Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 2. РОД

Ведом мне мой отец да дед

Да немного ближайший прадед,

А меж тем с изначальных лет

Даль времен моей жизнью правит.

Кто разведает, кто поймет,

Сколь глубоки веков секреты?

Даже самый незнатный род

Вдаль уходит - к корням планеты.

/И.И. Кобзев/

Родовые узы, с одной стороны опрокинутые в прошлое, а с другой спроецированные в будущее, это тот фундамент, который позволяет человеку приобрести жизненный опыт и навыки, сохранить традиции и обычаи, основы духовности и морали. В нашей родной культуре все это сконцентрировано в понятии Род - той незримой силе, которая скрепляет духовными и генетическими связями отношения близких и дальних родственников и задает ориентиры поведения.

В русском языке слово "род", как одно из священных базовых понятий, породило целую семью однокоренных понятий: "родина", "народ", "природа", "род" (как семья, племя, династия), "родня", "сородичи", "порода", "родник" и т.д.

Иногда в литературе Род также называют языческим богом. Так как в это понятие вкладывается большой уважительный смысл, то в некотором смысле Род можно называть богом, но нужно четко отличать его от языческих богов Сварги, которые отражают связи человека с природой и обществом. Род же бог семейно-родственных связей.

Род - это обобщенное понятие предка, вся преемственность поколений и круг родственников человека. Род - это генетический код, что живет в каждой клеточке человека, в его биологической основе, где вся пирамида предков оставила свой след.

Род дает плоть, но без духа нет человека, без духа это всего лишь сосуд с рефлексами. Дух, поселившийся в теле, это и есть душа. Чем больше связан дух человека с богами и богинями, тем более он силен и многокрасочен, тем большими талантами наделен человек.

Изображения, связанные с Родом, одни из самых древних в наших краях. Сначала это были каменные бабы. Само название говорит о преобладании на раннем этапе истории женского родового культа. Сами же дошедшие до нас каменные истуканы хотя и называются "бабы", но имеют иногда вполне мужскую, явно подчеркнутую, атрибутику.

В древнейшей мифологии с Родом связан образ общего гиперборейско-арийского "тысячеглавого, тысяченогого" великана Пуруши, изображения которого имеют характерный многоуровневый вид.

Наиболее же известными материальными символами, связанными с культом предков, являются чуры - деревянные столбы с человеческими ликами. В основным они были призваны оберегать границы или даже более точно - оберегать границы жилища, поселение, народа. До сих пор сохранилось высказывание "чур меня", когда хотят отвести от себя какую-либо опасность.

Церковь, ведя на Руси активную борьбу с язычеством, не могла пройти и мимо весьма почитаемого в народе Рода. Действовали они не только запретами, но и подменой Рода на иностранного библейского Адама.

Тем не менее как язык, так и народный фольклор никогда не забывали родные символы. Наиболее известны образы Рода в окружении двух богинь-рожаниц (Лели и Лады), что во многом связано с однозначным отождествлением в поздней традиции множественного Рода с мужским началом. Особенно широко представлена такая символика в обережной вышивке.

Какой-то отдельный праздник, посвященный Роду, в календаре отсутствует. Зато семейно-родственные элементы присутствуют практически во всех языческих праздниках. Если сам праздник является действием общественным, то начинается и завершается он в семье, где поминают и предков, то есть чествуют Род.

Как родники и речушки сливаются в единую реку, так и отдельные семьи (рода) собираются в народ. И Род в данном случае является некоторым смыслом-символом одного из истоковых, наиболее чтимых, родников народа. Родников-истоков много, какой конкретно из них не конкретизируется, так что каждый может считать его своим истоком, точно также как каждый у кого на войне пропали без вести родственники могут считать могилу Неизвестного солдата захоронением своего близкого.

Сами же рода в народ скрепляют общие язык, культура, духовность и мировоззрение. Если говорить об этом в русской языческой системе координат, то такими скрепляющими элементами являются образы общей духовности - Сварга и Корогод.

А территория, на которой живет народ и в которую он врос корнями, называют Родиной. Если родная духовность увядает, то и народ хиреет, и территория его уменьшается. И наоборот, в периоды подьема духа народ плодится и земли прирастают.