Сергей Загатин

"ГЛОНАСС" - ДЛЯ НАС

Несмотря на широкое распространение недорогих и точных приемников американской навигационной спутниковой системы GPS (Global Positioning System), интерес во всем мире к национальным системам спутникового позиционирования продолжает нарастать. Фактически космические системы позиционирования пытаются создать (самостоятельно или в кооперации) все страны, преодолевшие необходимую для этого технологическую планку.

Преимущества собственной спутниковой системы с политической и экономической точки зрения очевидны. Так, при возникновении "угрозы национальной безопасности" система GPS может быть выведена правительством США из работы полностью или же будет иметь место так называемое селективное отключение, когда функция позиционирования становится недоступной (либо работает с огромными погрешностями) только над определенной территорией. Кроме того, GPS активно используется Пентагоном для наведения систем высокоточного оружия. В силу этого наличие собственной навигационной спутниковой системы становится в двадцать первом веке таким же атрибутом великой державы, как атомное оружие в двадцатом.

Однако, в большинстве стран дальше проектных работ и концептуальных решений дело пока не пошло. Ведь для полноценного использования классической навигационной спутниковой системы, необходимо иметь не только развитую микроэлектронную промышленность, но также и орбитальную группировку в количестве не менее 24 спутников, что разумеется, подразумевает наличие отлаженной ракетной программы, созданной национальной же ракетно-космической промышленностью. Поэтому Япония и Китай пока что занимаются абстрактными изысканиями, а плодом двадцатилетних усилий Евросоюза является единственный спутник проекта GALILEO, и по многим причинам реализация этого проекта откладывается на всё более поздние сроки.

В силу этих причин единственной альтернативой засилию американской спутниковой системы GPS была и остаётся советская, а ныне соответственно - российская, система ГЛОНАСС.

Ещё в начале прошлого года орбитальная группировка ГЛОНАСС носила в большей степени декларативный и декоративный характер: на орбите находилось всего 13 спутников со средним сроком службы пять лет, - при том, что спутников требуется 24, а среднее время существования спутника GPS равняется 10 годам.

Ешё хуже обстояло дело с приёмниками - из публикации в публикацию ходило фото некоего изделия цвета хаки размером с полкирпича и ценой в 2000 долларов, выглядящего полным архаизмом на фоне современных приёмников GPS размером с блокнот и стоимостью от двухсот вечнозелёных президентов. Справедливости ради замечу, что приёмники GPS, состоящие на службе американской армии, имеют примерно такие же габариты, как и изделие ещё советского "хайтека", но об этом как-то чаще всего не упоминалось.

Поэтому для многих граждан нашей необъятной родины стало сюрпризом сообщение, чуть ли не под фанфары переданное центральными СМИ в середине декабря - о том, что с запуском одновременно трёх спутников "Глонасс-М" орбитальная группировка системы ГЛОНАСС достигает минимально необходимого для бесперебойной работы количества аппаратов - восемнадцати, а к 2010 году будет достигнута оптимальная комплектация, которая с учетом резервных спутников, составляет 24 аппарата. При этом точность определения местоположения пользователей системы достигнет 1-5 м, как у GPS, а пополнение орбитальной группировки будет производиться навигационным спутником "Глонасс-К" со сроком активного существования 10 лет, что значительно больше, чем у спутников предыдущей серии.

И уж совсем фантастическим выглядело заявление, что под Новый Год в открытую продажу поступит приёмник ГЛОНАСС/GPS стоимостью всего пятнадцать-семнадцать тысяч рублей, и что к 2011 году все автомобили, произведённые в России, будут в обязательном порядке оснащаться такими встроенными приёмниками.

Скептики всех мастей начали ворчать: мол, это всё - очередная потёмкинская деревня, так что нас просто водят за нос и обманывают.

Так и есть - обманули. Да, первый массовый ГЛОНАСС/GPS приёмник гражданского применения российского производства появился в продаже под Новый Год, но стоимость его, в отличие измышлений прокремлёвских СМИ, составила всего-навсего двенадцать тысяч рублей. Что в сочетании с высокими потребительскими качествами устройства привело к ажиотажному спросу - первая партия приёмников была просто расхватана практически на полпути к прилавкам. По данным трёх торговых сетей, на данный момент у них есть порядка двадцати пяти тысяч заказов от потенциальных покупателей, поступивших за первую неделю продаж. Это реальный финансовый успех и пример грамотного маркетинга.

Устройство, рекламируемое как "первый российский навигатор ГЛОНАСС Glospace SGK-70", оснащено 7-идюймовым сенсорным дисплеем, встроенным MP3/MPEG4 плеером для просмотра фильмов, фотографий и прослушиванием цифровых записей. Предусмотрена возможность подключения внешних видеоустройств при помощи AV-входа, а также поддерживается работа с картами памяти. Навигатор поставляется с предустановленной картой, на которой с помощью ГЛОНАСС/GPS отображается местоположение устройства с точностью до 5-10 метров. Так же прибор совместим с пейджером Smilink, который используется для отображения пробок на дорогах в реальном времени. Пока что предустановленная карта охватывает только Московский регион, но производители карт утверждают, что к началу второго квартала 2008 года у них будут готовы карты практически всех регионов России. В это время спутники ГЛОНАСС накроют устойчивым сигналом девяносто процентов территории нашей страны.

Так как конструктивно и программно Glospace SGK-70 изначально выполнен по мировым стандартам производства GPS-навигаторов и карманных компьютеров, у него есть неплохие шансы состояться, к примеру, и на европейском рынке. Операционная система Microsoft Windows CE 5.0, установленная на устройстве, де-факто является общемировым стандартом и привычна любому пользователю от США до Японии.

Подытожим - собственно, это и есть та самая, предпочтительная модель развития - русские ноу-хау, воплощённые в комплектующие, произведённые в индустриальной мастерской мира (в данном случае - в Южной Корее), собранные в готовое устройство и отлаженные опять же в Москве.

При этом сам чип ГЛОНАСС/GPS, используемый в устройстве, судя по всему, изготовлен в Ижевске, где на этом деле уже собаку съели - при более внимательном изучении проблемы оказалось, что существует Постановление Правительства РФ № 365 от 09.06.2005 г., предписывающее обязательную установку навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS на определенные виды и категории транспорта: самолёты, морские и речные суда и так далее. Это постановление открыло для российских производителей радиоэлектроники новый рынок и дало существенный толчок к производству всё более современных и конкурентноспособных навигационных систем. Так, Ижевский радиозавод, являющийся после создания чипа МНП-М3 и приёмника ГЛОНАСС/GPS на его основе (размером чуть больше рублёвой монеты) лидером отрасли, выпускает аж четыре типа ГЛОНАСС/GPS-приёмников.

При этом новейший чип МНП-М3 поддерживает не только определение координат по данным ГЛОНАСС/GPS, но и их коррекцию с помощью геостационарных спутников SBAS (WAAS, EGNOS), что делает его конкурентноспособным не только в России, но и в Европе, и - чего только ни бывает! - в самих США, так как режим работы ГЛОНАСС+GPS имеет ряд преимуществ, недостижимых для классических GPS-приёмников.

У системы ГЛОНАСС при её теоретическом превосходстве над GPS ещё много недостатков и недоработок: не развёрнута в полной мере спутниковая группировка, не создана спутниковая подсистема коррекции данных, типа вышеупомянутых SBAS (WAAS, EGNOS), позволяющих GPS-навигаторам на территории США (WAAS) и Европы (EGNOS) позиционироваться с точностью до метра.

Но не будем забывать, что всё-таки GPS имела фору в 15 лет русского безвременья. А вот главный недостаток отечественной системы спутниковой навигации: отсутствие внятной воли государства, - надеюсь, преодолён навсегда.

Сделано слишком много, чтобы какая-нибудь "пятая колонна" смогла нарушить планомерное доведение национальной системы спутникового позиционирования ГЛОНАСС до полноценного варианта. Приняты практически все необходимые законодательные акты, воплощены в металл и кремний конкурентноспособные технические решения, проведена очень грамотная (что редкость) политическо-маркетинговая компания.

И не стоит забывать, что у России появилась не только возможность подвинуть США на многомиллиардном рынке навигационных услуг, например - за счёт стран, у которых есть желание не зависеть от прихотей дяди Сэма (навскидку: Иран, Венесуэла, возможно - Китай). Россия восстановила ещё один атрибут сверхдержавности, гибкий и мощный инструмент, в разы увеличивающий возможности космической разведки, а также ударные возможности ВВС, ВКС и РВСН.

И это не может не радовать.

по информации газеты "Завтра"

09.01.2008