Носков Юрий

КОЛОГОД

ПРЕДИСЛОВИЕ

Соизвольте выслушать, люди добрые,

слово вестное, приголубьте речью

лебединою словеса немудреные, как

в старые годы, прежние, жили люди

старые... А что было, то былью

поросло, а что будет, то будет не

по-старому, а по-новому. Русским

людям долгое житье, а родимой

стороне долее того.

/И.П. Сахаров/

В давние, давние времена, когда не было ни телевизоров, ни радио, ни книжек с картинками, ни общеобразовательных школ с институтами и академиями наук, топонимика, праздники и народный фольклор были главными хранителями мировозренческих знаний. Основой основ при этом для наших предков (гиперборейско-арийского мира) являлся годовой цикл праздников. Изменение начала года с весеннего равноденствия на осеннее, а затем на зимний солнцеворот, внесло много путаницы в изначальный смысл древних праздников и их символов, Велесовы дни так вообще оказались разбросаны по всему году. Не мало здесь постарались и пришлые миссионеры.

Но бежит, бежит времечко, крутится Коло Сварожье, на смену ночи с тьмой приходит утро, на смену зимы торопится весна, на смену забвению приходит пробуждение. Хотя природное здравомыслие никогда не забывались полностью, выходя на передний план в каждый трудный момент нашей истории. При этом язык и народный фольклор всегда были надежными хранителями и источником таких знаний. Вот, например, строки Александра Кондратьева в классическом стиле поэтических воззрений на природу:

Земля прекрасная, любовница Богов,

Для каждого из них меняешь ты наряды

Лишь пробудят тебя весной Дажбога взгляды,

Ты сбрасываешь свой белеющий покров

И ризой в зелени пестреющих цветов

Пленяешь божий взор. Веленьям властным Лады

Покорная, любви внушаешь все отрады

С небесным юношей. Но вот из облаков

Златобородый царь свой лик покажет смелый

И страсти молнией нежданно опалит,

И для Перуна ты приемлешь новый вид -

Убранства желтые, как нивы колос спелый.

А там зима идет, и стан твой вновь обвит

Для князя сумрака одеждой снежно-белой.

Сварга, как небесное колесо Богов, делит год на восемь равных частей. Спутница Земли Луна вносит свой ритм изменений, нашедший отражение в деление года кругом Богинь - Корогодом.

Нашу родную веру можно с одной стороны назвать родноверием, так как для нас она родная, то есть берет свое начало в глубине веков и не заимствована у других народов. С другой стороны ее можно назвать природной верой, так как она возникла из естественной жизни, а не сочинена одним человеком или группой лиц. И еще ее называют язычеством, так как передавалась и хранилась она в устном виде.

Наш родной гиперборейско-арийский мир - это с одной стороны культурно-традиционная основа народов, для которых наша земля родная ("ар" - значит земля, а "арии" - люди земли, земляне, те для кого земля родная мать). Это и славяне и финно-угры и потомки скифов и гуннов. С другой стороны это особый духовный мир, особая структура духа, которая сконцентрирована в слове "гиперборейский", передающем смысл даже в современном прочтении, а в настоящее время обозначаемом как "русский дух".

Данный материал отражает лишь социальные и мировоззренческие вопросы, то есть жизнь общества, и не затрагивает личные и семейно-родственные отношения, известные в нашей истории как почитание Рода. Это тема для отдельного рассмотрения. Здесь можно лишь отметить, что в случаях, когда родовые отношения начинали претендовать на роль социальных это всегда приводило к потрясениям.

В последующих 16 статьях, описывающих годовой круг праздников, сделана попытка дать путеводный компас в безбрежный сказочный мир родной культуры и истории, знание и понимание которого может служить надежным тылом для ориентации в будущем.

25.01.2008г.