С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Андрей Арешев

КАРАБАХ: САМОЧУВСТВИЕ СТОРОН НА ЛИНИИ СОПРОТИВЛЕНИЯ

Лидеры Азербайджана и Армении договорились завершить в кратчайшие сроки обмен военнопленными, а также "решать все спорные вопросы мирными средствами и проводить расследование возможных инцидентов вдоль линии прекращения огня". Эти договоренности были достигнуты в ходе трехсторонней встречи президентов Азербайджана, Армении и России в Сочи 5 марта.

"Карабахский вопрос", как известно, достался Баку и Еревану в "наследство" еще от Советского Союза. Его безуспешно пытаются решать на протяжении 20 с лишним лет в различных форматах. Стали уже традиционными армяно-азербайджанские переговоры с подключением России. Накануне нынешней встречи наблюдатели не испытывали особого оптимизма - у всех в памяти были жесткие заявления, с которыми выступили Саргсян и Алиев в ходе встречи в Астане в конце 2010 года. Многие эксперты заговорили едва ли не о полном провале переговорного процесса.

Общение трех президентов в Сочи прошло на фоне очередной вспышки дипломатической и информационной активности, касающейся карабахской проблематики. В феврале на Южном Кавказе побывал замгоссекретаря США Джеймс Стейнберг. В марте предстоит очередной раунд российско-турецкого политического диалога на высоком уровне, в рамках которого важное место занимают проблемы региональной безопасности, являющиеся предметом серьезного внимания Анкары. Появились на свет доклад Международной кризисной группы, который, мягко говоря, не вызвал одобрения у армянской стороны, а также предложения (пока дискутируемые в формате экспертного диалога) об исключении Франции из числа сопредседателей Минской группы ОБСЕ с последующей ее заменой абстрактным представительством Евросоюза.

После решения вопроса с Абхазией и Южной Осетией геополитическое значение Нагорного Карабаха заметно выросло. Заглавную "партию" в попытках урегулирования проблемы продолжает играть Россия. В пользу этого свидетельствует хотя бы статистика трехсторонних встреч - в Сочи по счету уже восьмая. Этот и некоторые другие доводы позволяют некоторым международным наблюдателям говорить об ответственности Москвы в случае провала ее посреднических усилий.

Конечно, Москва не может отказаться от ключевой посреднической роли в силу в том числе факторов внутриполитического характера, связанных с проживанием на ее территории многочисленных выходцев как из Азербайджана, так и из Армении с Карабахом. Однако давний тезис о том, что "ключи от Карабаха лежат в Москве", представлявшийся отнюдь не бесспорным даже в 1990-х годах, в контексте современных реалий требует все новых и новых корректировок. Вот и другой замгоссекретаря США Филипп Гордон опроверг представление о том, что Россия взяла процесс под свой контроль. Симптоматична его фраза, что, по мнению США, русские работают открыто и осведомляют Вашингтон и Париж о своих шагах. Сопредседатели Минской группы имеют единые интересы - обеспечение комплексной безопасности Европы, сказал Филипп Гордон.

Как известно, эта "комплексная безопасность" подвергается на сегодняшний момент серьезным рискам, связанным, прежде всего, с бурными событиями на Ближнем Востоке. Существуют также серьезные факторы, способствующие экспорту "арабской" нестабильности на постсоветское пространство, в частности на Южный Кавказ и Центральную Азию. Общие интересы России и США могли бы заключаться в обеспечении максимальной бесконфликтности происходящих на евразийском континенте трансформационных процессов. Однако представляется, что Вашингтон ведет здесь более сложную игру. Скажем, бывший министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявляет о том, что в Армении есть все признаки ситуации, предшествующей народным выступлениям в арабских странах, проходят массовые акции оппозиции, недовольной ухудшающейся социально-экономической ситуацией. Одновременно в Азербайджане молодежные активисты формируют группы в социальной сети Facebook. Появившиеся и постоянно развивающиеся не без участия США социальные технологии распространяются в сторону Южного Кавказа. Явления, начавшиеся в одной стране, перекидываются на другую, и в этом плане Армения, как и ее соседи, уже является неотъемлемой частью так называемого "Большого Ближнего Востока".

Предоставив Москве контролируемую возможность посредничества в фактически не решаемом на сегодняшний день карабахском конфликте, Вашингтон сконцентрировал основные усилия на работе как с властями Армении и Азербайджана, так и с представителями гражданского общества этих двух стран.

"Некоторые европейские лидеры, опираясь на безопасность, стабильность и энергетические ресурсы, считают, что их власть будет долговременной. Однако они должны сделать выводы из событий, происходящих в Тунисе, Египте, Ливии и других странах. Установление внутренней стабильности с помощью насилия только усиливает антиправительственную агрессию и недовольство", - делает недвусмысленный намек американский журнал Newsweek, проводя аналогии между Каиром и Баку. Применительно к нагорно-карабахскому конфликту это может означать в конечном итоге его окончательную разморозку. Напомним, крупный инцидент на линии соприкосновения сторон произошел три года назад на пике внутриполитического кризиса в Ереване; сегодня же некоторые западные эксперты (включая Международную кризисную группу) деликатно намекают на возможность - по мере наращивания военного бюджета Азербайджана - неких превентивных действий со стороны Еревана. Таким образом, ответственность за развязывание военного конфликта уже сейчас недвусмысленно возлагается на Армению - очевидно, для того, чтобы в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств предложить ей то, от чего она не сможет отказаться. Если немного пофантазировать, то можно предположить, что речь идет об отказе от российской военной базы и размещении в регионе войск НАТО - именно такую возможность не исключил несколько дней назад авторитетный политолог Ариэль Коэн.

По словам Ильхама Алиева, Азербайджан закупает современные боевые самолеты, вертолеты, бронетехнику, артиллерийские установки, средства ПВО и другие вооружения. Начато собственное производство беспилотников. По мнению же министра обороны Армении Сейрана Оганяна, 2010 год стал беспрецедентным в плане оснащения армянских вооруженных сил вооружением и военной техникой. В Ереване после длительного молчания подтвердили наличие собственных зенитно-ракетных комплексов С-300, а также некоторых других современных систем вооружений.

Сложно думать, что власти в Ереване при всех внутри- и внешнеполитических проблемах не понимают возможных последствий, которыми грозит обернуться военное поражение. Уже только поэтому на одностороннюю капитуляцию оно не согласится, предпочитая все возможные действия, направленные на сохранение хрупкого статус-кво.

Официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай, находясь в Баку, заявляет, что решение проблемы глобального роста конфликтов составляет основу будущей деятельности НАТО. Однако в случае перехода карабахского конфликта в открытую фазу эффективных средств вмешательства в виде, например, оперативного развертывания международных миротворческих контингентов, ни у НАТО, ни тем более у ОБСЕ, ООН или ОДКБ в настоящий момент не существует. Следовательно, боевые действия противоборствующих сторон чреваты если не крахом, то, по крайней мере, кризисом как армянской, так и азербайджанской государственности. Если, конечно же, в конфликт не вмешаются страны, непосредственно граничащие и с Арменией, и с Азербайджаном. Об этом следует помнить всем, кто пытается играть, что называется, на грани фола в ситуации, когда любая, пусть даже локальная, провокация может повлечь за собой весьма серьезные последствия.

Именно поэтому хотя бы вопрос об отводе снайперов с линии соприкосновения в качестве первого шага, подтверждающего конструктивные намерения сторон, сохраняет и будет сохранять свою актуальность. И огромным позитивным результатом встречи трех президентов стало бы - в полном соответствии с духом и буквой подписанного в Сочи совестного заявления - снижение нарастающей напряженности на линии соприкосновения сторон.

Андрей Арешев - эксперт Фонда стратегической культуры, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии и Кавказа ИВ РАН

По информации - РИА Новости

10.03.2011