобием - Параскевой Пятницей. Существовало множество пятничных часовен, много икон и идолообразных скульптурных изображений. В Новгороде Великом церковь Пятницы на Торгу была построена в 1207 г. На рубеже XII и XIII вв. церковь Пятницы на Торгу была создана в Чернигове. В Москве в торговом Охотном ряду существовала церковь Пятницы. Пятница - тоже пряха, тоже следит за всеми женскими работами. Она требует неукоснительного повиновения и запрещает женщинам работать в посвященный ей день - в пятницу. Наши предки молились Параскеве как и Макоши о всяком благополучии и счастье домашнем. Попадание в пантеон Владимира одной лишь Макоши, а затем замена ее Пятницей, привело еще к одному курьезу - появлению в году 12 особо отмечаемых пятниц, что отчасти соответствовало полному кругу богинь. Аналогичная ситуация и с культом тэнгри, который широко был распространен среди кочевых народов нашей необьятной страны, а также на территории Казахстана, но там аналогом Макоши выступает Умай. На обывательском уровне в язычестве существует и упрощенная мировоззренческая система в виде: отец - Небо, мать - Сыра Земля. В этом случае Мать Земля также зачастую отождествляется с Макошью, вбирая в себя обязанности всех богинь. Праздник, посвященный Макоши, - Макошье, приходится на конец октября. Праздник этот женский. В этот день женщины чествуют Макошь, хвастаются друг перед другом своими шитьем и вышиванием. Вот одно из праздничных приветствий: Хозяйка, открывай двери!Стоят гости на твоем дворе.Открывай двери все тесовые,Стели дорожки новые.Пришли к тебе гости светлые,До тебя пришла Макошь-матушка.Дарует тебе как матушка,В изенку идет закутную,Открывает ларцы малеванные,В один кладет ткань тонкопрядную,В другой кладет белое полотно,В третий кладет доброе сукно.Праздник Макошье начинал ранее период нового цикла женских зимних работ. Сельскохозяйственные работы закончены, начинался сезон рукоделия, прядения, вязания, шитья, вышивания. Праздник начинает осенние посиделки, как правило, у одной из хозяек, которая и выполняла роль служительницы Макоши. Во время посиделок пелись песни, рассказывались сказки, разгадывались мудреные загадки, которые девушки загадывали парням; иногда работа перемежалась играми и танцами. Период же между осенним равноденствием (Овсенем) и праздником Макоши, отмеченный в природе активным листопадом, а на большей территории нашей страны еще и первыми снегопадами, в фольклоре получил название Покрова (от слова "покрывать", "устилать"). Само понятие "Покров", перекочевавшее в православие, издревле тесно связано с Макошью. * * * Старые традиции наших предков вполне могут быть востребованы и сегодня при некоторой помощи со стороны работников культуры. Адаптированные к реалиям жизни и кругу интересов молодежи они способны стать современными посиделками под чутким покровительством Макоши.
| |||||||||