Ольга Ярусова

ДЕРЖАТЬСЯ КОРНЕЙ

В Томске открылся музей славянской мифологии.

Экспонаты довольно традиционные: национальная одежда и утварь, деревянные игрушки, тряпичные куклы, самодельные коврики, лоскутные одеяла. Честно говоря, эти предметы можно увидеть в любом этнографическом музее. Изюминкой экспозиции стала коллекция картин, в которых отражены мировоззрения наших предков.

На постоянной выставке представлены работы "мифописателей" из разных уголков России. Каждый художник на свой лад иллюстрирует страницы нашей истории. Борис Ольшанский пишет батальные сцены, могучих богатырей и поверженных чужеземцев. Николай Фомин изображает идиллические сценки: девушки с лукошками собирают в лесу ягоды. А Виктор Корольков живописует таинственный, завораживающий мир языческой Руси. С его картин смотрят на нас причудливые существа, которым поклонялись древние русичи: суровый Перун - повелитель грозы и молнии, Дажьбог - бог солнечного света и тепла, жутковатый Банник - злой дух, обитавший в бане и пугавший людей, юный Лель - повелитель певчих птиц, прекрасная Макошь - богиня земли, урожая, плодородия.

Глядя на эти красочные поэтические образы, понимаешь, что дохристианский период нашей истории был не таким уж темным и страшным. Наши прародители обожествляли природные стихии, истово поклонялись многочисленным богам, из этих представлений мало-помалу формировались нравственные понятия добра и зла, правды-кривды, любви-ненависти. В это "дремучее" время зарождалось и народное творчество: слагались первые сказки, предания, легенды.

- Дохристианская Русь - это глубинный и очень интересный пласт нашей истории. Его осмысление обогащает нашу современную жизнь, расцвечивает ее новыми красками, - считает Ольга Павлова, сотрудник музея. - Пожалуй, ни для кого не секрет, что некоторые праздники, обычаи и поверья достались нам в наследство от язычества. Мы празднуем Масленицу, боимся черной кошки, гадаем на Рождество и плюем три раза через левое плечо, так сказать, по старой памяти. Но мало кто догадывается, что отголоски язычества звучат и в нашей повседневной речи.

Когда мы говорим слово "сварганить", имеем в виду: что-то наспех, небрежно сделать, приготовить, пояснила Ольга. А в далеком прошлом слово это имело прямо противоположное значение, ибо произошло от имени бога-творца Сварога, который подарил людям ремесла. Но со временем изначальный смысл слова исказился. А смысл некоторых слов и вовсе забылся. Например, когда мы слышим о беде или недобром человеке, то восклицаем: "Чур меня!". А что такое "чур", толком никто и не знает. Оказывается, и это слово уходит своими корнями в язычество. Древние славяне почитали домовых, верили, что они помогают в хозяйстве, защищают семью от всевозможных напастей. Изображения домовых вырезали из дерева - такие фигурки назывались чурами. Они были оберегами. Поэтому и выражение "чур меня!" буквально означало "охрани меня!".

- Чувствуете, как нашу современную жизнь пронизывает славянская мифология? - вопрошает Ольга после лингвистического экскурса в историю. - И мы не вправе ее забывать, отбрасывать в сторону как нечто устаревшее и ненужное. Нет, мы, организаторы музея, не призываем ставить лапоть на божницу и играть на гуслях, - продолжает она. - Но считаем, что человек должен держаться своих корней, знать историю своей Родины, а не быть Иваном, не помнящим родства. Это особенно актуально сегодня, в эпоху глобализации, когда вовсю идет процесс размывания этнокультурных границ, увядания национальной самобытности. Так вот, чтобы не раствориться как нация, мы должны бережно относиться к своему прошлому.

по информации "Томский вестник" от 18.10.2007

25.10.2007