Носков Юрий

ПОДНЯТИЕ СВАРГИ (ИЛИ ПОСЛЕСЛОВИЕ К КОЛОГОДУ)

КОЛОГОД

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Мир нашей родной веры это некоторый освещенный и освященный круг, некоторая поляна жизни. При этом человек оказывается окруженным силами, участвующими в его жизни, с которыми необходимо выстроить определенные отношения, или, правильнее сказать, выстраивать отношения по поводу некоторых вполне реально существующих явлений духовной и природной жизни, отождествляемых богами и богинями. Силы эти носят в целом обережный характер. Дети и старики в центре круга, а те, кому по силам, стерегут границу, хранят традицию и служат высшим духовным смыслам (богам и богиням).

В силу деятельности или по другим причинам для каждого язычника отдельные божества оказываются более близкими, но при этом не забываются и другие. Влияние же враждебных сил (вражеское нападение, стихийное бедствие, болезни, мракобесие и т.д.), без описания которых мировоззренческая система неполная, в языческой системе координат находятся за пределами духовного обережного круга и никакие договоры с ними недопустимы, необходимо лишь крепить обережную силу круга и прибегать к защите богов, богинь и других родных обережных сил. Немалую роль в этом играют обереги, большинство из них связаны с конкретными богами или богинями, но есть и общие, отражающие полный обережный круг. В современном исполнении такие кулоны-обереги могут выглядеть так:

Для мужчин это символ Круга всех богов, а для женщин Круга всех богинь. При этом отверствие делается в центре, обеспечивая свободное вращение оберегов. Мужской оберег изготавливается из белого металла, например, серебра, а женский из желтого, например, золота.

Изображение Сварги можно встретить не тольков в виде замкнутого колеса с восемью спицами, но и в виде колеса с разрывами. И тут имеются два варианта. Или дуги-хвостики в одну сторону от концов спиц или в другую. Собственно и там и там Сварга вращается по часовой стрелке. А два варианта отражают как бы две традиции. По первой праздничный период предшествует дню, посвященному тому или иному богу (например, Русальная неделя предшествует Купале). А по второй наоборот (например, Зеленые святки после той же Купалы).

От Сварги берет свое начало и православный восьмиконечный крест. Боги на время уснули, Сварга накренилась и спицей Коляды, отвечающего за тверь, коснулась земли. Перекосило ее при этом сильно. Тем не менее на некоторых крестах у основания на церквях сохранился еще кусочек обода Сварги, только вот внутри церквей махровым цветом белены разрослась иноземная культура и технология изготовления тупых баранов-рабов, а сами они превратились в рассадник мракобесия. И на захоронениях восьмиконечные кресты, как антенны, устремленные в небо, имеют вполне языческий смысл, отражая одну из двух распространенных издревне традиций. Хотя, конечно же, кремация для язычника более предпочтительна. При этом здесь также стоит отметить, что в русской языческой традиции людей никогда не считали ни баранами ни чьими-либо рабами и не может быть жрецов-пастухов. Волхвы же призваны хранить традицию и оберегать свой народ.

Календарная символика и языческий пантеон в целом находит отражение в оформлении одежды, предметов быта, архитектуре. И конечно же в устном и изобразительном творчестве. Очень образно языческий пантеон с его смысловой календарной привязкой представлен в сказке "Дратья месяцы", где круг богов у костра (как символа солнца) решают помочь героине добыть подснежников. Если сделать поправку на то, что деление года на двенадцать месяцев это совсем недавнее заимствование, и в круге должно быть восемь богов, то во всем остальном сказка очень точно передает родную мировоззренческую систему. В том числе и то, что на Святки каждый день посвящен одному из богов, то есть как бы весь год проходит за этот период.

Во многих статьях данного сборника, посвященных богам и богиням, имеются указания на их связь с именами. Какие-то из них происходят непосредственно от имен богов и богинь, какие-то имеют однозначную смысловую связь, закрепленную традицией. Но здесь необходимо также отметить, что пантеон богов и богинь обладает полнотой описания действительности, то есть максимальным кругозором в самом прямом этимологическом значении этого слова, поэтому любое имя, как мужское так и женское, в том числе и заимствованные, каждый его носитель может вполне по смыслу сам отнести к тому или иному богу или богине.

В нашей культурной традиции (как собственно и в культурах многих других народов) подмечено, что день рождения (то есть определенный период года, бог или богиня им соответствующие), место рождения накладывают свой отпечаток на судьбу человека. Существенное значение здесь имеет и имя, которое в былые времена могло еще и меняться с возрастом (как говорится, как корабль назовешь так он и поплывет). Все это (и не только) служит базовыми элементами широко распростренных ранее гадательных практик. В некотором смысле отслеживание и трактовку таких зависимостей в нашей родной системе координат можно назвать космологией, где космосом является сама культурная среда. Эта тема еще ждет своих вдумчивых просветителей. Кроме того стоит отметить, что любые предсказательные системы, выполненные в определенных системах координат, имеют смысл лишь для людей, живущих в этих системах координат. Соответственно астрология, изобретенная халдеями Ближнего Востока, имеет смысл и значение лишь для людей, живущих под небом с их звездной картиной над головой и, соответственно, для их культурной среды.

Космический образ нашей родной культуры на небесном своде это Млечный путь, именно там находится Ирий, именно туда попадает дух язычника достойно прошедшего жизненный путь. А, соответственно, небесный образ Млечного пути (Ирия) на земле является заветная земля - Беловодье (образ земного рая), сказочная земля где текут молочные реки средь кисельных берегов. Хотя и сейчас можно встретить в России населенные пункты с таким названием. И, если Гиперборея понятие больше духовно-смысловое, то есть общность людей духа, то Беловодье это не только сказочный образ, но и образ к которому стоит стремиться в организации обыденной жизни.

Каждый для кого русский язык родной, кто своими корнями уходит в историю нашей родной земли, сам сможет при желании отыскать как путь в Беловодье, а кому этого мало, то и в Гиперборею. И пусть Кологод для них станет в этом надежным подспорьем.