|
Носков Юрий
КОЛОГОД
ПРЕДИСЛОВИЕ
Соизвольте выслушать, люди добрые,слово вестное, приголубьте речьюлебединою словеса немудреные, какв старые годы, прежние, жили людистарые... А что было, то быльюпоросло, а что будет, то будет непо-старому, а по-новому. Русскимлюдям долгое житье, а родимойстороне долее того./И.П. Сахаров/В давние, давние времена, когда не было ни телевизоров, ни радио, ни книжек с картинками, ни общеобразовательных школ с институтами и академиями наук, топонимика, праздники и народный фольклор были главными хранителями мировозренческих знаний. Основой основ при этом для наших предков (гиперборейско-арийского мира) являлся годовой цикл праздников. Изменение начала года с весеннего равноденствия на осеннее, а затем на зимний солнцеворот, внесло много путаницы в изначальный смысл древних праздников и их символов, Велесовы дни так вообще оказались разбросаны по всему году. Не мало здесь постарались и пришлые миссионеры. Но бежит, бежит времечко, крутится Коло Сварожье, на смену ночи с тьмой приходит утро, на смену зимы торопится весна, на смену забвению приходит пробуждение. Хотя природное здравомыслие никогда не забывались полностью, выходя на передний план в каждый трудный момент нашей истории. При этом язык и народный фольклор всегда были надежными хранителями и источником таких знаний. Вот, например, строки Александра Кондратьева в классическом стиле поэтических воззрений на природу: Земля прекрасная, любовница Богов,Для каждого из них меняешь ты нарядыЛишь пробудят тебя весной Дажбога взгляды,Ты сбрасываешь свой белеющий покровИ ризой в зелени пестреющих цветовПленяешь божий взор. Веленьям властным ЛадыПокорная, любви внушаешь все отрадыС небесным юношей. Но вот из облаковЗлатобородый царь свой лик покажет смелыйИ страсти молнией нежданно опалит,И для Перуна ты приемлешь новый вид -Убранства желтые, как нивы колос спелый.А там зима идет, и стан твой вновь обвитДля князя сумрака одеждой снежно-белой.Сварга, как небесное колесо Богов, делит год на восемь равных частей. Спутница Земли Луна вносит свой ритм изменений, нашедший отражение в деление года кругом Богинь - Корогодом. Нашу родную веру можно с одной стороны назвать родноверием, так как для нас она родная, то есть берет свое начало в глубине веков и не заимствована у других народов. С другой стороны ее можно назвать природной верой, так как она возникла из естественной жизни, а не сочинена одним человеком или группой лиц. И еще ее называют язычеством, так как передавалась и хранилась она в устном виде. Наш родной гиперборейско-арийский мир - это с одной стороны культурно-традиционная основа народов, для которых наша земля родная ("ар" - значит земля, а "арии" - люди земли, земляне, те для кого земля родная мать). Это и славяне и финно-угры и потомки скифов и гуннов. С другой стороны это особый духовный мир, особая структура духа, которая сконцентрирована в слове "гиперборейский", передающем смысл даже в современном прочтении, а в настоящее время обозначаемом как "русский дух". Данный материал отражает лишь социальные и мировоззренческие вопросы, то есть жизнь общества, и не затрагивает личные и семейно-родственные отношения, известные в нашей истории как почитание Рода. Это тема для отдельного рассмотрения. Здесь можно лишь отметить, что в случаях, когда родовые отношения начинали претендовать на роль социальных это всегда приводило к потрясениям. В последующих 16 статьях, описывающих годовой круг праздников, сделана попытка дать путеводный компас в безбрежный сказочный мир родной культуры и истории, знание и понимание которого может служить надежным тылом для ориентации в будущем. 25.01.2008г.
| |||||||||