|
Юрий Носков
КУПАЛА
Бежит, бежит времечко, крутится Коло Сварожье. Вот и пришло время рассказать о следующем языческом боге колеса мироздания - Купале (Вышне), спутнице его Костроме (Полеле, Купаве) и соответствующем им празднике. 21 июня дневное светило достигает наивысшего проявления своих созидательных сил. Ночь с 21 на 22 июня самая коротка в году. День этот, получивший название Ивана Купала, отражает астрономические закономерности движением Земли и Солнца, обуславливающих в конечном счете смену времен года. Связан он с многими поверьями, ритуалами и является одним из основных летних праздников дошедших до нас с древнейших времен. Иванов день - праздник воды и огня, день летнего солнцеворота, когда Солнечное Колесо, достигнув высшей точки на небе, начинает "обратный путь". В это время Ярило выполнил свою миссию, брошенное в землю зерно проросло, дало всходы, и он передает бразды правления миром следующему богу - Купале, в обязанности которого входит напоить живительными соками природную стихию, заряженную ярой энергией солнца. Кроме того в этот день богиня Леля также передает власть следующей богине - Костроме (Полеле, Купаве). И, если стихией Купалы является живая, напоенная солнцем вода, то Кострома в начале своего правления - само олицетворение огня и лишь затем превращается в зеленый костер растительного буйства. Летнее солнцестояние - время наивысшего развития творческих сил природы. Наверное именно поэтому Купала является покровителем поэтов, певцов и всяких прочих артистов. Дома культуры, в некотором смысле, храмы Купалы. Творческие же коллективы, если они конечно помнят о солнцестоянии и умеют возжигать живой огонь в этот день, являются общинами Купалы. А широко известный в творческой среде Грушинский фестиваль служит характерным примером духовно-творческой составляющей купальских традиций. При этом нужно понимать, что язычество - это не религия, это природное мировозрение, способ организации жизни людей в ладу между собой и в согласии с природой. Поэты и песенники не оставили конечно же Купалу без своего внимания. Сергей Есенин так вообще считал себя внуком купальской ночи: Матушка в Купальницу по лесу ходила,Босая, с подтыками, по росе бродила.Травы ворожбиные ноги ей кололи,Плакала родимая в купырях от боли.Не дознамо печени судорга схватила,Охнула кормилица, тут и породила.Родился я с песнями в травном одеяле.Зори меня вешние в радугу свивали.Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,Сутемень колдовная счастье мне пророчит...С Купалой и Костромой связаны исконно русских имена - Ваня, Марья и Варя (Варвара). Связь эта настолько тесная, что "русский" и Ваня стали даже в некотором роде синонимами. Имя же Марья от слова "марить", так называют жар перед дождем. В русских сказках Марью величают Искусстницей. То что Марьюшки искуссницы никто конечно же не сомневается. Но изначально Марья все же Искусительница, и в сказках в этом плане все как положено, еще ни один Иван Царевич не избежал своей участи. Тот же смысл "жара" сокрыт и в имени Варя. С Купалой и Костромой связаны не только имена, стихи и песни. Так, например, в Московском Кремле имеется колокольня Ивана Великого, построенная в 1505 - 1508 годах (надстроена в 1600), причем в те времена это было самое высокое сооружение Москвы и выше никому не дозволялось что-либо строить. А с Костромой все еще круче - целый областной центр носит имя Богини, кстати, один из городов Золотого Кольца. С летним солнцестоянием связан целый праздничный цикл. Неделя перед Купалой называется Русальной неделей. В это время помощницы Лели - русалки выходят из воды и прячутся на деревьях. Ауканьем и смехом зазывают они к себе путников, которых могут защекотать, но сначала, в виде своеобразного испытания, загадывают загадки. А.С. Пушкин в драме "Русалка" так описывает их появление: Веселою толпоюС глубокого днаМы ночью всплываем,Нас греет луна.Любо нам порой ночноюДно речное покидать,Любо вольною главоюВысь речную разрезать,Подавать друг дружке голос,Воздух звонкий раздражать,И зеленый, влажный волосВ нем сушить и отряхать.Чтобы русалки не сильно хулиганили, в лесу, на перекрестках дорог, у воды им принято оставлять угощения - мед, хлеб. У южных славян в русальную неделю русалий специально приглашали на поля для хорошего урожая. Это делали дружины русальцев. Во время языческих ритуальных игрищ женщины перед танцем снимали браслеты и плясали "спустя рукава", как бы превращаясь в русалок, размахивающих крыльями-рукавами. Это был танец плодородия, описание которого сохранилось, например, в сказке о царевне-лягушке. Есть у русалок в настоящее время очень важная миссия - крещение попов. Если поп не крещенный в местной реке или озере, то он может навредить детям, которых крестит, подчинить их душу иноземным хозяевам. Вообще-то сейчас русалки сильно не буйствуют, так пощекочут, да выкупают, а вот во времена Пушкина, как он описывает, жуть как лютовали, чуть что не так - на дно волокли. Кроме того из сказок мы знаем, что иногда русалки обращаются в равной красоты женщин, при этом их магическое знание сохраняется. В сказке, Иван Царевич, наблюдая из-за дерева купание девиц, что прилетели лебедками - созерцает именно игрище русалий. Есть русалки у нас сейчас и не сказочные, а самые что ни на есть всамделишные - сборная России по синхронному плаванию. И нет им в мире равных, собственно иначе и быть не могло. От русалий передается женская красота и жизненная сила. По этой причине женщины носили изображения русалий в образе птиц с женскими головками на серьгах и браслетах. За два дня до Купалы русалок принято провожать, речных чаровниц изгоняют все миром. Проводы русалок происходят ночью при свете луны или костров. Бойкие девушки, изображая русалок, появляются в одних рубашках, с распущенными волосами, с венками на голове. Они, как и русалки, в этот последний день всячески шкодничают, так что русалки принимают их за своих. С шумом и обливанием водой девушек-русалок начинают изгонять из деревни, а вместе с ними выходят и настоящие русалки. В дальнейшем девушки должны пробраться к себе домой так, чтобы их никто не видел, иначе их обязаны выгнать снова. Если же этого не сделать, то и действительные русалки вернутся и начнут играть-хулиганить с новой силой. Русальная неделя завершается праздником Купалы, общий настрой которого очень точно отразил любимец речных жительниц Сергей Есенин: За рекой горят огни,Погорают мох и пни.Ой, купало, ой, купало,Погорают мохом пни.
Плачет леший у сосны -Жалко летошней весны.Ой, купало, ой, купало,Жалко летошней весны.
А у наших у воротПляшет девок корогод.Ой, купало, ой, купало,Пляшет девок корогод.
Кому горе, кому грех,А нам радость, а нам смех.Ой, купало, ой, купало,А нам радость, а нам смех.Главная роль в праздновании Ивана Купалы отводится двум традиционным обрядам, проводимым обычно возле реки или озера. Во-первых, возжиганию ритуальных костров, которые, по старинным представлениям, предохраняют человека и его богатство от всяческого зла. Во-вторых, обливанию и купанию в воде, а сам праздник перед рассветом завершается всеобщим купанием, чтоб снять с себя злые немощи и болезни. Высшее значение этого праздника в годовом круге проявляется в обычае зажигать за день до Купалы огонь. Добывание "живого огня" обычно производится трением и затем он разносится по домам, а также от него зажигаются купальские костры. Основной смысл этого ритуального действия связан с защитой от темных сил и всякой нечисти, которая, по народным верованиям, особенно опасна в это время. Из истории мы помним, что и Наполеон и Гитлер нападали на нашу страну именно в это время. По этой же причине в купальскую ночь не полагается спать, чтобы не проглядеть опасность. Здесь также стоит напомнить, что Парад Победы в 1945 году проходил именно на Купалу. И это было сделано осознанно, как знак того, что руководство страны вспомнило родных богов, их символы. Знали бы дату праздника раньше, то не было бы такого начала войны, да и вообще той войны могло не быть. В купальскую ночь в лесу шалит Леший - пугает и заводит в чащобу. Именины Водяных также приходятся именно на Иванов день, посему стремятся они затащить человека в воду, чтобы не мешали им отмечать торжество и не мутили воду. Неизменным атрибутом купальского празднества является скатывание горящих колес, символизирующих солнце. При этом колесо обмазывают дегтем, yвивают соломенными жгyтами и, запалив соломy, спyскают гоpящее колесо-солнце с гоpы в pекy. Основное же действие праздника разворачивается у купальских костров. Возле них устраиваются хороводы и веселые молодежные игры. А кульминацией игр являются прыжки парами через костер, которые служат одновременно испытанием ловкости и испытанием судьбы, гаданием: высокий прыжек символизирует удачу в замыслах. Те кто вместе прыгнул через костер, оказываются соединенными огнем, да еще и под покровительством богов. Кроме того с купальной ночью связан не менее романтический обряд опускания в речные воды венков с зажженными свечами или лучиной. Венки плетут из Ивана-да-Марьи или купального цветка. Если венок потонет сразу - суженый разлюбит. У кого венок заплывет дальше всех - будет счастливее всех, а у кого лучина или свеча дольше всего горит - проживет самую долгую жизнь. Купальская ночь - ночь чудес. Кто в них верит - обязательно встретится с чудом, как Александ Блок, например: ИВАНОВА НОЧЬ
Мы выйдем в сад с тобою, скромной,И будем странствовать одни.Ты будешь за травою темнойИскать купальские огни.
Я буду ждать с глубокой веройЧудес, желаемых тобой:Пусть вспыхнет папоротник серыйПод встрепенувшейся рукой.
Ночь полыхнет зеленым светом, -Ведь с нею вместе вспыхнешь ты,Упоена в волшебстве этомДвойной отравой красоты!В народе верят, что в эту ночь деревья и животные разговаривают, травы наполняются особой живительной силой, поэтому знахари торопятся собрать их. В это время цветут редкие загадочные травы: лютый корень, любисток-трава, перелет-трава, разрыв-трава, и т.д. В. Солоухину приходилось по всей видимости их искать: В Иванов день набраться духуИ в лес идти в полночный час,Где будет филин глухо ухать,Где от его зеленых глазПохолодеют руки - ноги...Начнет кружиться голова.И будет в тихий час урочныйЦвести огнем разрыв-трава.Знатоки сказывают также, что в ночь на Ивана Купалу цветет папоротник. Его фантастический цветок является метафорой молнии. На Руси его зовут Свети-цвет или Жар-цвет. Бутон Жар-цвета разрывается с треском и распускается золотым и красным пламенем, притом столь ярким, что глаза не могут вынести его чудного блеска. Человек, которому удалось раздобыть этот цветок, приобретает магические знания и умения: он будет счастлив всю жизнь, научится понимав язык животных, птиц, растений, а из разговоров растений узнает, какая трава от какой болезни помогает. Ему откроются спрятанные в земле сокровища и клады, он приобретет способность становиться невидимым, над ним не будет иметь власти нечистая сила, но все это возможно, если помыслы его чисты. Если Купала покровитель поэтов, певцов и прочей художественной самодеятельности, то Кострома помощница целителей и лекарей. Вся сила вершины года, вся концентрация живительной силы родной природы в их арсенале. В ночь на Купалу обычай предписывает также не спать, караулить рассвет, чтобы увидеть как солнце "играет". На Купалу рано Солнце играло,Рано Солнце играло на добрые годы,На добрые годы - на теплые росы,На теплые росы - на хлеба-урожаи.В несколько преобразованном виде встреча рассвета широко распространена и сейчас. На это время приходятся выпускные балы в школе, которые являются хорошим продолжением древней традиции с современным смысловым наполнением. После Купалы начинаются Зеленые святки, точно также как после Коляды зимние. Хотя день солнцеворота уже пройден, но днем наивысшего жара солнца считается 29 июня и приметы на этот день позволяют судить об исходе урожая. Очень важно, чтобы жар уменьшился и не пожег урожай. Основным действом приуроченным к этому дню является "похоpоны Костpомы", что символизирует переход Костромы из состояния огненного костра в костер зеленый. При этом изготавливается чучело Костромы, одна команда защищает его, а другая пытается отобрать. Затем его топят в реке или разрывают на части и разбрасывают по полю. Иногда в роли Костромы выступает девушка, вокруг которой разворачивается действо, на части ее может и не разорвут, но выкупают обязательно. А дальше начинается отсчет времени поспевания урожая, его уборки, заготовки продуктов на зиму. Как правило, после 29 июня прекращались весенние песни и хороводы, начинался сенокос и страда. * * * Впередсмотрящие разных народов, говоря о России, в один голос утверждают, что эра Водолея - это эра расцвета России. Мы с удовольствием к ним присоединимся, добавим лишь, что по-русски Водолей - это Купала. Его эра и начинается, сменяя эру Ярилы. Введение официального праздника на летний солцеворот, например, в виде Дня молодежи, может стать официальным шагом ее начала. Молодежь - это будущее, если будут песни и вера в чудо, то и будущее будет соответствующим. А в индивидуальном порядке, всякий, кто уловил смысл праздника Купалы, рано или поздно хотя бы раз окажется у купальского костра и у него будет шанс попытать счастье - найти огненный цветок папоротника. 22.06.2007г., 22.06.2008г.
| |||||||||