В. Шемшук

ОСНОВА ЭТИКИ - ДРЕВНЕРУССКАЯ МОРАЛЬ

Все человечество прошло через общину, благодаря чему была сформирована общечеловеческая мораль - правила поведения по отношению к другим людям. Моральные принципы, позволившие просуществовать Руси как единому целому более тысячи лет, вытекали из основ русской общины. Ее возраст значительно больше российского государства и она просуществовала практически в неизменном виде вплоть до прошлого века, в то время как большинство других народов утратило общинный уклад 1 - 2 тысячи лет назад. Русским присущи чисто общинные врожденные качества: сострадание, доброта, незлобливость, радушие, сердечность, совестливость, чувство справедливости, на которых, собственно, и выросла русская этика...

По словам исследователя Н.О. Лосского, главной объединяющей чертой русских является чувство религиозности и преданности, выражающееся в сочувствии и сострадании, стремлении к добру и соборности. Честность и преданность славянских воинов прельщала турецких султанов и пашей, они предпочитали брать их в охрану, а греки и римляне призывали славян в свои войска наравне с легионерми, а из других наемников формировали второсортные подразделения. Эти же качества были причиной, почему многие пифия в греческих храмах были славянками. Деловые люди Европы и Америки стремились взять в жены славянку или японку, потому что они не бросали мужей в случае неудач или банкротства.

В древнерусской морали выделяется семь врожденных качеств, сохранившихся еще у людей в российской провинции поныне:

1. Добродушие было национальной чертой наших пращуров, оно соответствует моральному принципу терпимости. Эта черта помогала российскому народу объединить многие народы на территории Европы, Азии и Америки. Если его сохранять и укреплять, этот моральный принцип сможет противостоять вырождению и мутациям, охватившим сегодня большинство наций. Терпимость не означает пассивность, безынициативность, тем более беззубость, но каждый будет выслушан и не осмеян. В народе подмечено, что в спокойствии - сила, т.е. состояние терпимости служит для накопления энергии, которая рождает в человеке устремленность.

2. Общинные качества человека: сострадание, сочувствие, способность войти в положение другого человека и понять причины его состояния связаны с другим моральным принципом - уважением. Взаимопонимание людей - это условие единства нации и государства.

3. Характерная для наших предков преданность традициям и национальным святыням является основой морального принципа - преемственности. После создания на Руси западного типа государства древнерусская общинная мораль начала разлагаться. Почитание старших (одного из проявлений принципа преемственности) отражено наличием в древнерусском языке звательного падежа. В процессе разложения общинной морали он полностью исчез из языка.

4. У русских всегда было крайне обостренное чувство справедливости - это ни что иное, как проявление принципа соответствия.

5. Со стремлением русских к соборности и отзывчивостью русского характера связан моральный принцип живой этики - сотрудничество. Общинная мораль ведет к общности, всякая иная, где присутствует конкуренция, - к разрушению. Запад исторически тяготел ко второму. Он ведет к крайнему индивидуализму, порождая глобальный кризис человеческой личности, о котором в последнее время все громче говорят западные философы, социологи и психологи. Человек оказался отсеченным от общности и духовности, от семьи и друзей, от своей нации и государства. Сегодня эту мораль пытаются привить и российскому обществу.

6. Наиболее ярко у русских проявляется их врожденное качество - совестливость, которому соответствует моральный принцип измеримости, позволяющий соизмерить свое поведение с реакцией окружающих. На практике этот принцип более-менее соответствует гиппократовскому "не навреди". Сегодня люди не столько живут по законам конституции, указам и постановлениям президента, правительства и парламента, они живут по нормам морали, передающимся из поколения в поколение. Приоритет морали над правом, существовавший в России, - не признак ее отставания от цивилизации, а условие возможного подчинения права морали, когда президент, правительство и парламент будут руководствоваться моральными принципами. Обратные попытки подчинить мораль праву всегда приводили Россию к смуте и бунту.

7. Явление преклонения перед Западом возникло благодаря вместимости русского общинного характера, которое проявляется в принятии чужих людей, мыслей и идеи, как своих, в почитании другого человека как самого себя или даже выше. Это качество соответствует моральному принципу открытости. Открытость - показатель духовной зрелости человека. Вмещая в себя мысли и чаяния всех людей, человек приходит к глубокому, всеохватывающему пониманию происходящего. Но если это качество не уравновешивается почитанием предков и традиций, то проявляются его негативные стороны: загипнотизированность немалой нашей части молодежи мнимыми западными ценностями и т.д. Конечно, разочарование в них рано или поздно обязательно наступает и начинается обратная тенденция - полного отрицания, хотя это тоже неправильно. Наша задача - вбирать в свою культуру из других только лучшее...

по информации газеты "Путь Октября"

1999 год