С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

. . . . . . . .

. . . . . . . .

Атай Молдобаев

КЫРГЫЗСТАН - ПОЛИТИКА И КЛАНЫ

Официальный пересчет Центризбиркомом Кыргызстана бюллетеней для голосования не внес каких-либо кардинальных изменений в расклад политических сил в стране. По-прежнему на первом месте партия "Ата-Журт" (лидер - Камчыбек Ташиев), за ней идут Социал-демократическая партия Кыргызстана - СДПК (Алмазбек Атамбаев), далее "Ар-Намыс" (Феликс Кулов), "Республика" (Омурбек Бабанов) и замыкает пятёрку партия "Ата-Мекен" (Омурбек Текебаев). Отношение руководителей партий к парламентскому межпартийному сотрудничеству также остаётся неизмененным.

В то же время пересчёт голосов дал начало некоторым внутрипартийным процессам, в результате которых практически полностью был заменен состав депутатов одной из партий. Перестановки во власти после выборов в Кыргызстане - лишь начало кадровой чехарды, которая будет происходить в обозримой перспективе.

Поручение Президента КР Розы Отунбаевой лидеру партии "СДПК" А. Атамбаеву сформировать парламентское большинство и правящую коалицию вносит некоторую ясность в дальнейшие действия властей. Учитывая позицию основных партийных формирований в парламенте, их подходы к проблемам развития страны, можно предположить, что руководство СДПК попытается склонить на свою сторону главного потенциального союзника в лице "Ата-Мекен". Надо сказать, Омурбек Текебаев сделал тактически грамотный ход, оставив свою партию "самостоятельной", - он по сей день не выразил приверженности какому-либо партийному союзу и сохраняет свободу рук.

Сейчас переговоры между киргизскими партийными лидерами сводятся к примитивному торгу за государственные посты и привилегию покровительства над отдельными правительственными ведомствами. Существующая в Киргизии политическая система играет на руку партийным вождям, позиции которых в государственном аппарате традиционно укрепляются за счет выдвижения "своих" на руководящие посты. При этом не обязательно делать какой-то особый акцент на фигуре будущего премьер-министра, властные полномочия которого являются в определенной мере номинальными.

Лидеры партий "Ата-Журт" и "Ар-Намыс" уже выразили готовность к сотрудничеству с СДПК и соответственно с "Республикой". Однако, учитывая специфику их взаимоотношений, реального сближения блоков, скорее всего, не произойдет. Можно также предположить, что в случае, если блок Атамбаев - Бабанов не найдет достаточной поддержки у "Ата-Мекен", для поддержки будут привлекаться по отдельности и лидеры противоположной коалиции. В случае провала его попыток сформировать правящую коалицию Атамбаев передаст инициативу Текебаеву. Вполне возможно, что лидер "Ата-Мекен" именно этого дожидается, чтобы сделать свой решающий ход.

Между тем всё больше говорят о возможности нового столкновения южан и северян в результате обострения противоречий между региональными группировками. В конце концов, каждая из партий, какую бы политическую этикетку она ни носила, оценивает ситуацию в стране под углом зрения своих региональных интересов, остаётся привязанной к определенной области Кыргызстана, где, главным образом, находит поддержку и сторонников.

В настоящее время в парламенте страны представлены три "северные" ("Ар-Намыс", СДПК и "Республика") и две "южные" партии ("Ата-Журт" и "Ата-Мекен"). Есть, правда, некоторая надежда, что с учетом политического сближения в парламенте представителей северных и южных кланов - речь идет о "Ата-Журт" и "Ар-Намыс" - проявления классического трайбализма будут какое-то время сдерживаться до тех пор, пока указанный союз существует.

В принципе, разжигание новых конфликтов на клановой, межэтнической и межрегиональной почве после трагических июньских событий не на руку никому. Маловероятно и то, что Юг по собственной инициативе пойдёт на обострение ситуации, хотя последние волнения в городе Ош, связанные с самозахватом земель, говорят о том, что эти районы не получают достаточной правительственной поддержки, предназначенной для восстановления разрушенного.

Вместе с тем юг Кыргызстана при нынешнем раскладе политических сил - это слабое звено в государстве. Властям, дабы не вызывать раздражения населения и не давать повода к новым выступлениям радикально настроенных элементов, необходимо безотлагательно стабилизировать ситуацию в южных областях.

По информации - Фонд стратегической культуры

24.11.2010