Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОГОД

ВСТРЕЧА ВЕСНЫ

Бежит, бежит времечко, крутится Коло Сварожье. Вот и пришло время рассказать о следующем языческом боге колеса мироздания - Даждьбоге и соответствующем ему празднике - Встрече весны (Комоедице, Жаворонках).

На день весеннего равноденствия Огонь Сварожич передает бразды правления Даждьбогу - следующему богу колеса мироздания. Даждьбогу соответствует природная стихия света, а с точки зрения человеческой стихии - свет духовный, то, что делает жизнь осмысленной и духовно наполненной.

Цвет Даждьбога в спектре цветов - желтый. С точки же зрения астрономии Даждьдогу соответствует Солнце или более точно солнечный свет. С Солнцем связаны и еще два языческих бога, поэтому его в нашей мифологии и называют тресветлым.

Из животных Даждьбогу соответствует конь, важнейшая опора хозяйства с глубокой древности. Изображение коньков широко использовалось в качестве оберегов, которые не только носились в виде амулетов, но и использовались в обустройстве жилища. До сих пор верхний срез крыши называется коньком. Кроме обычных коней известны в нашем фольклоре и мифические кони. Это, например, полкан (кентавр), то есть полуконь-получеловек. Еще шире известен Конек-горбунок или Сивка-Бурка. Сейчас правда народ подзабыл, что Сивкой называли период до весеннего равноденствия, а Буркой соответственно после.

Образованной публике широко известно упоминание о Даждьбоге в "Слове о полку Игореве", где говорится о попавших в тяжелое положение русских, как о внуках Даждьбога. При этом, само имя Бога говорит о его сфере ответственности - Бог, дающий жизнь. Так что не случайно упоминает автор Слова о нём, как покровителе и, в некотором смысле, родоначальнике древнерусского народа.

Вот как точно, с глубоким пониманием смысла П.Д. Бутурлин в сонете "Даждьбог" (1891г.) передает нам его образ:

Средь бледной зелени приречных камышей

Белела дочь Днепра как чистая лилея,

И Даждь-бог молодой, любовью пламенея,

С своих пустых небес безумно рвался к ней.

Горячей ласкою скользил поток лучей

По телу дивному - и сладостно слабея,

Она, предчувствуя объятья чародея,

Еще боясь любви, уж радовалась ей!

Но стала вдруг кругом прекраснее природа,

Свет ярче искрился, и зной страстней дышал.

Русоволосый бог с безоблачного свода

На деву тихих вод, ликуя, налетал, -

И мать своих детей, мать русского народа,

Он, наконец, обвив, впервой поцеловал!

Тысячу лет назад русско-славянский мир простирался далеко на запад. Так у прибалтийских славян, живших на территории нынешней Германии, Даждьбог известен был под именем Святовита. Об этом говорит как культ коня с ним связанный, так и треугольные жертвенники (Даждьбог третий в круге богов). Необходимо особо отметить, что официальный культ Святовита на острове Рюген продержался до середины XII века и его святилище в Арконе на северной оконечности острова было захвачено и разрушено датчанами лишь в 1169 году. Именно этот остров стал прообразом Пушкинского острова Буяна. Но римско-германская культура и традиция, замешанная на психиатрических техниках мертвого моря как ледник уничтожила коренные народы этих мест. О них напоминает теперь лишь топонимика, да отдельные фрагменты фольклора немецкого народа.

Если спутницей Коляды по времени является Снегурочка, то Даждьбога сопровождает богиня Жива.

Богиня Жива встречает родившееся дитя, первой слышит его голос и оберегает человека на протяжении всей жизни. Богиня Жива соответствует в некотором смысле христианскому ангелу хранителю.

День, связанный с Даждьбогом, - день весеннего равноденствия, праздник Встречи весны. Широка, многолика и многоголоса Русь, недаром норманы звали ее страной многих городов - Гардарикой. Одна и та же традиция в разных местах имела и свои особенности, и свое обрядовое наполнение, поэтому тот же праздник дошел до нас и с другим названием - Комоедица (название его связано не с едой, а с конями). Иногда праздник называли и Жаворонки. А у народов нашего ареала, подвергшихся воздействию ислама, памятью о родных языческих корнях является праздник Навруз.

День этот символизирует как начало новой жизни, так и начало нового земледельческого цикла. А в некотрых вариантах традиции и новый год приходился на весеннее равноденствие.

А вестником Дажьдьбога, приносящим на крыле Весну, является жаворонок, неизменный атрибут праздника, поэтому принято в этот день птичек печь в виде жаворонков. Их оставляли в сарае, давали детям, одного жаворонка бросали в печь. Дети бежали с ними на улицу "кликать теплые деньки", старались поднять выпеченных птичек повыше и зазывали:

Жаворонки, жаворонки,

Прилетайте к нам!

Приносите нам

Весну красну,

Красно солнышко,

Тепло гнездышко!

Этот день отмечен традицией - выпускать птиц, зимовавших в жилищах людей. Это могли быть как подранки, подобранные людьми, так и пойманные пернатые певцы.

С этим праздником связана еще одно предание - на весеннее равноденствие пробуждается медведь. Стоит напомнить, что наши предки род свой вели от медведя: кто попроще - от лесного Хозяина, а кто посообразительнее - медведей видел на небе в районе Полярной звезды.

Как после Коляды наступают Святки, так и день равноденствия открывает некоторый аналогичный период - Волочебники. Если Масленица широко празднуется в Украине и России, то Волочебники больше известны среди белоруссов, а также в соседних с Белоруссией областях, Смоленской и Псковской. Веселые ватаги, их называли лалынщиками, обходили дома с гудком и волынкой, пели волочебные песни, где славились божества-покровители и те работы, в которых они помогали. Общий настрой и поэтика волочебных песен имеет много общего с колядками. В других регионах России фольклорная традиция известна больше как веснянки. Вот одна из них:

Весна красная,

Долгожданная!

Где ж ты долго

Так бродила?

С зимой лютою

Повстречалася,

Растопила ее сердце хладное,

Напоила землю-матушку!

С приходом в наши края жреческих монотеистических культов Даждьбог начал подменяться Святогором, а затем вообще приземленным Христом. Понятный и радостный праздник возрождения природы, который приурочен к весеннему равноденствию, стал заменяться календарно блуждающей иноземной пасхой, время проведения которой знали лишь церковные служители-мучители. Известно и еще одно околохристианское название праздника периода двоеверия - Сороки, связано оно не с птицами сороками, а означает совместно (согласно) с роком, а иногда отождествляется церковниками с сорока мучениками. Немалую роль в сбивании естественно-природного ритма сыграло и начало нового года с 1 марта, которое было введено с переходом на римский месячный календарь. Предания доносят нам о причинах забвения ритмов родной традиции - боги уснули.

* * *

Но бежит, бежит времечко, на смену ночи с тьмой приходит утро, на смену зимы торопится весна, на смену забвению приходит пробуждение. Пришло время, и наши родные Боги начали просыпаться. Мы, даждьбожьи внуки, с ними родственники. Если не будем забывать своих богов, то и они не оставят свой народ без внимания и заботы.

В наше время языческими общинами Даждьбога поправу можно назвать книжные издательства, причем не только самих работников издательств, но и авторов, которых они публикуют. Причем издательства не как производители книг, а как просветители. Их трудами распространяется свет знаний, сохраняется дух былых поколений, прокладываются пути-дорожки в будущее.