Юрий Носков

ПЕРУНОВ ДЕНЬ

Бежит, бежит времечко, крутится Коло Сварожье. Вот и пришло время рассказать о следующем языческом боге колеса мироздания - Перуне Сварожиче (Громобое) и соответствующем ему празднике - Перунове дне.

На начало августа приходится время созревания нового урожая, начинается период его уборки. В это время согласно природной народной вере Купала передает бразды правления следующему богу Сварги - Перуну. Кроме того Перун олицетворяет еще и соответствующий период в жизни мужчины - мужа и главы семьи, защитника родной земли.

Образ Перуна отождествляется с природной стихией: молнии - искры от ударов его секиры, радуга - его лук, туча - его одежда, рокот грома - его голос. П. Бутурлин так передает стихию и норов русского громовержца:

Чего-то ждет земля... Нет вечного шуршанья

Меж золотых хлебов; утих шумливый лес,

И в душном воздухе нет песен, нет сиянья...

Вдруг вихорь налетел... и вдруг исчез,

И стала тяжелей истома ожиданья...

Но где-то на краю чернеющих небес

Сверкнула молния, - порывом ликованья

Веселый грянул гром и ветер вновь воскрес...

И туча двинулась... несется ниже, ниже,

Как будто льнет к земле... Все чаще и все ближе

Блистает молния, грохочет громче гром...

Царь-богатырь Перун, монарх лазурной степи,

К любовнице спешит во всем великолепье -

И к ней на грудь упал с нахлынувшим дождем.

У каждого из богов имеется в году период, когда он становится главным, но при этом действует каждый из них круглый год. Так, считается, что Перун своим первым громом отпирает землю для следующего земледельческого цикла. К нему обращаются, когда просят послать дождя в засуху, а также чтобы не побил урожай градом и ураганами, не вымочил дождями.

Каждый может вспомнить, как чист воздух и как легко дышится после отгремевшей грозы. Народные поверья обьясняют это тем, что нечистая сила в страхе разбегается перед гневом Перуна, прячется в норы и долго ещё не смеет выбраться наружу.

С древнейших времен наши предки вынуждены были не только вырастить и собрать урожай, но и защитить его от вражеских набегов. Так что Перун (Громобой) как наиболее грозная стихийная сила, стал олицетворять еще и воинский дух защитников рода (племени) и родной земли. Этот дух с гениальной точностью и глубоким знанием дела отобразил Константин Васильев в своей картине "Северный орел". И секира, основное вооружение Перуна, как нельзя лучше отражает его охранительную суть, так как именно топор и являлся еще с каменного века одновременно как основным оружием труда, охоты, так и обороны.

Со времен появления боевых дружин и возглавляющих их князей, как специализированных общин воинов, Перун становится их символом-покровителем. Он олицетворяет мужество, доблесть, воинское товарищество защитников родной земли.

Народная традиция видела своего грозного Бога мчащимся среди туч верхом на коне либо в колеснице, запряжённой крылатыми жеребцами, белыми и вороными. Гремит по неровностям туч несущаяся Перунова колесница - вот откуда гром, вот почему он "прокатывается" по небесам. Перуна изображают немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Волосы же его подобны грозовой туче - черно-серебряные. Вот, например, как его увидел К. Бальмонт:

ПЕРУН

У Перуна рост могучий,

Лик приятный, ус златой,

Он владеет влажной тучей,

Словно девой молодой.

У Перуна мысли быстры,

Что захочет - так сейчас.

Сыплет искры, мечет искры

Из зрачков сверкнувших глаз.

У Перуна знойны страсти,

Но, достигнув своего,

Что любил он - рвет на части,

Тучу сжег - и нет его.

Молнии у Перуна двоякого рода: лилово-синие, разящие насмерть, для врагов, и золотые, "живые", созидающие, пробуждающие земное плодородие и новую жизнь.

Имя Перуна очень древнее и означает "разящий", "тот, кто сильно бьёт". Бог грозы, молнии и грома почитался у всех индоарийких племен. Он тождествен по смыслу и литовско-латышскому Перкунису-Перконсу, близок скифскому Папаю и скандинавскому Тору.

С Перуном связано одно из распространенных мужских имен - Петр, так что совершенно обоснованно памятник Петру I стоит на обломке громовой скалы.

Неизменным символом бога Грозы являются священные дубы, особенно те, в которые ударила молния, или даже целые дубовые рощи. На большие дубы одевались золотые пояса или цепи и они почитались гораздо больше идолов.

Имеется немало и других мифов и преданий, связанных с громовержцем, например, о возникновении родников и криниц. Существует легенда о происхождении жемчужин, которые ранее назывались перлами. Согласно ей, зарождаются они из отражения молнии, которое запечатлевается в глазах моллюсков-жемчужниц в миг, когда они, в страхе перед грозой, закрывают створки раковин.

Богу-громовнику посвящен праздник - Перунов день, который отмечается 2 августа. С хозяйственно-житейской стороны праздник связан с началом уборки урожая. Перуна в это время, когда очень часты гpозы и гpозовые ливни, просят, чтобы он более не давал дождя и не побил созревший урожай, уйти на небо, и не держать зла на тех, кто его невзначай обидел. После дня Перуна заканчивается активное лето, наступает пора сбора плодов.

За неделю до праздника отбирались жертвы и в течении недели бог должен был проявить свою волю. Если выбор сделан правильный, то всю неделю небо было безоблачно, а грозовые тучи собирались только к празднику. Чаще всего в качестве жертвы специально откармливали быка, которого сьедали всем миром во время праздника. Эта традиция ещё в 19 веке неукоснительно соблюдалась во многих местах. В более ранние времена в качестве жертвенного животного непременно использовался дикий тур - огромный, могучий лесной бык. К сожалению, в дикой природе последний тур был убит ещё в 1627 году и до наших времён дожили лишь прирученные потомки туров - домашние быки и коровы. Туры отличались от них размерами: бык достигал в холке почти двух метров, быки были чёрными, с белым "ремнём" - полосой вдоль хребта, а коровы - "турицы" - гнедыми (темно-рыжими с чёрными хвостами). Тур был гораздо более агрессивным чем домашний бык. Хищные звери против него были бессильны, а у людей охота на тура считалась подвигом.

В древности этот день более всего отмечался воинской дружиной, так как с другой стороны Перунов день - день чествования воинов и поминальная тризна по погибшим в бою. Во время праздника проводились ритуальным поединки с оружием и без. Особенно усилился дружинный культ Перуна во времена князя Святослава, великого воителя, который делил с дружиной все тяготы походов, и олицетворял сам дух Перуна.

В истории Святослав известен в первую очередь как уничтожитель Хазарии, располагавшейся в районе Дона, Кубани и низовьях Волги. Собственно население этого государственного образования, как потомки скифов, гуннов и болгар было также языческим как и Русь с близкими культами и традициями. Но после того как Византия выдворила со своей территории некоторую иноземную секту-племя, она перебралась как раз в Хазарию. Через некоторое время вся верхушка Хазарии оказалась под их контролем, предав своих богов. Основная деятельность Хазарии после этого - это пошлины с перекрытых торговых путей, сбор дани с окрестных племен, кроме того хазарские ростовщики опутали долговыми расписками всю округу.

Святослав, сначала отрезал от Хазарии ее данников, прошел по Оке, затем, освободив Волжскую Булгарию, спустился вниз по Волге и уничтожил гнездо секты, после чего Хазария рассыпалась. Так что именно ему Волжская Булгария обязана была своей независимостью.

Погиб Святослав у Днепровских порогов, когда возвращался из похода на Византию. Причем, как доносит предание, убийство его было ритуальным, из его черепа был сделан кубок для пиров. Существует легенда, что русский народ будет спиваться пока не отомстит за князя, после чего пьянство прекратится и Русь возглавят светлые правители.

Победы князя Святослава привели к серьезному укреплению Руси. Владимир, которому досталась власть после его гибели, воинскими доблестями не блистал, больше специализировался по женской части. Чтобы усилить княжескую власть, в первую очередь над дружиной, занялся реформированием религии. При этом демократическое по своей сути язычество было подменено переделанным по образу и подобию варяжского Одина культом нового воинственного Перуна.

В Киеве среди двора своего на берегу реки Буричева он приказал соорудить истукан Перуна. Нестор так описывает его: сделан он был из дерева, голова его из серебра, а борода из золота. Другие летописи присовокупляют: ноги у него были железные, а одной рукой он держал камень в виде молнии, украшенный драгоценными каменьями. В Новгороде по приказу Владимира также насильно как и в Киеве, с осквернением святилищ других богов, культ Перуна внедрял дядя князя Добрыня Никитич.

Около идола постоянно горел костер из дубового леса. Если жрец небрежно следил за этим пламенем, и костер гас, то виновный наказывался смертью. Было сделано и еще одно нововведение князем Владимиром - введены человеческие жертвоприношения. Новый культ имел такое же отношение к народному Перуну, как разукрашенный идол к живому, могучему священному дубу.

Русь не знала человеческих жертв во имя богов, и потому не приняла нового бога. Созданный князем Владимиром пантеон с Перуном во главе, оказался искусственным, а не всенародным, принципиально отличался от родной мировозренческой системы, поэтому и просуществовал он недолго - всего несколько лет. Для народа Перун остался грозным богом, одним из равных в круге богов. Те самые княжеско-боярские круги, которые недавно внедряли культ Перуна, с таким же рвением взялись вводить другой.

В 988 году, когда Владимир принял христианство, он повелел уничтожить всех кумиров. Идолы языческих богов стали повсеместно ниспровергать, рубить и сжигать. Но и он не решился поднять руку на Перуна, поэтому идол его не изрубили и не сожгли, а совлекли с Киевской горы и с эскортом из 12 дружинников проводили по Днепру вплоть до самых порогов. Миновав которые, Перун оказался на острове Хортица, где до сих пор и находится его главное капище.

Летописи сообщают, что в Новгороде также сброшенный в Волхов идол Перуна, проплывая по реке, выбросил палицу на мост, соединяющий Софийскую и Торговую части города, с тех пор и идет вражда между жителями двух берегов. А место, где стоял идол Перуна, до сих пор называется "перынью".

Произошедшие официальные изменения Е. Баратынский выразил следующими строками:

Умолк призывный щит, неслышен скальда глас,

Воспламененный дуб угас,

Развеял буйный ветр торжественные клики;

Сыны не ведают о подвигах отцов;

И в дольном прахе их богов

Лежат низверженные лики!

Затем простой и понятный символ бога Громовника - Перуна начал планомерно подменяться иноземным Илией, то Пророком, то Муромцем. Цветок папортника - Перунов цвет стал заменяться ирисом, громовой знак шестилистником. То есть шло активное концептуальное вписывание в чужую культурную систему координат.

При всем при том Перун отнюдь не был забыт. К тому же введенная одномерность (однобогость) в принципе не могла поглотить политеизм язычества. Естественное природное здравомыслие постоянно прорывало себе тропки-дорожки. Так что и в наше время можно привести много примеров, подтверждающих этот факт.

Так, например, дубовые листья на генеральской форме прямое напоминание о Перуне. Воздушно-десантные войска, наша небесная пехота, также совершенно не случайно празднуют свой день рождения 2 августа. Помнят ли об этом внуки легендарного генерала Маргелова? И в фонтанах поэтому купаются в этот день десантники не случайно и тризну празднуют как положено, жаль лишь что праздник не организован как подобает ему. Огромное количество памятников воинам являются также ни чем иным как языческими капищами Перуна, а те кто ухаживает за ними их хранителями. Да и вообще, памятники - это явление чисто языческое. И слово "товарищ" возникло вовсе не в двадцатом веке, как и воинское товарищество. Поэтому и сейчас обращение в армии такое, что вполне соответствует демократической традиции. Есть все основания полагать, что и день Защитника Отечества рано или поздно вернется на положеное ему место в году - 2 августа.

По нынешним временам дух Перуна, дух воинской доблести и славы, живет в короткой и емкой фразе: "Есть такая профессия - Родину защищать". При этом армейские коллективы являются общинами Перуна, а политработники хранителями. Задача их хранить традицию, память о героях и места на земле, отмеченные ратными подвигами и кровью погибших, а также лишь им ведомыми методами хранить самих воинов в их нелегком ратном труде.

02.08.2007г., 02.08.2008г.