Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОГОД

ЛЕЛЬНИК

Бежит, бежит времечко, продвигается Земля Матушка по своему извечному кругу вокруг Друга Милого - Красно Солнышка, подставляя под его живительные лучи то один свой бочок, то другой. Вот и пришло время рассказать о следующей русской языческой Богине - Леле и соответствующем ей празднике - Лельнике.

Леля - богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, расцвета обновленной природы, а также юной женственности, чистой девичьей любви. Леля - олицетворение весны как в природе, так и в жизни женщины.

От имени богини происходит одно из самых распространенных и любимых русских женских имен - Лена, Алена. Именно поэтому Елена и является Прекрасной в наших сказках.

Кроме того, в настоящее время многим известно кто такая крестная для ребенка, но мало кто знает, что это исключительно языческая традиция, и изначально "крестная" называлась "лёля", что также происходит от имени богини Лели.

Широко представлена Леля и в женском рукоделии, где символика Рожаниц является одним из обязательных атрибутов. Рожаницы - это Леля и Лада. Чаще всего говорят: "Дочь Леля и мать ее Лада". Этот оборот вовсе не означает, что Леля дочь Лады, эти богини лишь отражают разный возраст и круг обязанностей богинь.

Некоторую путаницу в понимание народной традиции вносит персонаж "Весенней сказки" Островского Лель. Здесь он выступает как посланец сразу двух богов - Ярилы, как покровителя мужской любви, так и Купалы - как покровителя песенников. С одной стороны, сказка заканчивается появлением Ярилы, а с другой - купальскими кострами, здесь есть некоторые противоречия, хотя прелесть самого художественного произведения от этого совсем не страдает. Сама же Леля в сказке выступает в качестве Весны.

Как и для всех богинь, в круг обязанностей Лели входят как житейские вопросы - покровительство и обережение девушек, забота о их замужестве, так и природные - защита всяких зверушек, а также посевов.

Очень точно образ Лели, причем как в природном плане, так и житейско бытовом, передает известная песня "Олеся":

Живет в белорусском Полесье

Кудесница леса Олеся.

Живет в ожидании счастья,

А с ним нелегко повстречаться.

Олеся, Олеся, Олеся,

Так птицы кричат

Так птицы кpичат

Так птицы кричат в поднебесье:

"Олеся, Олеся, Олеся."

Останься со мною, Олеся,

Как сказка, как юность, как песня.

От имени богини берет свое начало не только имя Лена, но также и Оля, Оксана, Олеся.

Девичий праздник посвященный Леле носит название Лельник или что то же самое "Русалии", "Девичник". Церковь вела активную борьбу с любимым в народе праздником, введя в период двоеверия вместо него "Семик", что означает "седьмая неделя", и сместив по времени. В дальнейшем он еще раз был периименован в Троицын день. Но сам праздник при этом остался тем же языческим по сути.

Лелю-Весну торжественно "закликают" - приглашают в гости, выходят встречать ее с подарками и угощениями. А прежде спрашивают разрешения у Матери Лады: отпустит ли дочь?

Девушки отправляются на берег реки завивать березки, играть, пировать. В некоторых местностях на Лельник обвивают лентами какую-нибудь кудрявую березку, растущую на берегу речки, и поют ей старинные песни. Кое-где березку украшают полотенцами-убрусами, иногда рядят в платье или делают куклу, которую называют "березка", и водят вокруг нее хороводы, которые почитаются за магическое действо для увеличения урожая.

Радуйтесь, березы, радуйтесь, зеленые,

К вам девушки идут, к вам красные,

К вам пироги несут, лепешки, яичницы...

Из своей среды девушки выбирают самую красивую, и она исполняет роль Лели. Для Лели изготавливалась особая дерновая скамья, которая, должна символизировать землю с начавшей прорастать растительностью. На середину скамьи садится увенчанная венком Леля, а по сторонам от нее на скамью укладываются приношения: по одну сторону - хлеб, а по другую - кувшин с молоком, сыр, масло, сметана. К ногам Лели кладут сплетенные венки. Девушки водят хоровод вокруг торжественно восседающей Лели, прославляя ее, как кормилицу и подательницу урожая. По окончании хороводной пляски и пения Леля наделяет девушек венками, по которым каждая гадает о своей судьбе, бросая его в реку.

Дух праздника образно и красиво представлен в одном из стихов А.К. Толстова:

СЕМИК

Ох, кукуется кукушке во лесу!

Заплетите мне тяжелую косу;

Свейте, девушки, веночек невелик -

Ожила береза-древо на Семик.

Ох, Семик, Семик, ты выгнал из бучил,

Водяниц с водою чистой разлучил,

И укрыл их во березовый венец.

Мы навесим много серег и колец;

Водяницы, молодицы,

Белые птицы,

Погадайте по венку,

Что бросаем на реку.

По воде венок плывет,

Парень сокола зовет,

Принести велит венок

В златоверхий теремок.

Ой, родненьки!

Ой, красные!

Ой, страшно мне,

Молоденькой!

По указанию Лели судьбу венка, пущенного по реке, определяли ее помощницы, русалки, духи хотя и своенравные, но доброжелательные. Культ русалий ранее был повсеместным, поскольку русские, так или иначе, делили с ними землю, на которой проживали, реку и прибрежные луга.

Образ русалки нашел широкое отражение в изобразительном искустве в виде птиц с женскими головами. В XIX веке резчики по дереву любили изображать русалок в домовой резьбе и для украшения домашней утвари.

Широко представлены они и в поэзии. Вот, например, одно из стихотворений В.Я. Брюсова:

РУСАЛКА

Она, свои скрывая груди

И лоно зыбким тростником,

На мир, где колдовали люди,

Смотрела из реки тайком.

Ей был понятен их веселий

И их забот вседневный строй, -

Призыв пастушеской свирели,

Костер рыбачий под горой.

Она любила хороводы

И песни дев издалека,

Когда ложилась мгла на воды

И стыла темная река.

Русалкам приписывалась способность превращаться в белок, рыб, сорок. Они давали человеку дары лесные и плоды земледелия, рыбу и зверя, предупреждали об опасностях, указывали, где лучше построить жилище. Поэтому и зовут их Берегинями, конечно же, не от слова "берег", а от слова "беречь".

И ныне русский человек на своей земле находится под их незримой охраной, также получает помощь, но не всегда догадывается об этом.

Все, что связано с русалками-берегинями, помощницами Лели, имеет далеко не только фольклорное наполнение. Например, так как в основном расселение русских шло по руслам рек, то есть предположение, что слово "русский" произошло от слова "русло". Учитывая тот факт, что русалки живут на дне реки, то получается, что они наши родственники. И в наше время "русалки-берегини" посторонних могут и защекотать и в омут утянуть, обязанности у них такие.

C русалками в народном календаре связан весь период между Лельником и Купалой, так что к ним мы еще вернемся при описании следующего праздника.

* * *

И в наши дни круг обязанностей богини Лели остается прежним. Во-первых, оберегать природу и особенно живность всякую, которой все труднее становится выжить в окружении человека, так что экологи находятся под её защитой. Во-вторых, Леля, как главная лёля, остается первейшей покровительницей молодежи.