Юрий Носков

СТАРИЦА

Бежит, бежит времечко, продвигается Земля Матушка по своему извечному кругу вокруг Друга Милого - Красно Солнышка, подставляя под его живительные лучи то один свой бочок, то другой. Вот и пришло время рассказать о следующей русской языческой Богине - Маре и соответствующем ей празднике - Старице.

Мара - богиня прародительница, хранительница преемственности поколений. Кроме того, Мара, как, собственно, и все другие богини, отражает определенный возраст женщины - умудренную жизненным опытом старость. Именно она дает женщинам силы в старости. Мара замыкает женский жизненный круг, который имеет свое продолжение во внуках. Именно бабки, как правило, даже больше родителей, чувствуют во внуках продолжение рода.

Слово "ма-ра" дословно можно трактовать как "женская одухотворяющая сила". Смыслоформа "ма" - женщина, а "ра" - это та лучистая жизненная энергия, которую можно увидеть невооруженным взглядом на небе в виде "ра-дуги".

С приходом в наши края примитивных африканских и ближневосточных взглядов на мир, родная для нашей цивилизации система взглядов в виде жизненного круга (жизненной поляны), оберегаемой Богами и Богинями стала подменятся упрощенными понятиями выше-ниже, белое-черное и так далее. При этом богине-прародительнице Маре досталось пожалуй больше всех. Ее стали отождествлять со злой Мораной (Мореной) - самой смертью и множеством злокозненных духов, порожденных ночью и холодом "моры", "мор", "мрак", "морок". И это связывалось не только с жизнью людей, но и явлениями природы: смерть света, дня и наступление ночи, похищение Солнца, наступление зимы и вообще всеобщее умирание в природе.

В природе же все циклично, на смену зиме обязательно приходит весна, на смену ночи - утро. В язычестве нет смерти: когда человек жив - ее нет, а когда она приходит нет человека. В круге нет конца, через внуков замыкается жизненный круг людей, живущих жизнью плоти, через последователей в делах и устремлениях, продолжается жизнь людей, живущих жизнью духа. Именно поэтому на смену Мары в годовом круге в дальнейшем придет внучка - Снегурочка.

Культ Мары-прородительницы уходит в глубину веков и напоминает о себе в виде каменных баб, найденных археологами по всей необьятной нашей земле. А в Сибири известен в виде культа Златой Бабы, также, как правило, изображаемой с внуками.

Но наиболее широко известна Мара сейчас через свою главную представительницу - берегиню Бабу Ягу. Этот сказочно-мифический персонаж возник много веков назад как результат взаимодействия славянской и финно-угорской культур.

Живет бабуся в лесу в избушке на курьих ножках. Забор вокруг ее жилища сделан из человеческих костей, на нем торчат черепа с горящими глазами. Выглядит она отвратительно: лохматые нечесаные волосы, нос крючком, одна нога костяная, глаза временами вспыхивают красными сполохами. Служат Бабе-Яге лягушки, черные коты (в их числе самый знатный из них - Кот Баюн), филины и змеи - все существа, в которых уживается и угроза и мудрость. Кроме того имеет специальные средства передвижения - ступу и метлу, которые она виртуозно пилотирует. В.И. Нарбуту по всей видимости приходилось встречаться с бабкой:

По полю мчится, как синяя птица,

В ступе - без упряжи, гика, коней...

Будет звездами ли ночь золотиться?..

Травы в слезах поувяли за ней.

Следом-межой, детворою пробитой,

В лес: землянику на стебли низать,

Вьехала. Ржами запахло. Ракита

Стала без ветра ветвями качать...

Лес, на краю которого живет Баба-яга в сказках, представляется непростым, как бы иным миром. Иногда граница подчеркивается еще и рекой, причем огненной. Перейти ее можно только по Калиновому мосту. И мост этот разделяет мир реальный - явь и нереальный (невидимый) - навь.

Баба-яга не случайно оказалась на таком "ответственном посту". Эта старая безобразная старуха - самый мистический персонаж древнего русского фольклора, причем занимающий очень важное место в верованиях дохристианской Руси. Баба-яга является стражем границы между мирами. К тому же она является не беспристрастным сторожем. Оказывается, что безобразная старуха, пугало для маленьких детей, является магической защитницей людей, борющихся за правое дело.

Но не каждому, пришедшему к Бабе-яге за помощью, открывает она путь в зазеркалье. Прежде чем помочь человеку, идет ритуал его проверки, позволявший оценить его духовные качества и знания, а также и причины, приведшие его к границе. Если она убедится, что пришедший к ней человек не только идет за делом, но и способен с ним справиться, то помогает достичь цели.

Иногда бабуся и сама выходит на дело, если Добры молодцы переводятся или еще какая напасть на Русь нападает. И тут в качестве примера можно привести просто роскошный стих Маши Емельяновой, который сообщает нам о событиях 2001 года. В то время скоробогатые "новые русские" учинили на Руси серьезный катаклизм и Бабке пришлось вмешаться.

БАБА-ЯГА - 2001

Как-то Бабушка-Яга

Не спала пол ночи.

Отказала ей нога -

Ревматизм, короче.

От бессонницы своей

Бабка загрустила,

Захотелось мяса ей -

Вот и прихватило.

Кот Баюн в углу лежит

И молчит зараза.

Филин хлопает в ночи

Одичавшим глазом.

Чахнет бабка на печи

И скребет за ухом -

Ну не пахнет, хоть кричи,

Вкусным русским духом!

Раньше добрых молодцов

Много здесь бывало.

Сколько разных черепов

На колы сажала!

А теперь - одна тоска...

Хоть на полку зубы...

Не заходят в лес густой

Даже лесорубы.

Целый год жует траву,

Сохнет от диеты.

"Добрый молодец, ау!

Аппетитный, где ты?

Ветер в соснах зашумел,

Глухо хлопнул ставень -

Нет, не потечет вода

Под лежачий камень

Р-раз -

махнула помелом,

Ступа взмыла в небо...

"Сало с мясом пожуем,

Все ж не каша с хлебом..."

Ступа лайнером гудит,

Гонит бабку голод...

Неожиданно возник

Из тумана город

И во сне не снились ей

Терриконы эти,

Все шахтеры, как один,

Грязные, как черти.

Да какие там от них

Вкусовые свойства!?

Заработаешь еще

В животе расстройство.

Дальше попадались ей

Слесарь, безработный,

Бомж вонючий,

злой, как пес,

И как волк, голодный.

"Эти и меня сьедят, -

Думает бабуся. -

Филина распотрошат

И котом закусят!

Что творится -

ой-ой-ой! -

На сторонке нашей!

Может, лучше в лес

домой,

От греха подальше?"

Загрустила... А внизу

Глядь -

коттедж огромный,

У калитки "Мерседес"

Шестисотый, скромный.

Приземлилась...

Двор большой

Царский не иначе.

Перед нею господин

(Живота не прячет).

"Слышь, милок

поди сюды,

Ой, не разогнуся... -

"Чтобы не было беды,

Сникерсни, бабуся!"

"Рафаэлло, то да се...

"Твикс" - и полетела...

Через час иль полтора

Варево кипело.

Филин ухал, кот урчал -

Только мясо ели б !..

А на колышке торчал

Новый русский череп.

В последнее время почет и уважение стали возвращаться к Бабке. У нее теперь и постоянное место жительства появилось - село Кукобой Первомайского района Ярославской области. Поселилась она в новенькой избушке в сосновом бору в центре села в 2004 году. К Деду Морозу в гости летает в Великий Устюг, это не то что в бывалышные времена, с темными силами якшаться приходилось, со Змеями всякими Горынычами. Теперь все становится на круги свои, теперь уже силы чернолесья у нас не забалуют.

Праздник, посвященный Маре, приходится на время поздней осени, на конец ноября. И хотя период этот подменялся христианским архангелом Михаилом, тем не менее в народе память о нем сохранилась в виде Матрены зимней. Время это определяет начало зимы, говорят зима "встает на ноги", налетают морозы. Это наиболее подходящее время для внуков навестить своих бабушек.

Старость - это естественный период жизни. Но есть большая разница между двумя словами "старуха" и "старица". В отличии от сварливой и склочной старухи, жизнь старицы наполнена духом и смыслом, со сказками и преданиями для внуков, под покровительством Мары. А помогают Маре в ее непростом деле в настоящее время работники социальных служб.

Слово "старица" имеет и еще одно значение - старое русло реки. Круг богинь замкнулся. Жизнь русского мира возвращается в старое родное русло. И теперь уже ничто не в силах этому помешать.

22.11.2007