|
Юрий Носков
РАДОНИЦА
Бежит, бежит времечко, продвигается Земля Матушка по своему извечному кругу вокруг Друга Милого - Красно Солнышка, подставляя под его живительные лучи то один свой бочок, то другой. Вот и пришло время рассказать о следующей языческой Богине и соответствующем ей празднике - Радонице. В стародавние времена, когда не было календарей, праздники, привязанные к жизненному укаладу народа, размечали год, задавая систему координат обыденной жизни. Богиня Радоница (ее еще называют Вьюницей) отражает радость наступающей Весны и вообще начало нового жизненного цикла, отсюда и название ее. Как и все что связано с русскими языческими богами и богинями, день соответствующий празднику Радоницы имеет свое житейское наполнение. С одной стороны - это символ женской юности и всего того что связано с этим периодом жизни, периода когда весна уже растопила снега детства, но еще не вступила в свои права живительная ее ярь. Но наиболее известен этот праздник в связи с другой традицией - культом почитания предков, посещением погостов. В этот день духи предков (навьи) посещают землю. Поэтому этот день радостен еще и встречей с ними. На Радоницу обращаются к умершим предкам с просьбами о покровительстве семье и дому. Молодые испрашивают у них благословение на союз и любовь. В эту пору люди идут на кладбище к могилам своих близких - приводят их в порядок, затем устраивают поминальный обед. На могилке или на столике рядом с нею расстилают скатерть и раскладывают принесенную еду и напитки. Традиционное поминальное кушанье - кутья. Отведав кутью, пьют водку и вино, не чокаясь, вспоминая теплыми словами умершего. Поминальную стопку водки выливают на могилу или оставляют на ней. Уходя оставляют на могилах пироги, чищенные яйца, чтобы могли угоститься души умерших, слетевшиеся незримо или в облике птиц. Можно также отметить, что поминки, казалось бы, мероприятие сугубо печальное - даже теперь очень часто кончаются веселым и шумным застольем, где о покойном вспоминают что-нибудь озорное. Красиво и образно этот праздник отразил поэт и дипломат П.Д. Бутурлин в одном из своих стихотворений: НАВИЙ ДЕНЬ - РАДУНИЦА
Ярило кликнул клич, - и зерна под землейПроснулись, и поля ковром зазеленели.К касаткам в дивный край, где зреет рожь зимой,Донесся вешний зов, - касатки прилетели!Промчался дальше он! И в этой мгле седой,Где в вечном холоде чудовищной метелиТоскует мертвый люд по горести земной,Он резко прозвенел, как ночью звук свирели...И стала от него Морена вдруг без сил,И вихорь душ к земле и к жизни улетает,Назад к земле, где смерть Ярило победил,К земле, где в Навий день народ среди могилС радушной песнею покойников встречаетОт золотой зари до золотых светил.В сказаниях многих народов, которые сейчас мы называем единым именем - русские, упомянут мост в языческий рай, чудесный мост, пройти по которому способны лишь души добрых, мужественных и справедливых. Мост этот мы видим на небе в ясные ночи и зовем его теперь Млечным Путем. Самые праведные люди без помех попадают по нему прямо в светлый ирий. И бывает иногда просто необходимо, остановиться, поднять взор к небу, и увидеть как пращуры взирают на дела людские. Великие культуры никогда не занимаются выкорчевыванием того, что было прежде. Великие культуры вырастают из могучих корней. 22.04.2007
| |||||||||