Юрий Носков

РАДОНИЦА

Бежит, бежит времечко, продвигается Земля Матушка по своему извечному кругу вокруг Друга Милого - Красно Солнышка, подставляя под его живительные лучи то один свой бочок, то другой. Вот и пришло время рассказать о следующей языческой Богине и соответствующем ей празднике - Радонице.

В стародавние времена, когда не было календарей, праздники, привязанные к жизненному укаладу народа, размечали год, задавая систему координат обыденной жизни.

Богиня Радоница (ее еще называют Вьюницей) отражает радость наступающей Весны и вообще начало нового жизненного цикла, отсюда и название ее.

Как и все что связано с русскими языческими богами и богинями, день соответствующий празднику Радоницы имеет свое житейское наполнение.

С одной стороны - это символ женской юности и всего того что связано с этим периодом жизни, периода когда весна уже растопила снега детства, но еще не вступила в свои права живительная ее ярь.

Но наиболее известен этот праздник в связи с другой традицией - культом почитания предков, посещением погостов. В этот день духи предков (навьи) посещают землю. Поэтому этот день радостен еще и встречей с ними.

На Радоницу обращаются к умершим предкам с просьбами о покровительстве семье и дому. Молодые испрашивают у них благословение на союз и любовь.

В эту пору люди идут на кладбище к могилам своих близких - приводят их в порядок, затем устраивают поминальный обед. На могилке или на столике рядом с нею расстилают скатерть и раскладывают принесенную еду и напитки. Традиционное поминальное кушанье - кутья. Отведав кутью, пьют водку и вино, не чокаясь, вспоминая теплыми словами умершего. Поминальную стопку водки выливают на могилу или оставляют на ней. Уходя оставляют на могилах пироги, чищенные яйца, чтобы могли угоститься души умерших, слетевшиеся незримо или в облике птиц.

Можно также отметить, что поминки, казалось бы, мероприятие сугубо печальное - даже теперь очень часто кончаются веселым и шумным застольем, где о покойном вспоминают что-нибудь озорное.

Красиво и образно этот праздник отразил поэт и дипломат П.Д. Бутурлин в одном из своих стихотворений:

НАВИЙ ДЕНЬ - РАДУНИЦА

Ярило кликнул клич, - и зерна под землей

Проснулись, и поля ковром зазеленели.

К касаткам в дивный край, где зреет рожь зимой,

Донесся вешний зов, - касатки прилетели!

Промчался дальше он! И в этой мгле седой,

Где в вечном холоде чудовищной метели

Тоскует мертвый люд по горести земной,

Он резко прозвенел, как ночью звук свирели...

И стала от него Морена вдруг без сил,

И вихорь душ к земле и к жизни улетает,

Назад к земле, где смерть Ярило победил,

К земле, где в Навий день народ среди могил

С радушной песнею покойников встречает

От золотой зари до золотых светил.

В сказаниях многих народов, которые сейчас мы называем единым именем - русские, упомянут мост в языческий рай, чудесный мост, пройти по которому способны лишь души добрых, мужественных и справедливых. Мост этот мы видим на небе в ясные ночи и зовем его теперь Млечным Путем. Самые праведные люди без помех попадают по нему прямо в светлый ирий. И бывает иногда просто необходимо, остановиться, поднять взор к небу, и увидеть как пращуры взирают на дела людские.

Великие культуры никогда не занимаются выкорчевыванием того, что было прежде. Великие культуры вырастают из могучих корней.

22.04.2007