Носков Юрий

АНАТОМИЯ ГОСУДАРСТВА

ЧАСТЬ 2. АНАТОМИЯ ГОСУДАРСТВА

2.3. РЕЛИГИОЗНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА РОССИИ

(ДУША НАРОДА)

Чему бы жизнь нас не учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

И увядание земное

Цветов не тронет неземных,

И от полуденного зноя

Роса не высохнет на них.

/Ф.И. Тютчев/

Еще с древнейших времен человек заметил и выделил ряд явлений в своей жизни, которые назвал богами, богом, духами и ввел определенные ритуалы, формализующие свое отношение к ним. Первичны конечно же эти самые явления, а уже в зависимости от их описания получалась та или иная мировоззренческая система. Если различение отсутствует, то все явления объявляются одной позицией - Бог. Если есть некоторая широта мировоззрения, то появляется некоторый пантеон с обязанностями персонажей. По сути, в основе данных явлений лежит основополагающий закон природы - ВСЁ СВЯЗАНО СО ВСЕМ и всё влияет друг на друга в большей или меньшей степени. Вот только далеко не всегда возможно измерить эту связь физическими приборами.

При этом, анализируя религии и верования разных народов, начиная с первобытных времен, можно отметить двойственность религиозно-мировоззренческих традиций.

Во-первых, это экстравертивные природно-тотемные культы. Есть все основания считать, что они наиболее древние и отражают мировоззрение человека не выделяющего себя из природы. Развившиеся на этой основе мировоззренческие системы (русское язычество в том числе) естественно политеистичны, сильно связаны с природной средой, видом деятельности людей. Из этого источника люди черпают вдохновение, здесь ментальная - (энерго-информационная) связь с мирозданием.

Во-вторых, в глубь тысячелетий уходит культ предков, который особенно проявляется по мере выделения человеком себя любимого из природы. В нашей истории яркий тому пример культ Рода с дальнейшим абстрагированием в виде общего абстрактного духовного предка-основателя, что было существенным шагом вперед, позволив обществу уйти от кровно-родовой мести. Данный культ имеет очень сильную психо-физическую основу. Отсюда египетские мумии, мощи святых в христианстве, Ленин в мавзолее. На территории России тысячи погребальных курганов наших предков (есть такие и на территории Москвы, сам Кремль стоит на Боровицком холме, так что Рюриковичи и советский пантеон захоронены в соответствии с древним обрядом). Эти курганы как точки акупунктуры нашей земли. И когда люди забывают об этом, боги напоминают и вновь растут Мамаевы курганы.

Очень точно и образно духовную суть этой двойственности отражает высказывание Канта: "В мире существует только два явления, заслуживающие действительного восхищения и достойного внимания - это звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас.

#####################

В период социализма в официальной идеологии роль экстравертивного культа заняла наука на методологической основе диалектического материализма.

А духовным предком-основателем был назначен Ленин. С его именем связано практическое развитие культа предка в направлении равенства граждан в рамках государства, идея отказа от сословного деления общества (то, что не мог дать монарх), идея государства-семьи. Именно это является объяснением той гигантской силы, стоящей за коммунизмом - идея равенства людей не на небе - на земле. Реализация идеи - это уже другое дело. С именем Ленина, кстати, связано весьма любопытное совпадение, его день рождения приходится на языческий праздник Радуницы, одним из атрибутов которого является традиция поминания предков. Стоит отметить, что культ Ленина не имеет непосредственного отношения собственно к В.И. Ульянову. Что думал и делал конкретный политик знали сотни человек, понимали десятки, а с культом Ленина совсем недавно был знаком каждый, да и сейчас знает большинство населения. И не сам Ленин создавал культ, а Сталин и его соратники, которые кое-что понимали в государственном управлении.

Так что тело захоронить можно, идею нет. Идеи - это не энергии, идеи - это то, что порождает энергии. Поэтому, когда кто-то поднимает вопрос захоронения Ленина по тому или иному обряду, должен отдавать себе отчет к чему это может привести (Тамерлана в свое время выкопали). Величина силы не вписывается в дистрофическое прокрустово ложе современной российской политики. Пусть созреет сначала что-то новое, внятное и жизнеспособное (наверное следующий шаг в развитии культа предка), вот тот, кто способен это сделать и сможет захоронить Ленина, в том числе и как символ идеи.

#####################

Есть в нашей истории и культуре духовная сила, уходящая корнями в глубь тысячелетий и единая для всей территории России, всех коренных народов. Эта сила - язычество (родноверие). Дохристианская, доисламская, добуддистская основа традиций народов России единая - посмотрите хотя бы на солярную символику поволжских республик. Родные верования никогда не забывались полностью, даже в периоды официального доминирования иноземных культов, всегда служили опорой для выживания в трудные для народа времена.

Есть некоторая сложность в освещении данного вопроса, дело в том, что язычество на то и язычество, что о нем можно лишь говорить (петь), а не писать. К тому же за 1000 лет о язычестве столько всякого бреда напи'сали.

Язычество это не религия в нынешнем ее понимании, это культура и природное духовное естествознание. Язычество это Дед Мороз со Снегурочкой, это та богиня, что стоит на Мамаевом кургане, само название кургана, это та ярость благородная, что вскипает как волна, и так далее. Русское язычество - это, во-первых, русский язык, во-вторых русский язык и, в-третьих, русский язык, а также вся та культура, что с ним связана. Причем русский язык впитал в себя слова, лады и строи всех языков и культур народов России, и каждый коренной народ России, ценя и сохраняя свой малый родной язык, в полной мере может считать русский язык не менее родным. И так уж получилось, что базовый протоязык пророс под названием "русский", он мог прорасти и под другим названием, он все равно был бы тем же языком.

Язычество передает знания (в первую очередь мировоззренческие) устно или изобразительно (если человек не понимает, то и не передаст ничего). А язычники - это те, кто язык понимает, смысл слов различает. Язык является объектом хранения и передачи знаний гораздо более мощным чем книги. Поэтому наши предки слову верили больше чем писаным договорам. Даже можно как одну из версий предположить, что "славяне" также означает людей слова. Когда купцы приезжали в заморские страны и доверяли в торговле слову, то их и называли словянами, традиция даже сохранилась до сих пор "слово дать", "слово чести". Да и когда славили своих богов и героев тоже слова заветные произносили, даже "слово" как особый тип литературного произведения известен, например, "Слово о полку Игореве".

В родноверии очень сильно развита экстровертивная составляющая. Язычество - это многобожие, стройная система богов и богинь, то есть смыслов, отвечающих за различные сферы жизни. И что самое главное - наше язычество вообще никакого отношения не имеет к ближневосточным магически-психиатрическим традициям, вообще никакого, как бы их пишущие шестерки не старались, язычество - это принципиально другой взгляд на мир (они соотносятся как круг и треугольник, как свет солнца и лампочки, как тепло огня и химической реакции). И Семаргл на гербе Татарстана совершенно не случаен, как и Ярило на гербе Москвы. Очки-книги нужны лишь тому кто слепнет. Если нет солнца, то и свет лампады свет. Большинство православных праздников - это старые языческие переименованные праздники, у которых есть простой и ясный солнечный смысл. Старые православные храмы стоят на месте древнейших капищ, намоленных тысячелетиями, а священные камни положены в основание этих храмов. Так что это и языческие храмы. Аркаим - это лишь отблеск предыдущего дня Сварога. Пришло время нового дня. Здесь оно у нас - Беловодье-Белозерье. Здесь она у нас Гиперборея.

Если совсем кратко и упрощенно, то язычество это атеизм, признающий наличие духовного мира и отражающий этот мир множеством персонажей. Существенным отличием нашего родного язычества является круг, как основа мировоззрения и традиции. Что позволяет избежать многих негативных явлений, присущих иерархическим культам. Еще одной особенностью русского язычества является наличие в мировоззренческой системе таких базовых понятий как "явь" и "навь". Явь - это то, что наяву, материализм короче, отсюда слово "явный". Навь - это мир духов, нематериальный мир, отсюда слово "наваждение". Все что в телевизоре, компьютере - это навь, музы всякие что душу тревожат поэтам в пророческих снах, домовые разные и лешие и т.д. Вот только подмечено зрячими, что мир духовный хотя и нематериальный, но не менее реальный. Умение оперировать такими понятиями весьма актуально в настоящее время, когда окружающий нас мир все больше погружается в виртуальность.

Непосредственным наследником язычества на современном историческом этапе в его экстровертивной части (то есть направленной во вне) является русский космизм, как объёмное целостное природное мировоззрение в рамках культурной традиции. Русский космизм является антиподом безродного космополитизма интернациональных кочевников, лишенных культурно-традиционных связей. Русский космизм очень хорошо сопрягается и с наукой, являясь как бы духовной областью наднауки - метофизики, отвечая на важнейший вопрос - а для чего собственно наука существует.

Культ предков, в том числе и духовного, как составляющая родноверия исторически связан с Родом, атрибутика которого широко представлена в нашей культуре. В отличие от монотеистических культов, где символ предка (в том числе и духовного) всегда один, в политеистическом язычестве этих символов много. Причем таких символических личностей не просто определенное количество, но они еще и группируются по сферам деятельности. Это и представители культуры, и науки, и просветители, и великие мастера, и воины, и политики, и конечно же правители.

Здесь стоит также обратить внимание, что современные принципы организации власти в России, закрепленные в действующей Конституции, соответствуют именно языческим организационным основам. Согласно этим принципам первое лицо является выборным, а не наследственным, в его обязанности входит обеспечение безопасности и вершение суда. А если говорить о демократии, конечно же не как об коллективном управлении государством, а как об общественной самоорганизации жизни, то только язычество в нашей стране и способно послужить его основой.

В настоящее время существуют десятки тысяч языческих общин (они правда не знают об этом, и вот чего точно не нужно делать, так это их регистрировать). Язычество по своей сути явление светское, поэтому никаких сект или орденов языческих принципиально быть не может. Волхвы же, как носители духовных знаний и традиций народа, это вполне современные люди, бережно относящиеся к родной культуре и истории.

Язычество это очень серьезная идеология и философия, намного серьезнее православия, которое всего лишь довольно специфическое приобщение к культу Коляды (то есть самой приземленной части Солнечного круга) под концептуальным контролем иноземных жрецов. Кстати, их адепты и сейчас ведут целенаправленную дискредитацию язычества. Почему мы должны одного из богов - Коляду называть Николаем Чудотворцем, пусть знают те, кто носит имя Коля, что их имя происходит от имени одного из русских богов. Имя Юрий происходит от Ярилы, причем тут Георгий Победоносец. Имя Лена происходит от Лели (от одной из двух богинь рожаниц), именно поэтому Елена Прекрасная. Православные "божьи матери" - это всего лишь круг наших родных языческих богинь. Не божьи матери, а богини-матери, например, Перуница или Родина-мать.

#####################

С другой стороны в России вот уже на протяжении многих веков широко представлены православие, ислам и буддизм. Если внимательно посмотреть, то житейская этика этих трех мировых религий мало чем отличается, отличие лишь в культурных и языковых особенностях, способных лишь обогатить совместную жизнь. Поэтому и живут наши народы веками в мире и согласии. Отличие этих религий от других в том, что они во многом адаптировались к местной культуре и образу жизни (соответствуют цивилизационной системе координат), а их востребованность проверена временем.

* * *

С точки зрения становления российской государственности роль православия на определенном историческом этапе бесспорна. И это во многом связано с его сутью и организационными основами РПЦ, которые наиболее соответствуют подходу, когда государство рассматривается как все граждане и родная земля. Ни ислам ни буддизм по своему строению сами не позволяют стать опорой сильного государства, при всем уважении к ним как духовным учениям.

Оставаясь определенной духовной силой и действующей традицией, православие еще в конце 19 века (с отменой крепостного права) начало утрачивать свое государственнообразующее значение. А с ликвидацией императорской власти, когда царь был и главой церкви, утратило его окончательно. И сейчас только не вполне вменяемые политики могут пытаться приспособить его к государственному управлению, в результате подыгрывая внешним силам, заинтересованным в опускании России в средневековье.

Кстати, при переходе в свое время от государственности на основе православия к социализму в традиции мало что изменилось: как ходили с хоругвями, так и ходили; одного главного святого заменили другим главным святым; одни жития другими; да и Кодекс строителя коммунизма по своей морально-нравственной основе мало чем отличается от Нагорной проповеди.

Так что православие требует самого внимательного рассмотрения.

Во-первых, не нужно забывать, что Правь (то есть Правду по нынешнему) на Руси славили задолго до Владимира Красное Солнышко, отсюда этимологически и берет свое начало слово "православие". Дело в том, что вершение суда на Руси было всегда обязанностью князя (именно поэтому правду у нас ищут всегда у начальников, а не в суде). Так как шел объединительный процесс русских княжеств (только так можно было противостоять сильным соседям), Великий князь уже не мог справляться со своими обязанностями, особенно по житейско-бытовым вопросам. Вот собственно гражданский суд и был передан церкви чудного Спаса и его матери (смотри "Устав о церковных судах" князя Владимира). А церковь называлась Десятинной, так как на выполнение этой работы князь выделил десятую часть своих доходов, свалив большую долю своей работы. Вот именно поэтому и церковь православная, ибо призвана правду славить и именно поэтому в ее ведении оказались вопросы рождения, брака и захоронений. Это уже потом фарисеи-книжники начали свои алилуйи разводить, чужим культом и чужой культурой заболтали выделенные обязанности.

Кроме того всегда в любом обществе есть большая его часть, склонная к примитивизму монотеизма, то есть даже при многобожии они поклоняются одному из богов. Другой вопрос, что начиная с Владимира православие стало христианизированным православием (помните Голову из поэмы "Руслан и Людмила"), то есть сущностные вопросы были изложены иноземной культурной атрибутикой. Тем не менее в центре иконостаса православного храма Спас, а вовсе не Христос. Христос же это внешняя, гораздо более поздняя идейная прививка. Да и на всю Россию всего лишь один храм Христа.

С точки зрения культа предка в христианстве сначала главным символом служил Адам, а летоисчисление велось от сотворения мира (в России до 1700 года). При этом Христос фигурировал лишь как посланник бога. В дальнейшем, при переходе к летоисчислению Новой эры по юлианскому календарю, Христа приспособили и в качестве символа духовного предка. А сама христианская концепция равенства людей перед богом-отцом вне зависимости от происхождения, социального положения и т.д., концепция в рамках которой все люди братья и сестры, приобрела известный нам сегодня вид. Это чрезвычайно сильная концепция и есть то, что сделало христианство мировой религией. А книжники и служители культа по большей части прихлебатели, кормящиеся от этой идеи.

Русь же была крещена в арианство, то есть Христа вообще богом не считали. И лишь постепенно православие стало незаметно подменяться православным христианством. Особенно кардинальные изменения произошли при царе Алексее Михайловиче, которые и привели к расколу. Именно тогда и появились претензии церкви на непосредственное участи в управлении государством, что противоречит основам нашей цивилизации (волхвы всегда стояли рядом с правителями, но им и в голову не могло прийти заниматься непосредственным управлением, каждый делает свое дело). Петр очень оригинально пресек этот губительный процесс, введя Синод и сам возглавив церковь, но опираться стал не на родную глубинную культуру, а на европейские технологии. Кстати, с отходом от православия связан весьма любопытный факт, когда начали притеснять язычников, то они уходили в леса (в глубь земли), когда начали притеснять староверов, то они также начали уходить в глубь земли, но вот как только начали притеснять романовских церковных пастушков, то они побежали за границу. Так что не с зарубежной церковью нужно совокупляться РПЦ, а возвращаться к истокам, книжки, например, исправить назад. С католиками вообще бессмысленно вести диалоги, у них Папа вместо бога, хотя раньше он у них был - Митрой звали. Очень точно в данном вопросе суть подметил Ключевский: "На Западе церковь без бога, а в России бог без церкви".

С точки зрения интровертивности, то есть во внешней атрибутике, изначально (в период двоеверия) православие использовало полностью язычество, в дальнейшем заменяя языческие символы собственными суррогатами. Это еще было пол беды, когда же церковники начали и эту символику убирать, то вообще стали сваливаться в чужую культурно-мировоззренческую среду, чем в основном и наполнен старый завет.

Вообще-то лишь в тесном взаимодействии с русским язычеством монотеистическое православие может иметь хотя бы какую-то духовную самостоятельность и привлекательность. Иначе оно обречено на роль исполнителей в чужих социальных технологиях, что мы сейчас и наблюдаем. Наличие языческой организованности в обществе, как это не парадоксально может показаться на первый взгляд, весьма полезно для РПЦ, давая тонус для Святой Софии и не позволяя церкви очерстветь. Представьте себе Новый год без Деда Мороза, Снегурочки, ёлки, Голубого огонька и получите банальную пьянку, а если еще и попа добавите, то будут вообще поминки по усопшему году. В качестве образца для подражания здесь можно привести пример Японии, где буддистский храм и храм синто стоят рядом и взаимно дополняют друг друга.

Методологически христианство опирается на книги. Напишет некоторый духовно ясномудрый муж книгу, а потомки переписчики, по недомыслию или из сиюминутной целесообразности, что-то подправят или опустят, и вот уже смысл книги изменен до неузнаваемости. И имя достойного человека уже служит другим идеям. Это серьезнейшая плата за простоту передачи знаний и опыта, которую нельзя недооценивать. Так что нынешние книжники, которые тычут пальчиком в чужие старые книжки давно перестали быть православными. Истинной же основой православия являются святые в земле российской просиявшие (Сергий Радонежский, Серафим Саровский и многие другие), люди, которые имели собственный духовный опыт. И жили они как правило уединенно, уходили в скиты. А основными православными книжками являются жития святых, евангелия в том числе являются таковыми. А старый завет вообще к православию отношение никакого не имеет, да и к христианству он имеет отношение лишь как то, что нужно преодолеть (соотносятся они как болезнь и лекарство).

При этом в настоящее время в РПЦ не мало проблем. В колокола звонят не художественно, Святую Софию распространяют неумело и неохотно (а она как известно является матерью Веры, Надежды и Любви), продолжают судорожно цепляться за бороду Черномору, за 1000 лет даже огонь возжигать самостоятельно не научились. Это такой же пример отказа думать своей головой (зачем, там за них в пещерах заморских думают). Тот, кто имеет хотя бы поверхностное представление о концептуальной власти может проследить это на многих современных примерах.

До сих пор служители РПЦ не могут по слепости найти истоковый родник православия (откуда же ясность ума, если мозги обрезаны 14 января). Может попросить Финиста, чтобы подсобил с искрой божьей на родной земле. Глядишь вспомнят православные Радонежь и зазвонит на Руси благовест Китежа. Вот только нынешние православные предводители совсем утратили способность слышать голос совести и им стоит напомнить, что Спас в православии иногда бывает и Ярое Око.

Кроме того РПЦ стоит обратить внимание на культ поклонения Гробу господню, который имеет непосредственное отношение к культу предка. Так как тела там нет, то с сакральной точки зрения чему поклоняетесь, может быть месту, тогда так и скажите, но это уже совсем другой культ. А что, если где-то рядом находятся другие мощи, как бы впросак не попасть, безвольная зависимость иерархов указывает именно на это. Стоило бы перенести точку возжигания православного огня туда, где есть мощи, достойные поклонению, солнечные лучи и на территории России способны огонь возжигать. А то сейчас церковные деятели настолько запутались, что получается будто тупые русские поклоняются обрезанному еврею как богу, да еще и праздник обрезания празднуют. И признают себя при этом рабами этого самого бога. Чего же тогда удивляться, что собственность переходит в чьи-то руки.

Пришла пора церкви возвращаться к православию (хотя бы и христианизированному). Как только огонь будет зажжен на родной земле, православные обретут подобающую ясность ума. Если в предыдущий период произошло объединение с зарубежной церковью, то задачей Гундяева будет объединение со староверами, так что ему не в стяжательстве нужно упражняться, а прямо в противоположную сторону двигаться.

* * *

Если говорить об исламе также широко представленном в российской действительности, то он также не чужд Святой Руси. Мало того между православием и исламом (особенно поволжской его составляющей) гораздо больше общего чем между православными и католиками. В основе как православия так и ислама лежит община. Если бы Пушкин перевел Коран на русский язык (а такие попытки были), то судьба ислама в России могла быть совсем другой. Поволжский вид ислама с большой уверенностью можно назвать русским (то есть светлым) исламом в силу его светской направленности. А на Кавказе еще остались искрометные источники суфизма, являющегося совершенно уникальным источником духовного света. Имеется ввиду суфизм для всех, то есть до его вырождения в ордена. Стоит особо отметить, что именно направление суфизма в исламе наиболее совместимо со светским характером государства.

Но с точки зрения государственно-идеологической практики для мусульман России проблем больше чем у РПЦ. Если православный храм ориентирован по сторонам света, то мусульманская мечеть ориентирована на Мекку, то есть всего лишь на метеорит Каабы (хотя и он расположен в восточном углу, так что общее направление сохраняется).

* * *

Наличие буддизма в российской действительности чрезвычайно благотворно. Это будет всемерно способствовать скруглению углов пирамиды и возвращению к первооснове курганов. Особенная надежда здесь на бурят в нейтрализации иноземных метастаз на Дальнем Востоке. Сам по себе буддизм, как традиция, весьма далек от участия в государственном строительстве. При этом он является чрезвычайно миролюбивой религией, хорошо совместимой со светским характером общества, да и сами буддистские монахи стремятся к просветлению.

#####################

Таким образом в нашем государственном пространстве присутствуют глубинные систематические структуры, которые могут быть использованы для функционирования государства - это политеистическая многокрасочная языческая целостность, монолитная концентричность православия, пламенная систематика ислама, сияющий ареал буддизма.

Речь идет именно об использовании систематик, то есть организационных принципов, системы взаимоотношений. А вот с точки зрения государственной или партийных идеологий ни в коем случае нельзя использовать религиозные атрибутики, тот кто хочет заниматься религией пусть присоединяется к той или иной конфессии. Во-первых, Россия - это светское государство. Во-вторых, если взять за основу одну символику, то остальные будут обделены и недовольны, к тому же есть большое число здравомыслящих людей, которым не приемлемы вообще никакие теократические доктрины. В-третьих, политики должны заниматься деятельностью отличной от религиозной и самое главное понимать, что это разные области. И так далее.

Также стоит отметить, что при всем уважении к иноземным религиям российские политики никогда не должны забывать, что единственной святой землей для них может быть лишь наша Российская Земля, вне зависимости от вероисповедания. Использование на каком-то этапе, по сказочному рецепту для сращивания государства-богатыря, мертвой теократической воды может быть и оправдано, вот только, чтобы оживить его нужна вода живая. А протез РПЦ пусть себе будет, благо что он отделен по закону от государства, может когда и пригодится, все глядишь радость какая старушкам. Но наивно за всем этим видеть возрождение христианства, на откатах при массовом забое российской промышленности духовность не рождается.

Кроме того стоит особо отметить, что язычники должны с пониманием относиться к монотеистам. Так как монотеизм - это одномерная идеология (книга - это всего лишь нарубленная длинная строчка), то для одномерных людей закрыто одновременное видение многого, да очень многим это и не нужно. Другое дело, что нельзя допустить, чтобы всех загоняли силой в одномерный мир. Конечно отдельным железнодорожникам от политики он может быть и кажется правильным, что с ними железнодорожниками поделаешь, привыкли ездить по жестким путям, рулить не нужно, стрелки извне переводят. В современных же условиях для государственных нужд требуется высший небесный пилотаж, да что там небесный - космический!!!

Так в свое время князю Владимиру для выживания Русского государства в окружении сильных соседей требовалась монотеистическая обьединяющая систематика, позволяющая сделать из населения единое управляемое целое. Он попытался сначала сделать это выпятив и возвысив Перуна, а из волхвов сделать жрецов, так как ничего не получилось, то и использовал наиболее близкую по культуре иностранную религиозную технологию. А вот сейчас настали времена, когда для государства нужна гибкая и прочная систематика витого троса, а не жесткого ржавого стержня. Именно с этим и связано в основном появление здесь информации о язычестве, так как единственной подходящей родной систематикой обладает именно оно, с его практичностью, простотой, поэтичностью и миролюбивой гибкостью. Поэтому как тут не вспомнить нашего классика Ф.И. Достоевского: "Раскачка такая пойдет, какой мир еще не видал. Затуманится Русь, заплачет земля по старым Богам..."