С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Григорий Карасин

СНГ - ЭТО УНИКАЛЬНЫЙ ФОРМАТ

Вопрос: Уважаемый Григорий Борисович! Сейчас, почти два десятилетия спустя после распада Советского Союза, можно подвести и некоторые итоги деятельности образовавшегося на его месте Содружества Независимых Государств. Судя по всему, СНГ стало чем-то большим, чем формой "цивилизованного развода" постсоветских стран? Какие перспективы СНГ Вы видите на ближайшие десять лет? А на двадцать?

Г.Б.Карасин: Историческая роль СНГ, думается, шире, чем просто форма "цивилизованного развода постсоветских стран". Советский Союз в 1990-е гг. находился в сложном политическом и экономическом положении.

Создание Содружества стало, по сути, следствием сложных процессов, пережитых страной в тот период, и проводимой советским руководством политики. СНГ унаследовало ряд острых проблем, включая обострившиеся на межэтнической почве противоречия, разрыв экономических связей между бывшими советскими республиками. Содружеству не удалось решить всех стоящих перед ним задач, но мы не склонны преуменьшать его роль в сохранении стабильности и целостности постсоветского пространства.

Даже на фоне обозначившихся со временем различий, а то и противоречий между входящими в СНГ государствами связи между ними, взаимозависимость, а значит, и потребность во взаимодействии оставались очевидными. Не случайно за период с момента создания Содружества по мере становления, "взросления" новых государств на его базе появлялись форматы различной конфигурации - Договор о коллективной безопасности, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз "тройки" - Белоруссии, Казахстана и России в рамках ЕврАзЭС, формирующееся на его базе Единое экономическое пространство. Таким образом, шла и продолжается адаптация к новым геополитическим реалиям, составной частью которых является само Содружество. Конечно, на этом пути были и достижения, и проблемы, и разочарования, в т.ч. из-за несбывшихся надежд и развеявшихся иллюзий. Сейчас, на мой взгляд, этап "взросления" с характерными для него "детскими болезнями" проходит.

На смену ему идет широкий прагматичный подход, ориентированный, прежде всего, на обеспечение национальных экономических и других интересов во взаимоотношениях с ближайшими соседями. Он нашел отражение в Концепции дальнейшего развития СНГ, одобренной вместе с Планом основных мероприятий по ее реализации на душанбинском заседании Совета глав государств в октябре 2007 г. Концепция закрепила поддержанное российской стороной видение Содружества как многопрофильной региональной организации, обладающей интеграционным потенциалом и дающей возможность государствам СНГ избирательно подходить к своему участию в форматах и сферах коллективного сотрудничества. В качестве долгосрочной цели СНГ провозглашено формирование интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника. Концепция предусматривает дальнейшее совершенствование СНГ и его механизмов. Повышение эффективности деятельности Содружества определено как "основная задача наступающего этапа развития СНГ".

В 2008 г. утверждена Стратегия экономического развития Содружества на период до 2020 г. Она нацелена на достижение стабильного и сбалансированного экономического роста, экономической безопасности, повышение благосостояния и качества жизни населения государств-членов СНГ. Среди приоритетных направлений - завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами ВТО, формирование предпосылок для образования общего экономического пространства, создание эффективных механизмов валютно-финансового сотрудничества. При этом экономическая составляющая - хотя и ключевая но, разумеется, не единственная во взаимоотношениях между государствами, входящими в состав Содружества.

Серьезная работа ведется по модернизации экономик государств-участников Содружества. Тема инновационного развития, наряду с повышением качества экономического взаимодействия в рамках СНГ, - один из приоритетов текущего председательства России в Содружестве. Во взаимодействии с партнерами завершаем работу над проектом Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 г.

Традиционно повышенное внимание Россия уделяет гуманитарному сотрудничеству, совместным усилиям по борьбе с трансграничной преступностью, наркотрафиком, терроризмом, другими современными вызовами и угрозами. Работа по всем этим направлениям осуществляется на основе соответствующих планов средне- и долгосрочного характера.

Для России приоритет пространства СНГ - очевиден. Мы работаем и будем продолжать работать на укрепление Содружества, а также повышение его эффективности. При этом хорошо понимаем, что успех будет зависеть от воли и усилий каждого государства. Каким мы все захотим видеть СНГ, таким оно и будет.

Вопрос: Содружество Независимых Государств - одно из самых значимых интеграционных образований в современном мире; однако довольно трудно определить: что выступает его основой и движителем? Какое основание представляется Вам наиболее значимым для СНГ: прошлая историческая память, экономическая выгода участников, военно-политическое сотрудничество, общие страхи, желание противостоять экстремизму или что-либо еще?

Г.Б.Карасин: Разделяю Ваши оценки растущей значимости Содружества в современном мире. При всех известных недостатках и слабостях, оно является уникальным форматом многостороннего взаимодействия, доказавшим свою жизнеспособность и востребованность. Механизмы СНГ играют весьма важную практическую роль во взаимоотношениях входящих в него государств.

Что касается вопроса о "движителе" СНГ, то Вы во многом на него ответили сами. Общая история и культура, взаимовыгодное экономическое сотрудничество, военно-политическое взаимодействие, борьба с терроризмом, экстремизмом, преступностью и создают в совокупности прочную основу интеграционного строительства на пространстве СНГ. Естественно, это далеко не полный список. Наши страны и народы связаны тесными узами, оказывающими непосредственное влияние на все стороны нашей жизни - политическую, экономическую, гуманитарную, ситуацию в области безопасности во всех ее аспектах и социальную сферу. Эти связи делают наши государства весьма взаимозависимыми. Это, кстати, продемонстрировал нынешний финансово-экономический кризис, давший дополнительный импульс объединению усилий. В рамках разработки коллективных антикризисных мер государства Содружества создали в СНГ постоянно действующий институт - Совещание министров финансов.

В современном высококонкурентном мире элементы общности, связывающие наши страны, - ценное преимущество. Сложение наших природных, технологических, интеллектуальных и трудовых ресурсов, производственная кооперация, совместное использование транспортных коммуникаций, объединение рынков помогут нашим странам успешнее решать задачи модернизации и занять достойное место в глобальной экономической и политической системе.

Вопрос: Оценивая СНГ, его настоящее и будущее, Вы, как дипломат и специалист в сфере международных отношений, с каким другим интеграционным объединением его бы сравнили: с НАФТА, Меркосуром, ЕС, АСЕАН? Или это особенная структура, выстроенная по уникальному "плану"?

Г.Б.Карасин: В отношении моих оценок деятельности Содружества и его перспектив, я уже достаточно сказал, ответив на предыдущие вопросы. Что касается его сравнения с перечисленными Вами или какими-либо другими интеграционными объединениями в мире, то, конечно, в каких-то аспектах аналогии вполне уместны, а в чем-то СНГ - действительно уникальный формат. Регион, который мы сегодня называем пространством СНГ, был когда-то единым государством. Поэтому какие-то сферы нашего интеграционного взаимодействия достались нам в наследство от Советского Союза, что-то мы восстанавливаем, а что-то создаем заново. Я не стал бы сейчас подробно останавливаться на сравнительном анализе Содружества с другими объединениями. Это, скорее, вопрос для научного сообщества.

Для меня, как дипломата и специалиста в сфере международных отношений, гораздо более важным представляется другой аспект. Повышение регионального уровня управления глобальными процессами становится ключевым элементом современной системы международных отношений. Региональная интеграция стала объективной тенденцией современного развития, глобальным процессом, обусловленным базовыми интересами участвующих в нем стран, их народов. В мире уже не осталось регионов, где не развивались бы процессы интеграции. Все более актуальным становится вопрос межинтеграционного взаимодействия. СНГ, равно как и другие интеграционные структуры на постсоветском пространстве, по многим вопросам активно взаимодействует с другими региональными объединениями как на Западе, так и на Востоке.

Вопрос: Сегодня существует консенсус в отношении того, что самой "продвинутой" интеграционной структурой в мире является Европейский Союз. Однако хорошо известно, что успех ЕС во многом обусловлен мощным центральным органом - Комиссией европейских сообществ/Европейской комиссией, а также существованием независимой общеевропейской судебной инстанции. Можете ли Вы предположить дальнейшую интеграцию в рамках СНГ без укрепления его центральных институтов? Какими должны быть эти институты?

Г.Б.Карасин: Проблемы и недостатки в работе СНГ неоднократно обсуждались на высшем уровне, предпринимались попытки повысить эффективность Содружества. Предлагались различные варианты его реформирования, в т.ч. по образцу уже действующих в мире моделей - таких, например, как Европейский Союз, "Группа восьми", Британское содружество. Столь широкий разброс предложений сам по себе заставлял относиться к ним осторожно. Итогом многолетних дискуссий в рамках СНГ относительно оптимального формата и алгоритма работы Содружества в условиях, сложившихся на постсоветском пространстве за время, прошедшее с момента распада СССР, стала упомянутая мной Концепция дальнейшего развития СНГ. Целый раздел документа посвящен вопросам укрепления институтов Содружества. При этом мы хорошо понимаем, что это непростая работа, требующая консенсуса всех государств-участников СНГ, соответствующей политической воли их лидеров. Евроинтеграция до момента создания Европейской комиссии, кстати, прошла непростой путь, занявший не одно десятилетие.

Работа по совершенствованию Содружества ведется постоянно. Введен институт национальных координаторов по делам СНГ. В России этот пост занимает первый вице-премьер правительства И.И. Шувалов. Действует Экономический суд СНГ. В 2008 г. было принято специальное положение о председательстве в Содружестве, которое существенно расширило его функции и повысило роль в работе организации. В ходе осуществляемого в текущем году председательства России в СНГ мы предпринимали активные действия по закреплению наиболее эффективного алгоритма управления Содружеством.

Существующая сегодня гибкость модели сотрудничества и разноплановость решаемых задач позволяют сохранять взаимодействие всех государств Содружества по широкому кругу вопросов. На наш взгляд, такой подход оправдан. В конечном счете, реформы ради реформ не нужны. Главное - чтобы сами государства знали, что им нужно от СНГ, и у них была политическая воля к сотрудничеству.

Вопрос: В последние годы развитие Содружества Независимых Государств стало все более напоминать "разноскоростное" движение. Организация Договора о коллективной безопасности, Таможенный союз, Союзное государство России и Белоруссии, не говоря уже о появившемся было, но распавшемся ГУАМ, - все это организации, делающие СНГ, как может показаться, лишь фоном для отдельных интеграционных проектов. Насколько справедливо такое мнение?

Г.Б.Карасин: На постсоветском пространстве, как Вы правильно отметили, одновременно действуют несколько интеграционных форматов с российским участием - СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, Союзное государство Белоруссии и России. Наличие этих структур, деятельность которых в чем-то пересекается, отражает действующий на пространстве СНГ принцип разноуровневой и разноскоростной интеграции. Он позволяет в условиях нынешней "мозаики" экономических и политических интересов расположенных на нем государств, с одной стороны, давать им всем возможность участвовать в многостороннем сотрудничестве, с другой - формировать интеграционное ядро, призванное обеспечивать динамику процессам региональной интеграции. Эту модель диктует сама жизнь.

Работа интеграционных структур на пространстве СНГ строится таким образом, что неготовность одного из его государств к более глубокой интеграции не препятствует другим партнерам реализовывать более "продвинутые" формы интеграционного взаимодействия. На практике осуществляется принцип т.н. подвижной геометрии, когда государства сами решают, в каких проектах им участвовать, а в каких - нет. СНГ, как организация с самым широким составом участников на постсоветском пространстве, во многом определяет приоритетные направления межгосударственного взаимодействия, часть из которых в силу разных причин, в т.ч. и объективного характера, может быть реализована пока в ограниченных форматах, что впоследствии не помешает нам использовать их позитивные наработки в более широком составе в рамках Содружества. Речь может идти, например, о Таможенном союзе или создаваемом сейчас на его основе Едином экономическом пространстве.

Вопрос: Содружество Независимых Государств возникло на просторах бывшего Советского Союза. Распавшись, это многонациональное государство оставило в новых независимых странах огромное количество этнических меньшинств и групп - и, прежде всего, миллионы русских. В каких странах СНГ русские сегодня составляют самые незначительные доли населения? Откуда случился самый большой исход наших соотечественников?

Г.Б.Карасин: Когда речь идет о динамике численности соотечественников, необходимо учитывать многие факторы - это и демографическая ситуация, и миграционные процессы, как правило, связанные с политической и социально-экономической обстановкой в той или иной стране.

Хочу сразу подчеркнуть, что российская зарубежная община состоит не только из русских, но и из других представителей народов, проживающих на территории Российской Федерации. Что касается доли российских соотечественников в государствах СНГ, то к наиболее малочисленным общинам можно было бы отнести общины в Азербайджане (чуть более 2% от общего населения страны), Армении (менее 0,5%) и Таджикистане (около 0,5%).

Вы правы, говоря, что почти 20 лет назад политическая карта мира претерпела кардинальные изменения в связи с распадом СССР. Мощные миграционные потоки были направлены в основном в Российскую Федерацию и страны дальнего зарубежья (США, Германию, Израиль, Грецию и др.). Россия приняла миллионы переселенцев.

Большинство участников Госпрограммы по добровольному переселению в Российскую Федерацию - из центральноазиатских стран, Украины и Грузии.

Вопрос: Продолжая эту тему, не могу не спросить: почему российское руководство озабочено судьбой соотечественников в странах Балтии? Насколько мне известно, отток жителей этих стран в Россию был наименее значительным, и в последние годы партии, отражающие интересы русскоязычных жителей, успешно выступают на выборах, борются за их права. Вы считаете, что положение русскоязычных в Балтии хуже, чем, например, в Туркмении или Узбекистане?

Г.Б.Карасин: В настоящее время в государствах Прибалтики проживают около полутора миллионов соотечественников. Несмотря на схожесть проблем, с которыми сталкиваются наши соотечественники на постсоветском пространстве - сокращением возможностей общения и образования на русском языке, угрозой этнокультурной ассимиляции, ситуация в прибалтийских странах имеет свою специфику.

Прежде всего, она связана с проблемой массового безгражданства в Латвии и Эстонии, которая затрагивает в общей сложности 450 тыс. чел., преимущественно этнических русских. Замечу: институт "неграждан" - "уникальное" в своем роде изобретение латвийских и эстонских властей, не имеющее аналога в мировой практике. "Неграждане" ограничены в избирательном праве, в отношении них введены запреты на ряд профессий, затруднен порядок натурализации и приобретения гражданства. А ведь все они родились или длительное время проживают в этих странах, трудятся, исправно платят налоги и имеют право на учет и реализацию своих национально-культурных потребностей.

Несколько в лучшую сторону отличается ситуация в Литве, в которой подавляющее большинство соотечественников имеет литовское гражданство. Русскоязычное население пользуется в этой стране статусом национального меньшинства и формальным правом на поддержку со стороны государства. Данное обстоятельство, однако, не меняет общей картины, характерной для всех трех прибалтийских стран, где происходит "вытеснение" русского языка. Русскоязычное население не может использовать русский язык в официальном порядке при обращении в государственные и муниципальные учреждения даже в местах компактного проживания.

В последние годы в государствах Прибалтики практически полностью ликвидирована система подготовки специалистов с высшим образованием на русском языке, стремительно сужается русскоязычное среднее образование, чему во многом способствует проводимая в прибалтийских странах реформа, направленная на расширение преподавания предметов на государственных языках.

Нельзя обойти молчанием факты фальсификации истории и героизации фашистских пособников в государствах Прибалтики. Все это делается не ради "исторической правды", как часто преподносится мировой общественности, а в целях оправдания преступников, примкнувших к нацистам, и создания, соответственно, условий для судебного преследования и социальной дискриминации участников войны, сражавшихся в рядах антигитлеровской коалиции. Приведу такой факт: в отличие от "лесных братьев", наши ветераны, так же, как и участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, боевых действий в Афганистане и жители блокадного Ленинграда, не пользуются в прибалтийских странах социальными льготами.

Что касается оттока русскоязычных граждан из Прибалтики в Россию, то, действительно, в последнее время он составляет небольшую часть. Данная тенденция наблюдается и в рамках Государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников в Россию, которая действует с 2007 г. Из 25 тыс. соотечественников и членов их семей, переехавших в нашу страну, 90% - переселенцы из стран СНГ.

Здесь надо отметить уровень жизни населения в прибалтийских странах, возможности постоянно проживающих в них соотечественников безвизового въезда и трудоустройства в государствах ЕС. Эти обстоятельства оказывают влияние на миграционные настроения наших соотечественников. Однако нельзя забывать, что значительная часть из них выехала из Прибалтики в Россию в начале-середине 1990-х гг., когда столкнулась с негативными последствиями государственной политики в отношении русскоязычного нацменьшинства и националистическими проявлениями в обществе.

Вопрос: Как заместитель министра, непосредственно курирующий вопросы работы с соотечественниками, могли бы Вы обрисовать ситуацию с современной российской эмиграцией? Ведет ли МИД статистику выезда из России граждан на продолжительные периоды времени, и если да, то сколько людей покидает Россию ежегодно? Как человек, общающийся с руководством ряда технических вузов, могу сказать, что, по сведениям их преподавателей, в первые два года после окончания вуза не менее половины отличников уезжает за рубеж. Есть ли возможность остановить этот отток?

Г.Б. Карасин: Министерство иностранных дел не ведет учета выезда российских граждан за рубеж. Эти данные аккумулируют миграционные и статистические органы. Анализ ситуации проводится также рядом научно-исследовательских и социологических организаций.

Вместе с тем, хотел бы отметить, что проблема "утечки мозгов" из нашей страны является предметом озабоченности российского руководства. Об этом, в частности, говорил президент Д.А. Медведев на встрече с лауреатами конкурса "Учитель года России-2010" в октябре минувшего года.

Данная проблема не так однозначна, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, она является частью современных международных процессов глобализации, перемещения трудовых ресурсов и научных кадров. Российские граждане имеют право на свободный выезд за границу. Там они могут обмениваться опытом с коллегами из других стран и реализовывать себя в профессиональном плане. В определенной степени это позитивный фактор, свидетельствующий о наличии у нас сильной системы образования, квалифицированных педагогов и конкурентоспособной молодежи.

С другой стороны, это повод серьезно задуматься, почему талантливые выпускники, квалифицированные специалисты и ученые не могут найти применение своим способностям в нашей стране.

Пока у нас еще не сложилась полноценная система стимулирования молодых специалистов и перспективных людей для того, чтобы они оставались работать на Родине. Главная проблема здесь заключается не только в деньгах - в последние годы государством выделяются значительные суммы на развитие науки и образования. Немаловажное значение имеют развитие научно-образовательной инфраструктуры, интеграция фундаментальной науки с предприятиями государственного и частного секторов, внедрение современных технологий и научных разработок в производство. Как только мы сможем вывести решение этих вопросов на приемлемый уровень, число людей, уезжающих на работу за границу, будет значительно меньше, повысится их востребованность в России.

Вопрос: Сейчас в мире много говорят о т.н. "мягкой силе" как факторе глобальной политики. Какие новые политические концепты готовы предложить отечественные политики и эксперты международному интеллектуальному сообществу? Идет ли работа по созданию отечественного аналога Совета по внешней политике, о чем говорил президент Д.А. Медведев? На каких направлениях могла бы концентрироваться деятельность такого Совета?

Г.Б.Карасин: Понятие "мягкая сила" означает способность проецировать за пределы национальных границ достижения в экономике, науке, технологическом развитии, культурно-гуманитарной сфере, повышая тем самым привлекательность своей страны. В нынешних условиях, действительно, именно такими категориями все больше определяется авторитет государства. Мы также активно используем возможности "мягкой силы" во внешнеполитической работе, подчиненной задачам содействия поступательному внутреннему развитию нашей страны, ее всесторонней модернизации в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

Частью такой работы, безусловно, является выдвижение внешнеполитических инициатив. Не буду перечислять все, а их действительно немало, выделю лишь усилия, направленные на реализацию предложения президента Д.А. Медведева о заключении юридически обязывающего Договора о европейской безопасности, призванного на деле обеспечить равную и неделимую безопасность для всех без исключения государств региона Евро-Атлантики.

Упомяну также выдвинутые нами предложения в области коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации, природные и техногенные катастрофы, создание для этого адекватных международных механизмов. Это глобальная инициатива по сохранению морской среды, реализуемая в рамках "Группы двадцати", и совместная с нашими итальянскими партнерами инициатива о наращивании сотрудничества "Группы восьми" в ликвидации последствий стихийных бедствий.

Эти инициативы адресованы, прежде всего, нашим партнерам - всем, кто готов к объединению усилий для нахождения оптимальных ответов на действительно насущные, экзистенциальные проблемы, с которыми сегодня сталкивается международное сообщество.

Укреплению фундамента широкого международного сотрудничества способствовала бы выработка общих ценностей. Об этом президент Д.А. Медведев говорил в выступлении в ходе второго заседания Ярославского форума, где изложил свое видение универсальных стандартов демократии. Хотя и по-разному, проблема развития демократических институтов присутствует везде, в т.ч. и на пространстве СНГ. Это должна быть по-настоящему коллективная работа, без попыток использовать эту проблематику для получения преимуществ за счет партнеров.

Разумеется, мы приветствуем широкое вовлечение нашего гражданского общества во внешнеполитический процесс. Это соответствует тенденциям внутреннего развития России, отвечает задачам поддержания в стране согласия по вопросам внешней политики, способствует ее эффективной реализации. Мы готовы поддерживать предложения неправительственных организаций внешнеполитической направленности.

Что касается создания в соответствии с распоряжением Президента РФ некоммерческого партнерства "Российский совет по международным делам" (РСМД) - думаю, именно его Вы имели в виду, когда говорили об отечественном аналоге нью-йоркского Совета по международным отношениям, - то работа по его формированию и началу практической деятельности, равно как и Фонда поддержки публичной дипломатии им.А.М. Горчакова, продолжается. Предполагается, что РСМД будет представлять собой неправительственный орган исследований и образовательных программ в сфере внешней политики и международных отношений. После завершения его становления планируется выйти на новый уровень взаимодействия с неправительственным сектором, экспертными кругами, сообществом политологов.

Фонд им. А.М. Горчакова будет действовать под общим руководством МИД России в качестве грантодающей организации и призван стать крупным гранторасполагающим институтом, содействующим реализации внешнеполитических проектов российских НПО. В мае 2010 г. С.В. Лавров подписал приказ об учреждении Фонда и назначении его исполнительного директора.

Обе эти структуры формируются в полном соответствии с требованиями времени и практикой наших ведущих международных партнеров.

Вопрос: И возвращаясь к СНГ, его проблемам: как Вы считаете, какую центральную идею Россия могла бы предложить странам Содружества? Ведь, очевидно, что экономические связи становятся более прагматичными и вряд ли смогут в будущем цементировать постсоветское пространство вокруг России. Что мы можем предложить нашим соседям взамен дешевых нефти и газа? Способна ли Россия создать такую русскую идею, которая могла бы соперничать с американской или европейской и от которой не шарахались бы ее соседи?

Г.Б. Карасин: От идеологизированной политики мы отказались, сделав выбор в пользу прагматизма, многовекторности и неконфронтационного продвижения понятных национальных интересов. Если говорить о каком-то обрамлении нашей работы, то идея должна быть не русской, не американской, не европейской, а общей, и в ее основе должен лежать поиск адекватных ответов на глобальные вызовы и угрозы, общие для всех стран без исключения. Именно они выходят на первый план в глобальной повестке дня. Сегодня мы все в одной лодке. Все это диктует объединительную повестку дня для международного сообщества.

В итоге, многовекторная сетевая дипломатия, когда государства действуют сообща, на основе совпадающих интересов, становится основным методом ведения дел в международных отношениях. Искусственным представляется выбор в духе максимы "если не с нами, то против нас". Россия будет сотрудничать со всеми государствами, кто к этому готов. Пути решения проблем надо искать на подлинно коллективной основе.

Мы стремимся к тому, чтобы Россия была окружена дружественными государствами, а отношения с ними выстраивались на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. Это цивилизованный, принятый в мире подход, полностью соответствующий существующим реалиям. Он исключает потребительство в отношении друг друга. Именно поэтому мы последовательно ведем линию на утверждение рыночных принципов как условия развития подлинно равноправных взаимоотношений и современных форм региональной интеграции.

Экономические связи действительно становятся более прагматичными. Скажу больше: это справедливо для всего комплекса нашего интеграционного взаимодействия со странами СНГ. Но именно этот факт, по нашему твердому убеждению, и способствует намерению, как Вы выразились, продолжать системно работать над повышением реальной отдачи от немалого потенциала Содружества как для каждого государства-участника СНГ, так и для конкретного человека. И тогда успех нам будет гарантирован.

Как я уже говорил, страны СНГ имеют для нас особое значение. Это наши самые близкие стратегические партнеры, с которыми у нас общие задачи по модернизации экономики, в сфере региональной безопасности, по более справедливому устройству мирового порядка. Эта формулировка за последний год наполнилась дополнительным практическим содержанием. Указанные задачи нашли отражение в приоритетах текущего российского председательства в СНГ, деятельности ЕврАзЭС и ОДКБ. В частности, имею в виду развернувшееся практическое взаимодействие по преодолению негативных последствий финансово-экономического кризиса, создание Антикризисного фонда и Центра высоких технологий ЕврАзЭС, реализацию мероприятий в рамках Года науки и инноваций в СНГ, формирование Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Россия в этой работе играет ключевую роль, в т.ч. в качестве крупнейшего донора. И это нормально с учетом соотношения экономических потенциалов. Кстати, в настоящее время мы ведем разработку Национальной программы по оказанию содействия международному развитию, упор в которой предполагаем сделать на пространстве Содружества.

Все это диктует объединительную повестку дня для международного сообщества. Делить уже нечего: ни территорию, ни ресурсы, ни тем более идеологию - поскольку все признают безальтернативность базовых ценностей рыночной экономики и широкопредставительной демократии. Другое дело, что рыночная экономика не должна быть "диким" либеральным капитализмом образца XIX в., который привел в свое время к Великой депрессии. А демократия должна учитывать национальные, культурные и иные особенности государств, включая уровень социально-экономического развития. Прежний миропорядок устарел. Исторический Запад, потеряв позиции глобального кредитора, не может в одиночку диктовать решение вопросов макроэкономического характера. Возрастает роль новых центров экономического роста и политического влияния - таких, как страны БРИК. Формируется полицентричная международная система, более справедливая и демократическая, - как того требуют новые реалии. Все это определяет переломный характер нынешнего этапа мирового развития.

Интервью статс-секретаря заместителя Министра иностранных дел России Г.Б. Карасина журналу "Свободная мысль" 12, 2010 год.

По информации - Новое Восточное Обозрение

29.01.2011