|
Юрий Носков
СТАРИЦА
Бежит, бежит времечко, продвигается Земля Матушка по своему извечному кругу вокруг Друга Милого - Красно Солнышка, подставляя под его живительные лучи то один свой бочок, то другой. Вот и пришло время рассказать о следующей русской языческой Богине - Маре и соответствующем ей празднике - Старице. Мара - богиня прародительница, хранительница преемственности поколений. Кроме того, Мара, как, собственно, и все другие богини, отражает определенный возраст женщины - умудренную жизненным опытом старость. Именно она дает женщинам силы в старости. Мара замыкает женский жизненный круг, который имеет свое продолжение во внуках. Именно бабки, как правило, даже больше родителей, чувствуют во внуках продолжение рода. Слово "ма-ра" дословно можно трактовать как "женская одухотворяющая сила". Смыслоформа "ма" - женщина, а "ра" - это та лучистая жизненная энергия, которую можно увидеть невооруженным взглядом на небе в виде "ра-дуги". С приходом в наши края примитивных африканских и ближневосточных взглядов на мир, родная для нашей цивилизации система взглядов в виде жизненного круга (жизненной поляны), оберегаемой Богами и Богинями стала подменятся упрощенными понятиями выше-ниже, белое-черное и так далее. При этом богине-прародительнице Маре досталось пожалуй больше всех. Ее стали отождествлять со злой Мораной (Мореной) - самой смертью и множеством злокозненных духов, порожденных ночью и холодом "моры", "мор", "мрак", "морок". И это связывалось не только с жизнью людей, но и явлениями природы: смерть света, дня и наступление ночи, похищение Солнца, наступление зимы и вообще всеобщее умирание в природе. В природе же все циклично, на смену зиме обязательно приходит весна, на смену ночи - утро. В язычестве нет смерти: когда человек жив - ее нет, а когда она приходит нет человека. В круге нет конца, через внуков замыкается жизненный круг людей, живущих жизнью плоти, через последователей в делах и устремлениях, продолжается жизнь людей, живущих жизнью духа. Именно поэтому на смену Мары в годовом круге в дальнейшем придет внучка - Снегурочка. Культ Мары-прородительницы уходит в глубину веков и напоминает о себе в виде каменных баб, найденных археологами по всей необьятной нашей земле. А в Сибири известен в виде культа Златой Бабы, также, как правило, изображаемой с внуками. Но наиболее широко известна Мара сейчас через свою главную представительницу - берегиню Бабу Ягу. Этот сказочно-мифический персонаж возник много веков назад как результат взаимодействия славянской и финно-угорской культур. Живет бабуся в лесу в избушке на курьих ножках. Забор вокруг ее жилища сделан из человеческих костей, на нем торчат черепа с горящими глазами. Выглядит она отвратительно: лохматые нечесаные волосы, нос крючком, одна нога костяная, глаза временами вспыхивают красными сполохами. Служат Бабе-Яге лягушки, черные коты (в их числе самый знатный из них - Кот Баюн), филины и змеи - все существа, в которых уживается и угроза и мудрость. Кроме того имеет специальные средства передвижения - ступу и метлу, которые она виртуозно пилотирует. В.И. Нарбуту по всей видимости приходилось встречаться с бабкой: По полю мчится, как синяя птица,В ступе - без упряжи, гика, коней...Будет звездами ли ночь золотиться?..Травы в слезах поувяли за ней.
Следом-межой, детворою пробитой,В лес: землянику на стебли низать,Вьехала. Ржами запахло. РакитаСтала без ветра ветвями качать...Лес, на краю которого живет Баба-яга в сказках, представляется непростым, как бы иным миром. Иногда граница подчеркивается еще и рекой, причем огненной. Перейти ее можно только по Калиновому мосту. И мост этот разделяет мир реальный - явь и нереальный (невидимый) - навь. Баба-яга не случайно оказалась на таком "ответственном посту". Эта старая безобразная старуха - самый мистический персонаж древнего русского фольклора, причем занимающий очень важное место в верованиях дохристианской Руси. Баба-яга является стражем границы между мирами. К тому же она является не беспристрастным сторожем. Оказывается, что безобразная старуха, пугало для маленьких детей, является магической защитницей людей, борющихся за правое дело. Но не каждому, пришедшему к Бабе-яге за помощью, открывает она путь в зазеркалье. Прежде чем помочь человеку, идет ритуал его проверки, позволявший оценить его духовные качества и знания, а также и причины, приведшие его к границе. Если она убедится, что пришедший к ней человек не только идет за делом, но и способен с ним справиться, то помогает достичь цели. Иногда бабуся и сама выходит на дело, если Добры молодцы переводятся или еще какая напасть на Русь нападает. И тут в качестве примера можно привести просто роскошный стих Маши Емельяновой, который сообщает нам о событиях 2001 года. В то время скоробогатые "новые русские" учинили на Руси серьезный катаклизм и Бабке пришлось вмешаться. БАБА-ЯГА - 2001
Как-то Бабушка-ЯгаНе спала пол ночи.Отказала ей нога -Ревматизм, короче.От бессонницы своейБабка загрустила,Захотелось мяса ей -Вот и прихватило.Кот Баюн в углу лежитИ молчит зараза.Филин хлопает в ночиОдичавшим глазом.Чахнет бабка на печиИ скребет за ухом -Ну не пахнет, хоть кричи,Вкусным русским духом!Раньше добрых молодцовМного здесь бывало.Сколько разных череповНа колы сажала!А теперь - одна тоска...Хоть на полку зубы...Не заходят в лес густойДаже лесорубы.Целый год жует траву,Сохнет от диеты."Добрый молодец, ау!Аппетитный, где ты?Ветер в соснах зашумел,Глухо хлопнул ставень -Нет, не потечет водаПод лежачий каменьР-раз -махнула помелом,Ступа взмыла в небо..."Сало с мясом пожуем,Все ж не каша с хлебом..."Ступа лайнером гудит,Гонит бабку голод...Неожиданно возникИз тумана городИ во сне не снились ейТерриконы эти,Все шахтеры, как один,Грязные, как черти.Да какие там от нихВкусовые свойства!?Заработаешь ещеВ животе расстройство.Дальше попадались ейСлесарь, безработный,Бомж вонючий,злой, как пес,И как волк, голодный."Эти и меня сьедят, -Думает бабуся. -Филина распотрошатИ котом закусят!Что творится -ой-ой-ой! -На сторонке нашей!Может, лучше в лесдомой,От греха подальше?"Загрустила... А внизуГлядь -коттедж огромный,У калитки "Мерседес"Шестисотый, скромный.Приземлилась...Двор большойЦарский не иначе.Перед нею господин(Живота не прячет)."Слышь, милокподи сюды,Ой, не разогнуся... -"Чтобы не было беды,Сникерсни, бабуся!""Рафаэлло, то да се..."Твикс" - и полетела...Через час иль полтораВарево кипело.Филин ухал, кот урчал -Только мясо ели б !..А на колышке торчалНовый русский череп.В последнее время почет и уважение стали возвращаться к Бабке. У нее теперь и постоянное место жительства появилось - село Кукобой Первомайского района Ярославской области. Поселилась она в новенькой избушке в сосновом бору в центре села в 2004 году. К Деду Морозу в гости летает в Великий Устюг, это не то что в бывалышные времена, с темными силами якшаться приходилось, со Змеями всякими Горынычами. Теперь все становится на круги свои, теперь уже силы чернолесья у нас не забалуют. Праздник, посвященный Маре, приходится на время поздней осени, на конец ноября. И хотя период этот подменялся христианским архангелом Михаилом, тем не менее в народе память о нем сохранилась в виде Матрены зимней. Время это определяет начало зимы, говорят зима "встает на ноги", налетают морозы. Это наиболее подходящее время для внуков навестить своих бабушек. Старость - это естественный период жизни. Но есть большая разница между двумя словами "старуха" и "старица". В отличии от сварливой и склочной старухи, жизнь старицы наполнена духом и смыслом, со сказками и преданиями для внуков, под покровительством Мары. А помогают Маре в ее непростом деле в настоящее время работники социальных служб. Слово "старица" имеет и еще одно значение - старое русло реки. Круг богинь замкнулся. Жизнь русского мира возвращается в старое родное русло. И теперь уже ничто не в силах этому помешать. 22.11.2007
| |||||||||