С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Рубен Заргарян

ПЕРЕГОВОРЫ ПО-БАКИНСКИ: ИМИТАЦИЯ И ОТРИЦАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Сейчас для каждого объективного наблюдателя стало очевидно, что процесс урегулирования азербайджано-карабахского конфликта застопорился. Не произошло прорывов и на трехсторонней встрече президентов России, Армении и Азербайджана в Сочи 5 марта. Причиной этому является нереалистичная позиция руководства Азербайджана. Для бакинской администрации главной целью переговоров по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта является не мирный договор, а удовлетворение ее ничем не обоснованных территориальных претензий к Нагорно-Карабахской Республике (Республике Арцах). В соответствии с нормами международного права, эти бакинские претензии следует квалифицировать как неуместные, неприемлемые и несоответствующие поиску взаимоприемлемых решений по вопросу заключения мирного договора.

Баку пытается решить свои внутренние проблемы за счет агрессивного приращения территорий. Серьезная проблема Азербайджана - сильнейший дефицит идентичности. Нет проекта государственного строительства. Для бакинской администрации армянофобия и русофобия стали основой идентичности. Для Баку разрешение конфликта не является первоочередной задачей, из-за опасения, что пострадает имидж действующей бакинской администрации, которая не хочет брать ответственность. С другой стороны, по мнению бакинской администрации, неурегулированность конфликта дает возможности тотального контроля над азербайджанским обществом. Тем не менее, по мнению аналитиков газеты "The Wall Street Journal", Азербайджан имеет высокий индекс мятежности и входит в десятку стран, наиболее склонных к восстанию по типу тунисско-египетско-ливийских событий. "Вечно вчерашние" в Баку не осознают, что затянувшийся поиск идентичности и затягивание с неизбежным признанием НКР оставляет Азербайджан на периферии современного мирового сообщества.

Для Азербайджана переговоры не являются предпочтительным для разрешения конфликта. Отказ от переговоров с Нагорно-Карабахской Республикой определяется слабостью азербайджанской переговорной позиции, не имеющей никаких правовых и исторических аргументов, кроме реваншистских угроз возобновления войны. В Азербайджане на официальном уровне систематически раздаются призывы стереть Нагорный Карабах с лица земли.

Азербайджан нарушает официальный международно-признанный трехсторонний формат переговоров: Нагорный Карабах-Азербайджан-Армения, т.е. нарушаются функции процедурных соглашений, которые: определяют область конфликта, определяют приемлемые способы и правила ведения процесса по разрешению конфликта, дают чувство предсказуемости и порядка в поведении и в организационных вопросах, задают тон на совместное решение проблем, дают чувство равенства в процессе разрешения конфликта, делают процесс более эффективным. Соблюдение трехстороннего формата обеспечивает переход от выработки процедурного соглашения к переговорам по существу посредством определения того, какие вопросы будут обсуждаться и в каком порядке.

Важно подчеркнуть, что Азербайджан не полномочен решать вопрос участия или неучастия НКР в переговорном процессе, т.к. этот вопрос трехстороннего формата юридически закреплен в основополагающих документах ОБСЕ и ООН.

Как и в годы азербайджано-карабахской войны 1991-1994 гг., Азербайджан продолжает нарушать Резолюции СБ ООН 822, 853, 874, 884, что выражается в продолжении боевых действий в виде эскалации диверсионно-террористических атак на НКР, угроз снова прибегнуть к военной силе, отказе от прекращения враждебных актов в виде экономической, транспортной и энергетической блокады Республики Армения и НКР, отказе от прямых переговоров с Нагорно-Карабахской Республикой.

В отличие от Азербайджана, для НКР стоит задача добиться мирного разрешения конфликта. Нагорно-Карабахская Республика - ответственное государство, никому не угрожающее войной, не предъявляющее территориальных претензий, не требующее незамедлительного вывода азербайджанских войск с оккупированных земель Нагорного Карабаха. НКР считает, что в результате переговоров выиграют все. Нагорный Карабах готов к прямым переговорам, т.к. чувствует себя успешным, состоявшимся и компетентным государством.

Урок неурегулированности азербайджано-карабахского конфликта и роста постоянных угроз бакинской администрации возобновить агрессию, систематических азербайджанских военных провокаций на границе состоит в том, что только переговоров недостаточно для обеспечения мира и урегулирования. Необходимо также наличие ответственного и обязательного отношения к международному праву. Именно оно определяет нормы справедливого и долгосрочного мира. Бакинская администрация демонстративно игнорирует международное право. Предпринимаются антиправовые попытки поставить под сомнение суверенитет и территориальную целостность НКР.

Фактическим посланием в адрес бакинской администрации является заявление министра иностранных дел Франции Алена Жюппе 9 марта 2011 г. в парламенте страны, в котором, отвечая на вопрос, касающийся процесса карабахского урегулирования, глава МИД Франции подчеркнул: "Несомненно, право народов на самоопределение для нас является основополагающим принципом урегулирования любого конфликта".

Если Азербайджан отказывается признать независимость НКР, как того императивно требует международное право, то в ответ международному сообществу ничего не остается, как принудить Азербайджан уважать международное право. Затягивание решения этого вопроса фактически поощряет деструктивную политику Азербайджана, подталкивают бакинскую администрацию действовать более агрессивно, вплоть до развязывания новой военной и террористической агрессии.

Бакинская администрация, отрицая геноцид против армян Нагорного Карабаха и Азербайджана, готовит почву для следующего геноцида. В связи с этим, вся остальная азербайджанская политика и риторика не имеет никакого значения.

Участие Азербайджана в переговорах можно воспринимать всерьез лишь после того, как он признает НКР и подпишет соглашение о неприменении силы в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта.

Баку стоит задуматься о построении жизнеспособного азербайджанского государства, которое возможно лишь в сотрудничестве и взаимном признании с НКР. Кто опаздывает, того наказывает история.

Источник "http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=12049" [1]

По информации - Новое Восточное Обозрение

17.03.2011