Юрий Носков

СРЕЧА

Бежит, бежит времечко, крутится Коло Сварожье. Вот и пришло время рассказать о следующем языческом боге колеса мироздания - Огне Сварожиче (Меньшом Сварожиче, Семаргле) и соответствующем ему празднике - Срече.

В начале февраля Коляда-Мороз передает бразды правления Огню Сварожичу (Семарглу), что олицетворяет первую встречу весны с зимой. Вот собственно Меньшой Сварожич и организует эту встречу, поэтому и зовут его Первозванным. Семарглу соответствует природная стихия огня, а с точки зрения человеческой стихии - огонь духовный, то что пробуждает дух, порождает стремленья. Есть у Сварожича и вестник - Финист Ясный Сокол, нашедший отражение в русских сказках, и непременно предстающий служителем "вооруженного добра".

Семаргл (собственно как и все языческие боги) покровительствует (отражает) определенный период в жизни мужчины - период беззаботного детства. С Огнем Сварожичем также связано одно из широко распространенных мужских имен - Андрей.

Вот как образно С. Клычков отобразил вступление Семаргла в жизненный круговорот:

На поляне, на поляне

Вкруг костра веселый крик,

На костре худые сани,

В санях парень и старик...

Старина сидит на плахе,

Занесла его метель,

Парень в вышитой рубахе,

И свирель в руке, и хмель...

Старый трубит в рог коровий,

Сыпят искры с армяка,

А у парня круты брови,

В кольцах белая рука...

Песни, пляска на поляне,

Старый, старый трубит в рог!

Ярый змей пополз под сани

И в костре, свернувшись, лег...

Машет шапкой запевало,

И сама поет свирель,

А вокруг рубахи алой

Обвился огневый хмель...

Старый обнял молодого,

И сгорел костер дотла...

Ночью искры на дорогу

Рассыпались у села.

Ночью ясной, ночью ясной

Обвивал сырой пенек

Огонек, как пояс красный,

Тлел, как уголь, перстенек...

Обожествление огня уходит в такие глубины человеческой истории, что однозначно может ассоциироваться с первыми проявлениями духовного сознания людей. Истоки культа Огня появляются со времен, когда люди еще не умели добывать его и вынуждены были бережно хранить, получив от удара молнии. Огонь отгонял прочь тьму и хищных зверей, согревал, позволял приготовить пищу, как было его не обожествлять. Огонь был центром мира, да и после смерти человека его тело ожидал погребальный костёр, что позволяло духу быстрее попасть в Ирий.

Во время трапезы Огонь угощали первым и лучшим кусочком. Нечистая сила не может приблизиться к Огню, а он способен очистить что-либо осквернённое. Огонь является свидетелем клятв, так что когда на Купалу прыгают парами через костер, то считается, если парень и девушка сумеют перелететь через пламя, не расцепив рук, - значит, их любви суждена долгая жизнь.

В длительный земледельческий период истории наших предков, культ огня переместился в овины, то есть специальные строения для просушки снопов. Огонь разжигался внизу и требовал постоянного присмотра, иначе можно было остаться не только без овина, но и без хлеба.

Образ Бога Огня был широко распространен и известны два взаимно дополняющих его изображения. Во-первых, в виде сокола, падающего с неба (сокол это птица Меньшого Сварожича), именно в таком виде его стилизованное изображение было на родовом гербе Рюриковичей. Во-вторых, в виде Крылатого пса, волка или дракона. Этот образ был распространен в более южных районах, где шире развито скотоводство. И здесь он более известен под именем Семаргла. С таким названием он попал и в экспериментальный пантеон князя Владимира. Погибших воинов с погребального костра уносил в небеса именно кралатый пес.

Известно, например, изображение Огня-Семаргла на браслете из состава Тверского клада 1906 г., где изображена сцена жертвоприношения Семарглу. Девушка в длинной узорчатой рубахе и с распущенными волосами подносит кубок изображению крылатого пса. Пёс Семаргл как бы вырезан из сильно изогнутого дерева. Явно, что чеканщик изображал не животное, а скульптуру животного, образ.

Изображения Семаргла зачастую тесно переплетается с образами русалок. С одной стороны это связано с тем, что огонь широко применялся в земледелии, отвоевание пашни от леса, выжигание сорняков с их семенами, защита от потравы зверьем. Во-вторых, Огонь Сварожич связан с детством, периодом шалостей и забав, что перекликается с повадками русалок.

Праздник, связанный с Огнем Сварожичем (Семарглом), - это Среча (начало февраля), когда впервые зима встречается с весной. День этот сам по себе зачинал масленичный период и был заслонен более известным праздником весны, напоминая о себе лишь первым масленичным днем - встречей, зазыванием весны.

Основным атрибутом праздника является возжигание священного огня, что в данном случае означает помощь людей весне в преодолении холодов, в соединении земной жизни с космическим ритмом смены времен года.

Священный огонь, добывается трением и считается "чистым". Возжигание такого Огня Сварожича всякий раз отмечает наступление нового годового огненного цикла. Таким образом, каждый год мир возродается и появляется возможность сделаться его добрее и лучше, а огня, зажженного на Сречу, должно хватить на весь последующий год.

Помнят меньшого Сварожича и сегодня. Его стилизованный вестник - сокол, падающий с неба, представлен во всей красе на государственном гербе Украины. А на гербе Татарстана Семаргл представлен в виде крылатого барса, по всей видимости не хватило понимания и решимости в свое время изобразить крылатого волка или вернуть старый герб - огнедышащего дракона. Но сути это не меняет, барс так барс, тоже зверюга знатная, нельзя лишь забывать, что на гербе символ огня.

Много обязанностей у Огня Сварожича, поэтому и является он одним из самых почитаемых богов на Руси, именно поэтому пост номер 1 страны и находится у его главного капища у кремлевской стены.

Каждая языческая община имеет своего Бога покровителя - одного из Сварожичей. Связано это в первую очередь с видом деятельности или кругом интересов, обьединяющих людей. Так это было ранее, так это есть и сейчас. А общинами Огня Сварожича (то есть теми, куму он покровительствует) по нынешним временам являются школьные и студенческие коллективы, а также клубы выпускников. Очень точно суть данного дела отражает одно из высказываний академика Арцимовича: "Студент - это не сосуд, который нужно наполнить, струдент - это факел, который нужно зажечь". Самой же главной общиной Огня Сварожича несомненно является кремлевский полк хранителей главного Огня страны.

08.02.2007г., 08.02.2008г.