Юрий Носков

ВСТРЕЧА ВЕСНЫ

Бежит, бежит времечко, крутится Коло Сварожье. Вот и пришло время рассказать о следующем языческом боге колеса мироздания - Даждьбоге Сварожиче.

На день весеннего равноденствия Огонь Сварожич передает бразды правления Даждьбогу - следующему богу колеса мироздания. Даждьбогу соответствует природная стихия света, а с точки зрения человеческой стихии - свет духовный, то что делает жизнь осмысленной и духовно наполненной, то что и отличает человека от представителей животного мира. Известны и другие имена этого божества - Святовит или Белун (Белбог). Под именем Белбог он больше известен в Белой Руси. Да и главное капище Даждьбога нужно искать в Белоруссии, до сих пор остающейся неизменным оплотом русского духа.

Образованной публике широко известно упоминание Даждьбога в "Слове о полку Игореве", где говорится о попавших в тяжелое положение русских как о внуках Даждьбога. При этом само имя Бога говорит о его сфере ответственности - Бог дающий жизнь, так что совершенно не случайно его упоминание автором Слова как покровителе и в некотором смысле родоначальнике древнерусского народа.

Как спутницей Коляды по времени является Снегурочка, так и Даждьбога сопровождает богиня Жива.

Вот как точно с глубоким пониманием смысла П.Д. Бутурлин в сонете "Даждьбог" (1891г.) в качестве Живы изобразил саму Рось:

Средь бледной зелени приречных камышей

Белела дочь Днепра как чистая лилея,

И Даждь-бог молодой, любовью пламенея,

С своих пустых небес безумно рвался к ней.

Горячей ласкою скользил поток лучей

По телу дивному - и сладостно слабея,

Она, предчувствуя объятья чародея,

Еще боясь любви, уж радовалась ей!

Но стала вдруг кругом прекраснее природа,

Свет ярче искрился, и зной страстней дышал.

Русоволосый бог с безоблачного свода

На деву тихих вод ликуя налетал, -

И мать своих детей, мать русского народа,

Он наконец обвив, впервой поцеловал!

Богиня Жива встречает родившееся Дитя, первой слышит его голос и оберегает его в первые дни жизни. По нынешним временам именно она является покровительницей роддомов и акушеров.

День, связанный с Даждьбогом, - день весеннего равноденствия, праздник Встречи весны. Известно и другое название праздника - Сороки, связано оно не с птицами сороками, а означает совместно (согласно) с роком. Что соответствует как началу новой жизни, так и началу нового земледельческого цикла. Изначально новый год на Руси начинался именно на весеннее равноденствие.

А вестником Дажьдьбога, приносящим на крыле Весну является жаворонок, неизменный атрибут праздника, так что принято в этот день птичек печь в виде жаворонков. Их оставляли в сарае, давали детям, одного жаворонка бросали в печь. Дети бежали с ними на улицу "кликать лето", старались поднять выпеченных птичек повыше и зазывали:

Жаворонки, жаворонки,

Прилетайте к нам!

Приносите нам

Весну красну,

Красно солнышко,

Тепло гнездышко!

Широка, многолика и многоголоса Русь, не даром норманы звали ее страной многих городов - Гардарикой. Одна и та же традиция в разных местах имела и свои особенности и свое обрядовое наполнение, так что тот же праздник дошел до нас и с другим названием - Комоедица (название его связано не с едой, а с конями).

С этим праздником связана и еще одна традиция - пробуждение медведя. Так что совершенно не случайно наши предки род свой вели от медведя, те кто попроще - от лесного Хозяина, а кто посообразительнее - медведей видел на небе в районе Полярной звезды.

Как после Коляды наступают Святки, так и день равноденствия открывает некоторый аналогичный период - Волочебники. Если Масленица, широко празднуется в Украине и России, то Волочебники больше известны среди белоруссов, а также в соседних с Белоруссией областях Смоленской и Псковской. Веселые ватаги, их называли лалынщиками, обходили дома с гудком и волынкой с пением так называемых волочебных песен. В них славились божества-покровители и те работы в которых они помогали. Общий настрой и поэтика волочебных песен имеет много общего с колядками. В других регионах России фольклорная традиция известна больше как веснянки. Вот одна из них:

Весна красная,

Долгожданная!

Где ж ты долго

Так бродила?

С зимой лютою

Повстречалася,

Растопила ее сердце хладное,

Напоила землю-матушку!

С приходом в наши края жреческих монотеистических культов Даждьбог (Святовит) начал подменяться Спасом (он изображен в центре православного иконостаса), а после раскола вообще приземленным Христом. Понятный и радостный праздник возрождения природы, который приурочен к весеннему равноденствию стал заменяться календарно блуждающей иноземной пасхой, время проведения которой знали лишь церковные служители. Не малую роль в сбиванее естественно-природного ритма сыграло и начало нового года 1 марта, долгое время бытовавшее в наших краях и являвшееся наследием еще Римской империи. Предания доносят о причинах забвения ритмов родной традиции - боги уснули.

Но бежит, бежит времечко, на смену ночи с тьмой приходит утро, на смену зимы торопится весна, на смену забвению приходит пробуждение. Пришло время и наши родные Боги просыпаются. Мы, даждьбожьи внуки, с ними родственники. Если не будем забывать своих богов, то и они не оставят свой народ без внимания и заботы.

21.03.2007, 18.03.2008