Носков Юрий

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РУССКОГО ЯЗЫЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И АВРААМИЧЕСКОГО МОНОТЕИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

На изложение тех или иных обществоведческих дисциплин огромное влияние оказывает идеология, действующая в тот или иной период истории, будь она светская или религиозная. Но этот факт является просто цветочками по сравнению с влиянием системы мировоззренческих координат, в рамках которых эти самые идеологии излагаются. Здесь важно отметить, что подавляющее большинство людей эту самую систему координат даже не различает, как рыба не замечает воду, а человек воздух.

В школьном курсе геометрии излагается простейшая система пространственных координат x, y, z. Если добавить еще время, температуру и т.д., то можно представить многомерную физическую систему координат. При этом важнейшим свойством координат является их ортогональность, то есть независимость (невыразимость одной через другую).

Данная физическая координатная аналогия применима и к мировоззрению в целом, в том числе и в области духовности. При этом конечно же оси координат будут гораздо более сложными чем применяемые для описания только физического мира.

В комплексных духовно-мировоззренческих системах роль осей координат выполняют "высшие силы" - боги. Такой подход легко реализует уходящую в бесконечность ось координат.

Многомерные системы координат принято называть политеизмом или язычеством. Количество осей координат (богов, богинь) в различных языческих системах различно, как различны и сами персонажи-орты. При этом их количество не слишком велико и круг их обязанностей определен. Другим отличительным свойством язычества является природность осей координат - высших сил (богов, богинь), то есть они как бы соучастники жизни, что материализуется в виде олицетворения богов с природными стихиями.

Еще одним из отличий язычества (политеизма) является устная традиция передачи духовно-мировоззренческих знаний. Это запечатлелось в самом названии мировоззрения, в отличие от книжничества как способа хранения и передачи информации. Устная традиция связана, с одной стороны, с тем, что письменность в истории человечества возникла сравнительно недавно. И самое главное, устный подход (за счет разномыслия) автоматически способствует многомерности мировоззрения соизмеримой с естественной для того или иного природно-житейского уклада.

Природное родноверие коренных народов России (в первую очередь славян, финно-угров, потомков скифов и гуннов), которое и будем называть русским, является характерным язычеством. Комплексный анализ сохранившихся фрагментов язычества позволяет выделить круг из восьми богов по линии мужского духовно-мировоззренческого начала и круг из восьми богинь по линии женского начала.

В язычестве имеются персонажи и менее значимого уровня, как правило, отражающие локальных природных духов места - домовой, леший, водяной, русалки.

При этом человек оказывается окруженным силами, участвующими в его жизни, с которыми необходимо выстроить какие-то отношения. Силы эти носят обережный характер. Но, если человек ведет себя "неправильно", то могут и наказать. В силу деятельности или по другим причинам для каждого язычника отдельные божества оказываются более близкими, но при этом признаются и другие и самое главное вполне естественно воспринимаются люди, для которых они более значимы.

Влияние же враждебных сил (вражеское нападение, стихийное бедствие, болезни, человеческие пороки и т.д.), без описания которых мировоззренческая система неполная, в языческой системе координат находится за пределами духовного обережного круга и никакие договоры с ними невозможны, необходимо лишь крепить обережную силу круга и прибегать к защите богов, богинь и других родных обережных сил.

* * *

Антиподом языческого политеизма является монотеизм, то есть такая мировоззренческая система, в которой имеется только одна божественная сила, способная участвовать в жизни человека и помогать. А его крайней разновидностью - авраамизм или абстрактный монотеизм, где божественная сила надмирна, внеприродна и непознаваема.

Абстрактный монотеизм исторически возник в Египте как одно из религиозных течений, а затем "приватизирован" определенной широко разрекламированной популяцией. И уже в виде различных модификаций распространился по миру.

Чтобы наглядно продемонстрировать суть абстрактного монотеизма, можно привести два примера. Так имеются понятия - дуб, береза, клен и т.д. - можно подойти потрогать, изобразить, использовать для костра, сделать мебель - это аналог язычества, и есть другое слово - дерево, то есть обобщающее понятие, не потрогать его, не познать и не использовать в хозяйстве - это аналог абстрактного монотеизма. Другой пример более человеческий, есть понятие - любовь между мужчиной и женщиной, любовь матери к своему ребенку, любовь детей к родителям, любовь к Родине и т.д. - аналог язычества, а есть понятие просто "любовь" - это аналог абстрактного монотеизма.

Авраамизм кроме того приписывает этой категорийной абстракции внеприродную (надмирную) субьектность. Мало того, еще и обьявляет человека "сделанным" по его образу и подобию.

Прямым следствием одномерной системы координат является появление в таком мировоззрении факта творения мира. То есть ничего не было, а потом этот самый абстрактный бог раз и сотворил мир. Все бы ничего, если бы эти построения существовали лишь в религиозной среде, то есть на уровне верю-неверю. Но они активно внедрились и в научный мир в виде возникновения вселенной от первовзрыва. И проходят международные симпозиумы, где важные дяденьки с важным выражением лица обсуждают данную абстракцию в деталях и подробностях. А все это лишь следствие примитивизма монотеистической системы мировоззренческих координат.

Другим важным и весьма опасным следствием абстрактной одномерности с ее доктриной человека, созданного по образу и подобию с богом, является потребительски господское отношение к природе, грозящее превратить планету в урбанизированную помойку.

В отличие от язычества, политеизм которого позволяет выстроить обережный духовно-мировоззренческий круг, авраамизм имеет лишь одну недосягаемую силу вверху, способную помочь человеку при определенном его поведении и с которой особо достойные могут слиться после смерти. А в повседневной жизни человек отдается во власть князя мира сего - дьявола, неизменно олицетворяющего в данной системе координат темные силы. Отсюда ярко выраженная черно-белая окраска авраамизма, контрастное деление людей на своих и чужих. И человек в данной системе координат вынужден выстраивать какие-то отношения с тьмой, кто-то договоры заключает, кто-то ведет бессмысленную войну с собственной тенью, порожденной одним источником света, вместо того чтобы включить еще несколько источников. Именно этим обьясняется в масонстве (одной из реализаций абстрактного монотеизма) рост чернухи по мере роста степени посвящения адептов.

Широкое распространение авраамизма связано, в первую очередь, с возможностями которые он дает для возвышения одних людей над другими. Абстрактные манипуляции общественным сознанием, осуществляемые служителями культа, в исторический период империй и колоний был весьма востребован как метод организации высокотехнологичного рабства.

При этом в абстрактном монотеизме можно выделить два характерных течения. Во-первых, это общественные иерархии с царем или императором во главе, якобы получившего власть от этого самого авраамического бога (или от его жрецов на практике), адепты здесь с богом общаются через посредников-жрецов, примером может служить христианство. Во-вторых, управляемый хаос, при котором адепты с богом общаются без посредников, но имеются организованные властные структуры, следящие за поддержанием хаоса в рамках доктрины, примером может служить ислам.

Изобретение в христианстве Христа, как бога снизошедшего до людей, не имеет непосредственного отношения к мировоззрению (то есть описанию мира), а представляет собой лишь элементы религиозной магии.

Собственно социально-психологические явления, лежащие в основе практической реализации монотеизма, были известны давно. Очень образно, например, отобразил их проявление Гомер в "Одиссее" в виде мифических персонажей Сциллы и Харибды, которые встают на пути у тех, кто убивает быков Гелиоса.

Одно из характерных применений авраамизма на практике можно видеть в имперском периоде Великобритании - бремя белых и Бонд как символ с одной стороны и черная шестерка порока с элементами хаоса как технология управления колониями с другой стороны. После второй мировой войны эта технология во многом перешла к США - последней империи, доживающей последние годы.

Абстрактный монотеизм как доминирующее сегодня мировоззрение, особенно в его утрированном виде - рвущегося к мировому господству авраамизма, является главнейшей основой конфликтов и глобальных угроз современности. Голова у людей так заточена, что обязательно нужно привести весь мир к общему знаменателю (к единообразию) иначе у них наступает ступор в мозгах. Это чрезвычайно опасно, особенно когда у тех или иных персонажей кнопки от ракет с ядреными головками. Причем с развитием науки и технологий, ростом возможностей людей, процесс стремительно усугубляется.

Авраамисты же на практике весьма агрессивны и изощренны, а в качестве шумового прикрытия в настоящее время используют понятие толерантности и борьбы с экстремизмом, при этом не брезгуют привлечением для достижения своих целей не только туповатых и "деланных" адептов, но и активно эксплуатируют человеческие пороки.

На территории России абстрактный монотеизм представлен в основном православием и исламом.

При этом православие, унаследовав на уровне традиции многое от политеизма, отчасти сохранило обережную силу круга, к тому же большинство относящих себя к православным книжек доктринальных не читает и реальное их мировоззрение весьма далеко от того, что в этих книжках написано. И лишь в имперский романовский период черно-белая доктрина проявила свое истинное лицо с превращением народа в рабочий скот с прокладкой между "элитой" и народом в виде иностранцев.

Ислам также пришел в наши края существенно облагороженным, на Кавказ через Иран (то есть дословно страну ариев), а на Волгу из Средней Азии, и впитал в себя многие живые традиции как этих народов, так и местные обычаи.

При всем при этом и христианство и ислам как рыба на кукане сидят на авраамическом одномерном внеприродном абстракционизме. И при любых социальных и государственных проблемах поводок обязательно проявляется.

* * *

Природный мировоззренческий политеизм является естественным состоянием человеческого общества в отличие от искуственного и поддерживаемого административно-силовыми методами монотеизма.

Обычно разрушение политеизма происходило через создание божественных иерархий как основы для обоснования иерархий общественных. Так это происходило в Риме при переходе к империи, это же произошло в североевропейском язычестве с доминированием Одина, на Руси во временая Владимира с попытками возвысить Перуна. Для территории нынешней России немалую разрушительную роль сыграли изгнанные из Византии эмигранты-иудеи, в одно время укрывшиеся в Хазарии и подмявшие под себя верхушку этой самой Хазарии. За что Византия их выгнала это, кстати, тема для отдельного исследования. При этом жители Хазарии конечно же не стали евреями и даже иудеями, местный политеизм лишь был опущен до черно-белого природного подконтрольного монотеистического примитивизма. Отчасти отголоски этого можно наблюдать на примере фрагментов верований тогдашних хазарских данников, например, мордвы, где был выпячен Чам Пас и введен его антипод Шайтан, это же характерно и для Волжской Булгарии в доисламский период. Сам по себе природный монотеизм слаб мировоззренчески и весьма разрушителен в социальном измерении. Именно поэтому по всей видимости и был на территории России вытеснен адаптированным абстрактным монотеизмом в виде православия и ислама, причем с сохранением культурно-мировоззренческих политеистических фрагментов.

* * *

Природа, в том числе и природа человеческого общества, циклична. Был период, когда по ряду причин доминирование монотеизма было востребовано или по крайней мере допустимо. Сейчас же все говорит о том, что наступает время насущной востребованности политеизма. Возможно, что не совсем в том виде каким он был ранее (то есть естественно-природном), а, например, в духовно-осознанном виде, с использованием всего лучшего, что было накоплено в том числе и в рамках одномерности. А самое главное с иммунитетом против разрушающего действия монотеизма и его адептов.

Для людей с политеистическим мировоззрением отсутствует потребность в иерархии и пастухах-надзирателях. Даже в рамках своей системы координат человек находится ближе к тому или иному духовному символу. А здесь же рядом живут соседи, для которых ближе другой символ предпочтений. Отсюда больше звезд и выдающихся личностей в политеистическом обществе, так как поле для деятельности гораздо шире. Отсюда и гораздо более терпимое отношение к соседним народам и их взглядам на мир, они не воспринимаются как недопустимые на уровне восприятия мира.

Если мы хотим мир сделать более безопасным, менее внутренне напряженным, необходимо уходить от доминирования монотеизма. То есть нужно менять доминирующую систему координат.

* * *

В заключение стоит еще раз обратить внимание, что здесь рассматриваются лишь вопросы мировоззрения, то есть системы взглядов на мир. Духовность, нравственность, мораль и вообще все, что отличает человека от животного, это нечто другое. Оно имеет свое описание и свою атрибутику как в одной системе координат, так и в другой. Но это уже тема для другой статьи.

02.06.2008г.