Носков Юрий

АНАТОМИЯ ГОСУДАРСТВА

ЧАСТЬ 2. АНАТОМИЯ ГОСУДАРСТВА

2.8. ПАРТИЙНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

(МОЗГОВЫЕ ПОЛОВИНКИ)

редакция от 21.01.2008г.

Один и камень не сдвинешь, а артелью и гору поднимешь.

/русская народная пословица/

Если рассмотреть действующие в настоящее время в России конструктивные национально-ориентированные политические группы, которые могли бы стать центрами кристаллизации ветвей двухпартийной системы, то можно однозначно констатировать, что это Единая Россия и КПРФ. Окончательно ситуация со второй партией (то есть КПРФ) определилась после 7 ноября 2005 года и дальнейшее развитие событий уже неминуемо пошло к созданию двухпартийной системы именно в такой конфигурации, хотя процесс ее становления может и растянуться не на один год.

В двухпартийной системе партии периодически сменяют друг друга, не разрушая общей конструкции, поэтому первейшее требование к таким партиям - это их вменяемость. Консолидация двух мощных групп автоматически нейтрализует самодурство отдельных "лидеров", сама методология обеспечит устойчивость вне зависимости от личностей.

Как только партии осознают себя частями бинарной системы управления страной, будет период, когда часть политиков из одной партии перейдет в другую и обратно, мало того, такой незначительный переход будет всегда, мало ли по каким причинам может поссориться Иван Иванович с Иваном Никифоровичем, не диссидентом же становиться. И даже сама возможность такого перехода также является неотьемлемой частью механизма двухпартийности, как защита от маразматического загнивания руководства партий.

* * *

Не вызывает никакого сомнения, что энерго-идеологическим ядром создания одной из двух конструктивных партий двухпартийной системы являются люди обьявляющие себя приемниками предыдущей системы управления страной, причем даже не собственно бывшее руководство, обвалившее государство, а среднее звено, причем способное адаптировать старые ценности в рамках новой государственной конструкции и новых реалий.

В КПСС в свое время были две характерные группы. Во-первых, пропагандисты (не путать с идеологами), те из них что поспособней за прошедшее время поменяли ориентацию по несколько раз, речь не о них, сдавших страну. Другой частью были организаторы, которые и тащили груз реального управления страной. Это благодаря им заводы во время войны, вывезенные в тайгу, через полгода начинали выпускать продукцию, это они обеспечивали масштабнейшую интеграцию производств, создавали сложнейшие системы, это благодаря им страна имела самостоятельную систему управления.

Учитывая это, а также эффект консервативной инерции и еще много чего, можно однозначно констатировать, что

ОДНА ИЗ ДВУХ ПАРТИЙ БУДЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ НА БАЗЕ КПРФ

и никаких других вариантов больше не будет, им уже просто неоткуда взяться. Нужно работать, совершенствовать и развивать то что есть. Это нужно делать, хотя бы потому, что другие варианты еще хуже. Деды выстояли и не сломались, а то что пороху нет идти вперед, так молодежь на что.

В данное политическое ядро могут войти пять характерных групп:

Во-первых, это непосредственно КПРФ. Люди, составляющие большинство партии, являются бескомпромиссными сторонниками социализма. Но это входит в противоречие с политической действительностью. К тому же в обществе имеются реальные политические силы, для которых он выступает как красная тряпка для быка, и это серьезные силы. Да и невозможен возврат к тому социализму что был по многим другим причинам. Поэтому такая позиция во многом бессмысленна. Ранее отдельные лица или группы поворачивали голову, пытались толкать в бок соседей, чтобы разбудить, а потом их откалывали и нейтрализовали. Создается конфликт, например между Зюгановым и Семигиным, активно поддерживается и развивается, вплоть до разрыва. Все это время под видом борьбы с коммунизмом шло уничтожение самостоятельной системы управления государством, ибо другой кроме как коммунистической и не было.

Во-вторых, это люди, поддержавшие ранее блок Родина и частично составлявшие первичные организации так называемой партии с аналогичным названием, то есть консерваторы-государственники, ставившие цель создания альтернативы партии власти на новой площадке. У них была реальная возможность для создания второй партии, и власть была не против и люди поверили, что нашлась команда, способная адаптировать старые ценности в рамках новой действительности. Но лидеры оказались мягко говоря несостоятельными, они наглядно показали к чему приводят попытки опоры на библейско-христианскую идеологию, это основная причина провала данного проекта. С учетом ликвидации группы, как большая часть избирателей, так и часть активистов "Родины" однозначно вернется в КПРФ, важно чтобы людей, неразобравшихся в свое время в ситуации, не отталкивали.

В-третьих, это малые партии, которые в свое время откалывали от КПРФ. Так как самостоятельное существование этих проектов после 1 января 2006 года стало бессмысленно, то жизнь будет подталкивать участников этих проектов к возвращению в партию, но уже без управляющих кукол. Руководству КПРФ стоило бы поработать в среде этих партий и вернуть наиболее достойных в свои ряды. Вот, например, старая гвардия из партии пенсионеров могла бы присоединиться в качестве дружественного движения, почему бы одному из лидеров КПРФ не поработать в этом направлении.

В-четвертых, это группа людей, ассоциирующая себя с идеологией данного ядра, но которые по тем или иным причинам не примкнули к выше означенным группам (в первую очередь из-за бесперспективности положения самих этих проектов в предыдущей ситуации). Как только начнется конструктивная работа в рамках ядра, эти люди активно подключатся к работе. Есть все основания полагать, что именно они смогут обьединить три группы и выведут процесс на линию перспективы. То есть настоящей серьезной опорой для КПРФ являются бывшие члены КПСС, которые за прошедшие годы не вступали в другие партии и которым не безразлично что будет со страной. В свое время отбор в партию был серьезный и системный. Необходимо запустить процесс консолидации людей старой системы, а как это будет называться не играет роли. В последние годы под разными предлогами шло уничтожение именно системы управления, а вовсе не идеологов марксизма-ленинизма (эти-то как раз сильно разжирели за это время). Причем, люди старой системы должны отдавать себе отчет, что если не удастся создать двухпартийную систему, то дорога в будущее закрыта не только им, но и их детям.

В-пятых, это разнородные группы тех, кто не хочет сваливания ситуации к однопартийности. Они могут проявиться как на выборах, так и при поддержке партии в целом. Это может быть очень важные сторонники партии, особенно на данном этапе. Но вступать в партию или открыто демонстрировать поддержку они не будут. Именно эффект данной категории приводит в двухпартийных системах к примерно равным результатам на выборах.

В данном случае, выделяя КПРФ как одну из партий двухпартийной системы, имеется ввиду лишь наиболее подходящая точка сборки на данном этапе, а вовсе не нынешняя доктрина и практическая деятельность партии и ее состояние.

Для того, чтобы иметь будущее КПРФ необходимо сменить название. Существует закон революционной смены элит (смотрите, например, С. Алексеев "Покаяние пророков"), когда носители старых идеалов подавляются для самоутверждения, так как новая "элита" своими мелкими вороватыми делишками слишком бледно смотрится на фоне предыдущей мощи. А символы раздражают, к тому же, те кто взялся нести старые символы сами для них мелковаты, чего уж топорщиться, силенки нужно собирать в кучку. За последние годы шла массированная информационная атака на КПРФ с вбиванием ее в маргинальное болото, за это время выросло новое поколение, которое ничего другого не знает. Необходимо учитывать реалии коллективного бессознательного. Так пример проблем с названием можно наблюдать на прошедших выборах в Госдуму в декабре 2007 года, два из трех кандидатов, возглавлявших список не являются членами партии. Есть над чем задуматься. Аккуратная и постепенная смена названия позволит это сделать, а за одно еще и вместе повернуть голову вперед. Ничего в этом зазорного нет, на протяжении истории партия меняла свое название не раз РСДРП - РСДРП(Б) - ВКПБ - КПСС - КПРФ. При смене названия можно решить и еще одну задачу - привлечь дополнительные категории сторонников. Например, очень хорошо подошло бы название Родная Россия, что соответствует назначению партии - участие в управлении страной, патриотичность, отражение общенародных интересов, а еще и тот факт, что слово "коммунист" в переводе на русский язык означает "общинник". Название можно менять постепенно, например, в ближайшие два года это может быть "КПРФ (Родная Россия)", затем "Родная Россия (КПРФ)", и только потом уже "Родная Россия". Если что-то пойдет не так, то можно и вовремя подправить. Отсутствие идеологии в названии вовсе не значит ее изменение, это лишь дает широкие возможности для маневра, сейчас необходимо быть консерваторами, а через какое-то время возникнет необходимость реформаторства, жизнь же не стоит на месте.

А сохранять нужно суть, а не позу. А суть в том, что в обществе есть огромная его часть, которая работает за зарплату, и они в настоящее время совершенно беззащитны перед хозяевами с их баксами, клубами, юристами, охранниками и крышами (особенно когда истинные хозяева вообще непонятно кто). Вот представление интересов наемного труда и есть основа и будущее партии. Такой подход позволяет партии вписаться в реальную политику не поступаясь принципами. Еще более жестко необходимо избавляться от интернационализма (в том числе и рядящегося под красные розы или любвиобильных христиан), именно метастазы интернационала в идеологической верхушке КПСС и провели операцию по разрушению СССР. Не интернационализмом нужно заниматься, а развитием дружбы между народами, развитием торговых, научных, культурных и других связей, при этом именно политики должны быть всегда на страже, чтобы не занесли новую какую заморскую венерическую заразу. Народ, который ценит свою страну и свою культуру, всегда уважительно относится и к другим народам.

Кроме смены названия, давно назрела и перезрела необходимость в изменении первого лица партии. Чисто тактически партии нужен новый лидер, который бы ассоциировался не с отступлением (хотя и вынужденным), а с новым развитием и новыми перспективами. Это вовсе не значит, что Г.А. Зюганова нужно выгнать, мало того, было бы наиболее разумно, чтобы именно за ним было последнее слово в выборе преемника, так как понимает какими качествами он должен обладать. Такая смена до декабрьских 2007 года выборов в Государственную Думу могла не только удвоить число голосов, но и упростила бы дальнейшее усиление партии. Но к сожалению голос разума услышан не был. Аналогичная ситуация и с выборами Президента. Заранее известно, что Г.А. Зюганов принципиально не может стать Президентом, даже если за него проголосует большинство как в 1996 году. Поэтому смысл выборов для партии лишь в одном, чтобы использовать этот спектакль для партийного строительства в регионах. И здесь опять та же проблема, нужно новое лицо, способное консолидировать дополнительные ресурсы.

В деятельности партии имеются хотя и небольшие, но все же положительные результаты. На прошедших в декабре 2007 года выборах партия все же была второй и хотя красный пояс регионов перестал существовать, зато повысилась существенно поддержка в Санкт-Петербурге, представлена КПРФ и в Московской Думе. Газета "Правда" вернулась в дом на улице Правды, то есть в здание курируемое Кремлем, что говорит о встроенности в существующую систему власти, при этом газета не перестает оставаться оппозиционной. Началась какая-то работа по созданию сайтов региональных отделений во Всемирной сети. Более-менее почистили сайт Партии, хотя интересной информации для членов партии, сторонников и потенциальных избирателей чрезвычайно мало, а ведь сайт партии мог бы стать альтернативным оперативным источником информации о том что происходит во власти и т.д.

А вот проблем гораздо больше достижений. Общеизвестно, что кадры решают все. И тут скрывается главная проблема. За прошедшие годы, всех кто пытался шевелиться и что-то предпринимать быстренько нейтрализовали и исключали, далеко не всегда заслуженно. Все это привело к образованию тромба из балласта, который ничего не делает, так как просто ни на что не способен и они не пропустят вперед никого, иначе им придется освободить свои места. Поэтому молодежи придется потерпеть, к тому же деды кое что знают, есть время поучиться. Другой проблемой являются подсадные кураторы внутри руководства партии, они и являются в основном теми "кукушатами", что разрушают организацию. Выявить их довольно легко, достаточно посмотреть кто вел работу по откалыванию групп.

Другой серьезнейшей проблемой является отсутствие адаптации идеологии партии к реалиям сегодняшнего дня. Самое главное, что каких-то кардинальных стратегических противоречий нет. То есть мировую революцию ни кто делать не собирается, экспроприировать поголовно тоже, все производство делать государственным также ни к чему. Да и нынешние коммунисты к тем революционерам 1917 года и времен репрессий тоже никакого отношения не имеют. Именно Чубайсы и Гайдары с точки зрения практики самые настоящие марксисты-ленинцы, точно также разрушали государство, привезли опять ту же международную шайку, опять поставили у власти тех же "культурных" Швондеров и т.д. Таким образом у партии имеется лишь проблема внятного изложения собственной идеологической позиции. При этом, обьявив себя преемницей КПСС, партия может использовать огромное интеллектуальное наследие советского периода. Конечно от таких догм как закон прибавочной стоимости, истмата и т.п. необходимо избавляться. Но было и много чего полезного. Это и материализм и диалектика, демократический централизм и коллегиальность принятия решений и много чего другого. В конце-то концов, не Маркс с Энгельсом и Лениным материализм и диалектику придумали. Кроме того сейчас начинают уже подзабывать, что в свое время партия обеспечивала даже людям из самых простых семей возможность достичь самых больших высот в государстве, если они имели соответствующие способности, в том числе и не только членам партии.

Чтобы не создавать себе лишних проблем в документах партии должны быть позиции, однозначно определяющие, что, если даже партия будет у власти, она не приведет политический процесс к однопартийности, не будет строить коммунизм, принимает многообразие форм собственности и т.д. Конечно же при приходе к власти данной партии политика государства будет более социально ориентированной, но сохранятся и другие подходы. Необходимо четко и ясно сформулировать в своем уставе, что основное назначение партии это СОУЧАСТИЕ в управлении государством и происходящими в нем процессами. Соучастие означает, что всегда (в том числе и в случае победы на выборах ее Президента) у партии будет только часть власти. Точно также и сейчас она имеет часть власти, но маленькую, и ведет работу по ее расширению. Такая формулировка автоматически разблокирует партию на уровне концептуальной власти. Совершенно не урегулирован в партийной идеологии вопрос о взаимоотношении с бизнесструктурами, то есть с современной экономической организацией общества, поэтому и денег не будет и палки они будут в колеса вставлять. Поводом для размышлений здесь мог бы стать тот факт, что в современной экономике определяющим для компаний является вовсе не капитал (то есть кому она принадлежит), а то кто ее контролирует.

Чрезвычайно важно чтобы в идеологии была Большая идея, так в Гражданскую войну красные победили белых, так как красный тогда соответствовал перспективе развития, а белые олицетворяли всего лишь отраженный свет антанты и возврат к прежним порядкам. Должна быть сформулирована простая и ясная идея Будущего, доступная для понимания широкой публики.

А пока всего этого нет, то партия реально может опираться лишь на идеологию АЛЬТЕРНАТИВЫ. В сваливании политической ситуации к однопартийности не заинтересованы многие, в том числе и предприниматели. Для политической системы страны партия полезна даже в нынешнем состоянии, так как принуждает партию власти учитывать интересы гораздо более широких слоев населения, это как во времена СССР, многие социальные и демократические достижения Запада были обязаны необходимости конкуренции с социализмом.

В своей практической работе руководству КПРФ давно уже пора перестать заниматься глупостями типа проведения референдумов, а заняться активным наращиванием числа дружественных организаций. От этого, а также от количества губернаторов, министров, мэров зависит сила и влиятельность организации. Другой важнейшей составляющей для встраивания в структуру государственной власти является взаимодействие со сферой государственной безопасности. Два силовых министерства - МВД и ФСБ в силу специфики своей деятельности очень плотно завязаны на внутреннюю политику и не только взаимно дополняют друг друга, но и обеспечивают систему сдержек и противовесов. Учитывая то, что в сложившейся ситуации МВД ближе к партии Единая Россия, то получается, что ФСБ это зона ответственности КПРФ. А для ФСБ опора на те здравые мировозренческие и организационные основы, что были в советский период, позволит существенно повысить эффективность работы, а значит и нашу общую безопасность. Если сотрудники органов госбезопасности не хотят, чтобы из них делали "живых исполнительных мертвецов" под прикрытием иноземных "духовных" техник, то можно рассчитывать на существенную поддержку реанимации партии с этой стороны.

При рыночной экономике, то есть не бюрократической, административно-командной, роль партий существенно отличается от того что было в советское время. По сути активизация партий происходит лишь на выборах, а в периоды между ними деятельность в основном осуществляется в среде депутатов всех уровней, так как даже представители партий в исполнительной власти должны работать на общее благо. Но имеется много видов деятельности или круга интересов людей, которые соприкасаются с политикой и требуют какой-то политической организованности. Это и СМИ, и наука, и культура, и образование, и ветеранские организации и т.д. И вот эти организации вполне могут активно работать постоянно в виде общественных организаций (Движений) при партиях, решая через нее политические вопросы в своей деятельности и оставаясь при этом больше элементом гражданского общества чем партийной структурой. Для КПРФ такой подход может быть хорошей основой для создания круга сторонников.

* * *

Второй партией, бесспорно является "Единая Россия". С учетом, конечно же, ее дальнейшего развития, внутренней переплавкой и очисткой от антисистемных элементов (представителей начальных кукловодов). Но при всем административном ресурсе и больших деньгах сделать эту партию системной будет гораздо сложнее чем КПРФ, которую достаточно очистить от маразма и разблокировать деятельность. В Единой России структурное единство отсутствует, а название пока означает лишь общую кормушку.

Если Единая Россия - это одна из голов Орла российского герба, то голова должна обладать соображательными способностями, то есть обо всем происходящем в стране и мире должна иметь информацию и собственную позицию, а также принимать решения и даже управлять проведением их в жизнь. Пока же Единая Россия очень далека от состояния головы Орла Курганника. Президент даже открыто обозвал инструментом, причем некачественным. То ли у медведя шкура плохо выделанная, то ли перхоть, может вообще муляж. Какая уж тут Партия Власти. Будем все же надеяться, что медведь просто спит, традиция у него такая - зимой спать, а будить его по нашей древней традиции принято на весеннее равноденствие. Единороссам вообще стоило бы обьявить этот день партийным праздником.

При всем при том имеется ряд положительных симптомов. Самым главным является то, что прекращен перманентный аборт партии новой власти (реформаторов). Ранее кукловоды надували на время партийный проект (например, ДВР, НДР), затем его разгоняли и начинали к следующим выборам надувать новый. Этот губительный процесс остановлен, начала отрастать борода, выстраиваться какие-то структуры управления. Другим важным результатом является то, что партия притянула большое число способных людей, из которых при определенной организации всегда можно подобрать достойных специалистов в самых различных областях. Существенным для партии является и то, что она представлена как в Правительстве, так и Администрации Президента, хотя сотрудники АП и рассматриваются как кураторы партии от Кремля, но это с какой стороны смотреть. Серьезным шагом становления партии могут стать выборы Президента 2008 года. Так как руководитель предвыборного штаба основного претендента вошел в руководство партии, то есть предвыборный штаб будет уже партийным в отличии от предыдущих выборов, где эту функцию выполнял ЦСР.

У партии на данном этапе масса недостатков. Самым главным из них является то, что партия никак не осмелится стать субьектом политики. Нынешняя конструкция партии (Высший Совет, Генеральный Совет, Исполком) соответствует управляющей структуре, известной как "химера". Трудно даже представить себе, чтобы руководители партии собрались где-нибудь в бане или хотя бы в Банном переулке, оценили происходящее в стране и мире, приняли какое-то решение и начали его претворять в жизнь. Все это приводит только к одному - развитию у партийцев рефлексов на кормушку, а организация превращается в исполнительный обьект, предназначенный "пасти" таких членов. Это все может печально закончиться не только для партии, но и для общества в целом. Сейчас большинство депутатов единоросов на довольствии у тех или иных корпораций, политотделы которых и проводят нужные законы. Б.В. Грызлов совсем не тянет на лидера партии, да еще партии власти, полностью отсутствуют политические рефлексы, ярко выраженный ответственный, взвешенный исполнитель. Отсюда же вытекает и сопутствующая проблема - отсутствие органа управления партии, как штаба, куда стекается оперативная информация, принимаются решения и организуется их исполнение. Медведю в берлоге все это ни к чему, сосет себе лапу и сны цветные смотрит.

Кроме того в партийных структурах остались метастазы начальных олигархических идеологов, то есть так называемый либеральный хвост партии - группа Плигина-Резника. Во многом отсутствие идеологии партии связано именно с деятельностью этого клубочка. Так как, если обьявить эту самую либеральную идеологию открыто, то она не будет принята ни большинством членов партии, ни избирателями. Однако за этой идеологией стоят олигархи, очень большие деньги и заморские кураторы. У либерализма есть две стороны. Для публики это свобода предпринимательства, передвижения, перемещения товаров и денег, как бы свобода слова. А с точки зрения политэкономии - это власть 100 - 200 "семеек" со своей челядью, которые договорились между собой и определили свои понятия. Причем "семейки" эти переплетены с иноземными "братанами" и зачастую весь процесс осуществляется с заморских фазенд. В России многие из них бывают вахтовым методом, как на сафари. Беда еще и в том, что все их технологии управления разработаны внешними кураторами, причем как периферийные для управления подконтрольной территорией.

Стоит обратить внимание, что не лучше обстоит дело и с выстраиваемой кремлевской властью системой. Кто это делает? Партию называют партией власти, но ее руководство в этом не участвует, Фадеевы и прочие "эксперты" в этом также не участвуют (балабонят совсем о другом). Так кто (какая организация) систему выстраивает, по каким лекалам, на базе каких организационных принципов? То что делается внешне выглядит как 73 или как эмблема Роснефти, где есть семь верхних секторов для допущенных к кормушке и три нижних сектора для деланных исполнителей. В качестве нижней триады невооруженным взглядом просматривается "святая" троица - политработники "православного", мусульманского и иудейского культов. Это и есть "Путинская система". Откуда ноги растут у этой авраамической гидры также большим секретом не являетя. Вопрос лишь в том что с этим всем дальше делать?

В Единой России кроме либерального имеются и другие идеологические течения, берущие свое начало из двух партийных основополагающих проектов - Единства и Отечества. Они на данном этапе представлены двумя клубами (консервативно-патриотического - Юрий Шувалов) и (социального - Андрей Исаев). Если обьединить эти два клуба в полноценный идеологический отдел, во главе с человеком, способным в своей голове соединить эти два взаимно дополняющих взгляда, то может родиться в обозримом будущем нечто похожее на идеологию. А то идеологию для партии сейчас сочиняет В. Суркова, человек он бесспорно внутренне способный, но тогда приняли бы его в партию и назначили главным по этому важному делу или гнали бы в шею, чтобы не мешал.

Как только партийцы займутся реальной идеологией (не путать с пропагандой), то быстро выяснится, что в СССР все было устроено не так уж и бездарно. А так как ситуация сейчас сваливается к реальной однопартийности, то придется и внутрипартийную систему сдержек и противовесов вводить и партийный контроль и еще много чего, что было в КПСС. А дальше выяснится, что однопартийность хоть как-то работает лишь при закрытых границах и все возвращается на круги своя. И здесь выходом может стать именно двухпартийность, когда контрольные функции у конкурирующей партии, а реальная альтернатива позволяет недовольным найти точку реализации в своей стране, а не у зарубежных благодетелей и т.д. То есть признание двухпартийности может стать системным элементом идеологии партии.

Создание дееспособной управляющей структуры, хотя бы по образу и подобию РСПП или "общественной палаты", аккуратное вытеснение подсадных адептов, активизация работы молодежной организации и т.п. позволит перенести часть системных функций в партийную структуру. А знаковым событием здесь мог бы стать переезд главного офиса Единой России в более достойное место, например, на Новую площадь.

Учитывая специфику деятельности МВД и ФСБ, которые в силу своей сферы ответственности очень плотно завязаны на внутреннюю политику и не только взаимно дополняют друг друга, но и обеспечивают систему сдержек и противовесов, а также состав руководства Единой России, можно предположить, что МВД это зона ответственности партии. Министерство сейчас это около трех миллионов сотрудников, что с одной стороны требует политического управления, а с другой стороны может служить неплохой системной опорой для организации цивилизованной деятельности партии.

В свое время создание Движения сторонников партии способствовало существенному росту числа рядов организации, но в дальнейшем эта работа была свернута. И зря. Потребность в развитии широкой сети общественных организаций по различным сферам интересов гражданского общества остается востребованной. Это, кстати, может быть одним из важнейших механизмов снижения политизации общества.

Так как сил у Единой России уже достаточно, численность вон уже миллион перевалила, пора бы уж и делом заняться, а то пойдете ко дну от налипших попутчиков так ничего и не свершив. Если уж назвались партией власти, так рулите, людям обьясните что делать собираетесь и вообще что есть хорошо и что плохо.

* * *

Декабрьские 2007 года парламентские выборы определили на федеральном уровне официальную раскладку сил двухпартийной системы как 12,6% (56 мест) - КПРФ и 87.4% (394 места) (ЕР с сопутствующими). Абсолютно очевидно, что ни СР, ни ЛДПР никогда не смогут стать ни системными, ни оппозиционными, да и остаются они пока в политическом пространстве лишь благодаря временной неорганизованности КПРФ.

Здесь также можно отметить, что на переходный период двухпартийность может существовать и при большем числе партий. Важно чтобы, после прихода в парламент, та или иная малая партия обьявила кем она является - "позицией" или "оппозицией". Это чрезвычайно важно для эффективной работы самого парламента, так как роль оппозиции может быть лишь в постоянном бдительном контроле за деятельностью "позиции". От голосов ее все равно ничего не зависит, а вот опора на общественное мнение, аппаратные традиции и закон, позволяет вести определенную работу. При этом для побуждения партий к конструктивной работе было бы чрезвычайно полезно законодательно обязать их отразить в уставах взаимоотношения с другой партией, то есть описать свои действия в режимах "позиции" и "оппозиции".

Двухпартийность в первую очередь означает наличие двух развитых концепций организации и развития страны, действующей сейчас, и той, что претендует ее заменить. Очевидно, что они не должны быть кардинально противоположны, хотя и могут предполагать существенные отличия результатов их применения при дальнейшем развитии. Иначе переход от одной концепции к другой, будет разрушать страну. Это как в промышленном производстве, когда какое-то изделие производится, одни конструкторы в это время совершенствуют выпускаемое, а другие разрабатывают гораздо более совершенное, которое должно прийти на смену. Партия оказавшаяся в оппозиции допуск к кормушке имеет меньше, значит должно наступить прояснение в мозгах для разработки грамотной концепции, а желание приобщиться к этой самой кормушке дает необходимые материальные стимулы. То есть предлагаемая схема это не идеализм. Несомненно, что этот двухколесный велосипед может ездить, педали правда придется крутить. Хватит уже упражняться с трехколесным велосипедом, а то он постепенно может превратится в трехколесный асфальтоукатчик. Конечно пройдет еще немало времени пока партии смогут стать не просто конструктивно-системными, а системообразующими. И первоочередной задачей для партий должно стать создание мощнейших аналитических центров.

Изменение выборного законодательства и законодательства о партиях способствовало усилению партий, которые и смогут стать кадровым резервом для политических государственных должностей, а также местом утилизации отработавших. Этот процесс стоило бы распространить и дальше на региональный и муниципальный уровни с созданием партийных фракций в том числе и на муниципальном уровне, иначе муниципальные советы просто не дееспособны. Однако, в выборы депутатов стоило бы внести некоторые коррективы. При выборах по партийным спискам теряется сам смысл депутатства, то есть представительства. Наиболее оптимальным было бы, чтобы избиратели выбирали реальных кандидатов от их территорий, но с указанием партийной принадлежности. При этом процентное ограничение на прохождение партий остается. Такой подход несколько усложнит процедуру подсчета голосов, зато каждый депутат будет иметь свой округ, а избиратели знать кого избирают. То, что выдвигать кандидатуры губернаторов будут представленные в региональных парламентах партии также разумный шаг выстраивания политической системы страны и здесь следующим шагом просматривается не только предложение кандидатур, но и собственно выборы губернатора, что станет возможным после нормализации партийной системы. Говоря о выборах всех уровней, нельзя не упомянуть Центральную избирательную комиссию, сейчас это полностью подконтрольная административной власти структура. А на будущее стоило бы все же ее ввести в более конституционное русло, например, подчинив Уполномоченному по правам человека. При этом люди, обеспечивающие деятельность избирательной комиссии, а также руководство комиссий всех уровней должны быть людьми нейтральными. То есть по большому счету это означает следующее. Выходят два бойца (две партии) на поединок (выборы), а перед этим решают кому они могут доверить судейство, то есть возглавить избирательную комиссию.

Общий процесс укрупнения партий наряду с положительным эффектом - повышения их вменяемости и консолидации ресурсов, имеет и отрицательные стороны - обюрокрачивание. Институты сторонников в виде развитой системы общественных организаций могут быть хорошим лекарством от застоя и механизмом свободного поиска новых идей и решений. Основной массе народа вся эта политика в период стабильности по большому счету до фонаря, но есть насущная потребность в общественной жизни. Граждане страны это не рабочий скот или как сейчас капиталистически модно говорить "человеческий капитал" или "человеческие ресурс".

Большинство населения, участвующее в политике лишь в виде периодического посещении выборов, должны понимать, что только двухпартийность позволяет действительно влиять на их результаты. Выбор конечно небольшой, всего из двух вариантов, но он все же есть. И связано это с тем, что при двухпартийности ни одна из двух команд не может захватить власть административно-колуарными методами и вынуждена апеллировать к народу как арбитру и даже что-то из своих обещаний выполнять, так как в затылок дышат конкуренты.

Победа на выборах той или иной партии означает лишь получение права на доминирование в управлении, а вовсе не в уничтожении соперника - с кем потом играть в политический футбол. Причем, при доминировании одной партии на федеральном уровне, в некоторых регионах оппозиционная партия может стать доминирующей и теперь уже партия федеральной власти вынуждена будет выполнять роль контролирующей оппозиции. Две партии это еще и конкуренция двух команд управленцев. И уж партии совместно должны побеспокоиться, чтобы Президент НЕ МОГ ОПИРАТЬСЯ НА КОГО-НИБУДЬ ДРУГОГО. Посмотрите на герб России, корона Президента опирается на две головы Орла, то есть поддержка должна быть самая что ни на есть непосредственная и в первую очередь головой. Причем опереться, как известно, можно лишь на то, что сопротивляется. Пока же Президент "вынужден" опираться совсем на другие головки в силу полной невменяемости официально избранных голов.

Российские политики должны делать то, что нужно стране, а не то что им хочется или напроектировали деланные "строители", прежде чем что-то проектировать пусть сначала научатся поддерживать целостность сознания. У России больше нет времени терпеть на нашесте нью-йркских, лондонских, иерусалимских, ганзейских или еще каких шестерок. БЕССМЫСЛЕННО АНАЛИЗИРОВАТЬ СЛЕДСТВИЯ, НЕОБХОДИМО УПРАВЛЯТЬ ПРИЧИНАМИ.

А требование жизни сейчас таково, что требуется создание новой, адекватной времени и ситуации формулы государственности (предыдущую создал Сталин, дальше ее только ломали), требуется восьмой уровень соображения (то есть мозгами нужно шевелить не только швыдчее, но и лучше чем на седьмом). Причем, Сталину с компанией было много проще, они отгородили страну от мира и выстроили пирамиду, к тому же сколько народу погродили пока экспериментировали. Сейчас же это нужно сделать в режиме открытости страны, и страны континентальной (а не островного типа как США или Англия) и самое главное без зачисток проводников неудавшихся путей развития (хотя инициаторам таких путей по репе настучать конечно же нужно, дабы другим не повадно было).

#############

В политическом пространстве имеются еще две партийные группы, которые будут еще некоторое время морочить голову избирателям. Это Справедливая Россия и ЛДПР. Учитывая озвученное Президентом разумное предложение по разнесению во времени выборов в Государственную Думу и выборов Президента, можно предположить, что следующие думские выборы произойдут в 2009 году и окончательно решат судьбу этих шоу-проектов.

Справедливая Россия представляет из себя разношерстную публику, которую не берут в партию власти (имеется ввиду руководящие структуры), но которым также хочется быть при власти и при кормушке. Они на данный момент целиком и полностью поддерживают действующую власть, поэтому могут рассматриваться как некоторое специальное (питерское) ответвление Единой России. Собственно эта партия могла бы претендовать на роль второй партии двухпартийной системы лишь при участии в обьединении КПРФ, причем обьединение должно было бы проходить на базе этой партии со сменой названия. Если бы это удалось сделать, то уже на данном этапе двухпартийность заработала бы в полном обьеме. Но пока это невозможно, слишком много внесистемных элементов в одной и слишком много старческого маразма в другой. Последние же шаги Справедливой России окончательно исключили ее как претендента на одну из двух партий. Это, во-первых, не выдвижение на президентских выборах своего достаточно сильного кандидата. И, во-вторых, попытки вступить в какой-то интернационал. Партия, допущенная к управлению страной, должна думать об этом самом управлении и о точках опоры в своей стране, а не о месте для международных тусовок, неужели мало нахлебались с этими интернационалами в двадцатом веке. При всем при том в этой партии имеются и вполне достойные люди, которые могли бы найти свое применение частично (вместе с С.М. Мироновым) в Единой России, что же делать, если В.В. Путин ее в качестве инструмента выбрал, а часть могла бы влиться в оппозиционную партию, например, Горячева и иже с ней могли бы вернуться в родные пенаты. Руководство Справедливой России может сделать и еще одно очень важное для развития политической системы дело - стать инициаторами и локомотивами продвижения Закона об оппозиции или еще лучше Закона о позиции и оппозиции. Одно это дело может позволить партии остаться в истории как небесполезной.

Давно уже пришло время покинуть сцену и лично-жириновской партии. Собственно это никогда и не была партия, это всего лишь личный коммерческий шоу проект Владимира Вольфовича (бесспорно талантливого артиста). Потребность в данной структуре на федеральном уровне в качестве окучивателя отвязного электората (в силу стабилизации ситуации) не наблюдается, а иметь на верхнем уровне внесистемную политическую структуру значит иметь дополнительные риски. В данном случае Кремлю достаточно договориться с Жириновским об уходе с поста лидера и структура мгновенно сдуется как мыльный пузырь. И то, что это не было сделано перед декабрьскими 2007 года выборами в Государственную Думу, говорит лишь об одном, ее хотят еще раз использовать для окончательного выявления всех политически продажных элементов, которые задействованы в выборных технологиях этой партии, чтобы в будущем не подпускать их к политике на пушечный выстрел. А Владимиру Вольфович не потеряется. Политическое шоу на любом из телеканалов, при его темпераменте, знании политической подноготной и прочих талантах, будет пользоваться немеренным успехом (Павловский с Соловьевым кипятком писать будут от зависти). Из публичной политики как и из большого спорта нужно уходить вовремя. Проблема Владимира Вольфовича в том, что он никогда не был членом КПСС в отличии от всех остальных партийцев. А в семье как бывает, устроили скандал, побили посуду, потаскали друг друга за волосы, а потом смотрят соседи мебель выносят, люди какие-то посторонние... либеральные, понимаешь ли.

Остается еще небольшая группа мелких, так называемых "партий", выполняющих роль пираний для разрушения политического пространства. Так как в ближайшее время они уже никому кроме их "лидеров" не будут нужны, а создают они массу проблем избирательным комиссиям, очень активно прожирают спонсорские средства без каких-либо шансов на успех, то их время уже безвозвратно кануло в лету. Часть из них, если вовремя сориентируется и займет свободную нишу, может продолжить существование в виде общественных организаций.

Декабрьские 2007 года выборы в Государственную Думу окончательно определили в их число и наших "демократических реформаторов" - СПС и Яблоко. Такая их судьба связана вовсе не с тем, что реформаторы очень много дров наломали, мало ли в нашей истории правители дел натворили. Дело в том, что особый вид "демократии", распространяемый данной популяцией, порождает явные антигосударственные структуры (отмазка от службы в армии, уход от уплаты налогов, создание антисистемных структур и т.д. и т.п.). Нет им никакого прощения еще и за то, что своей бездарной деятельностью они опорочили само понятие народовластия.