Юрий Носков

СУДЕНИЦА

Бежит, бежит времечко, продвигается Земля Матушка по своему извечному кругу вокруг Друга Милого - Красно Солнышка, подставляя под его живительные лучи то один свой бочок, то другой. Вот и пришло время рассказать о следующей русской языческой Богине - Доле и соответствующем ей празднике - Суденице.

Круг русских языческих богинь с одной стороны отражает разделение их сфер ответственности в жизни людей, с другой стороны привязан к временам года, а кроме того еще и является символическим отражением круга жизни женщин (точно так же как круг богов является символическим кругом жизни мужчин). Так как женщины более чувствительны к луне, наверное поэтому и богинь в круге 12. Причем четыре из них являются спутницами-помощницами Богов и их праздники совпадают, а вот остальные 8 вполне самостоятельны.

После зимнего солнцеворота, отмеченного праздником Коляды, и участницей которого является Снегурочка (первая в круге богинь), далее следует Доля (Суденица) - первая самостоятельная богиня круга. С тем, что она зачинает круг связаны и ее обязанности.

Богиня Доля в русской традиции является богиней пряхой, которая прядет нить жизни каждого человека, а предначертание судьбы записывает ребенку на лбу. Отсюда русская поговорка: "Так ему на роду написано". Изображение Доли в виде пряхи совершенно не случайно, одно из основных занятий женщин в зимние дни и вечера ранее являлось рукоделие и сами они были теми пряхами, что обустраивали быт и долю своих семей. Долю не стоит путать с другой богиней пряхой - Макошью, хранительницей дома и помощницей женщин в их рукоделии и ведении хозяйства. Доля же - это богиня судьбы, богиня охранительница.

Испокон веков люди всячески пытаются узнать свое будущее, не взирая на то, что дело это, как говорят, опасное, не очень-то боги любят когда люди за их делами подглядывают. И самым подходящим временем для гадания считается как раз время Судениц, в это время тонка пелена между былью и небылью.

И как не пытались пришлые миссионеры подавлять и искажать народную традицию, родная природная вера все равно прорастала. Крещенские гадания являются характерным тому примером. Вот как Жуковский В.А. в балладе "Светлана" очень живо и точно отразил сохранившуюся народную традицию:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумруды;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Выделяются два основных типа гадания: в форме примет-истолкований и гадания в форме колдовства.

Собственно языческими являются именно первые. Обращаясь к богам (в первую очередь к Доле) просят дать ответ. А результат узнают по знакам. В это время все вокруг наполняется особым смыслом, ничто не рассматривается случайным. Загадывают на самые незначительные мелочи. Любая деталь превращается в примету, в предвестника чего-то определенного. Особое место здесь занимают так называемые "подблюдные" гадания, сопровождаемые короткими (от одной до десяти строк) подблюдными песнями. Начинаются они с прославления хлеба: эти песни предвещали достаток хозяевам того дома, в котором гадали. Затем в определенном порядке пелись песни, содержащие иносказательные образы, разгадка которых сулила гадающим счастье и богатство, свадьбу или безбрачие, разлуку, дорогу, и т.д.

Гадание в виде колдовства по своей сути является не язычеством, а магией (шаманизмом). Этот способ считается довольно действенным, но чрезвычайно опасным. Поэтому неслучайно сохранилось множество записей рассказов о таких гаданиях, закончившихся трагически.

У гадательных традиций имеется и вполне современное рациональное обьяснение. Они позволяют более точно сформулировать свои желания, разобраться в своих чувствах и предпочтениях. Кроме того сила внушения и самовнушения достигает при гаданиях и ворожбе таких размеров, что человек начинал непроизвольно стремиться к тому, что нагадано, и тогда "предсказание" и впрямь сбывается.

День Судениц не мог не оказаться отмеченным в календаре. То ли такое происходит по воле богов или генетической памяти народа, а может быть кто-то находит способ остатить вешку-указатель.

Так на означенный период приходится Татьянин день - 25 января. И есть все основания полагать, что не случайно. Имя Татьяна происходит от греческого "тато" - утверждать, определять, что как нельзя лучше отражает обязанности Доли.

История появления праздника такова. 12 (25) января 1755 года был подписан императрицей Елизаветой Петровной Указ об открытии в Москве 1-го российского университета. Разработанный Ломоносовым проект взял под свое попечение генерал-адьютант И.И. Шувалов, человек образованный и культурный. День подписания Указа Шуваловым был выбран не случайно. Он хотел послужить Отечеству, но и сделать презент своей любимой матушке Татьяне Петровне в день ее именин. "Дарю тебе университет" - произнес ставшую позднее крылатую фразу И.И. Шувалов. Позднее Николай I своим указом распорядился праздновать не день открытия университета, а именно день подписание акта о его учреждении.

Тон этому празднику был задан еще в 1755 году. Торжества тогда были проведены в петровских традициях, милых и Елизавете: торжественные речи, а затем иллюминация, фейерверк, угощения, театральные представления. В этот праздник отменялись все различия - возрастные и сословные, отменялись все чины и звания, уравнивались богатые и бедные - все они ощущали себя согражданами "ученой республики". Маститые ученые и важные чиновники, преуспевающие предприниматели и модные журналисты ощущают себя в этот день "старыми студентами", вспоминают прекрасные дни своей молодости. Именно поэтому, продолжая древнюю языческую традицию, с легкостью и быстротой день основания одного университета стал студенческим праздником всей страны.

А, если говорить о студентах - этом славном, беспокойном и веселом народе, то что можно сказать: доля им выпала счастливая, во-первых, в виде подарка судьбы - студенческих лет, а с получением образования и соответствующим положением в жизни.

Есть доля и судьба человека, но есть доля и судьба народа в целом. И пока находятся люди, вплетающие нить своей судьбы в общую судьбу-историю народа, предпочитающие личной выгоде и заморским безделушкам, трудный путь сохранения связи времен, не прервется нить, которую начали ткать наши предки во времена седой старины, не будет напрасен не только их труд, но и труд нынешних поколений. И нить эта - наша родная природная традиция и вера, которая является отражением души нашего народа, его сути, нравственных качеств, способа мышления. Традиция наша дышит необьятной любовью и благоговением к природе, проникнута убежденностью в постоянном присутствии и участии сверхьестественной силы во всех явлениях. И нет здесь ничего невозможного, так как сама жизнь и окружающий нас мир являются одним сплошным чудом!

25.01.2007, 24.01.2008