С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

. . . . . . . .

. . . . . . . .

Яна Амелина

ЕВРАЗИЙСКИЙ ФОРУМ - КАЗАНСКАЯ "ИЗЮМИНКА" ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ

Итоги третьего Евразийского научного форума, прошедшего в Казани в начале июля, свидетельствуют, что эта научно-прикладная площадка, на которой обсуждаются актуальные проблемы евразийского пространства, становится все более популярной в профессиональном сообществе. Даже если сравнивать только количественные характеристики, нынешний форум, организованный Центром евразийских и международных исследований Казанского федерального университета (руководитель - Булат Ягудин), собрал в столице Татарстана на полсотни ученых больше, чем в прошлом году: тогда его посетило около ста специалистов в различных отраслях гуманитарного знания.

Расширяется и география экспертного слета - помимо традиционных участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и других крупных российских научных центров, а также Украины, в Казань впервые приехали представители научной общественности Нагорного Карабаха и Южной Осетии. Что касается качественного развития, то, в отличие от прошлого года, когда главной темой форума стало актуальнейшее на тот момент обсуждение ситуации в Иране и вокруг него, в этом году акцент делался на тематические круглые столы о внутренних проблемах и внешних вызовах, стоящих перед регионом Большого Кавказа, а также политической и социально-экономической обстановке в самом Татарстане.

На пленарном заседании поднимались вопросы, имеющее широкое общественное значение. "В евразийском пространстве во все времена татарский фактор играл важную роль, - рассказал об историческом пути и современном состоянии государственности татарского народа академик АН РТ Индус Тагиров. - Декрет 1920 года о создании Татарской автономной советской социалистической республики базировался на древней исторической памяти татарского народа. Не было бы ее - не было бы самого главного, декларации о суверенитете. Кстати, когда она была принята?..." На этот вопрос, обращенный к залу, практически никто не смог дать с ходу правильный ответ (в 1990 году. - прим.). Докладчик лишь грустно улыбался. "Наша маленькая, но гордая республика поставила Россию на федеративные рельсы, - напомнил он о заключении договора 1994 года о разграничении полномочий и предметов ведения с федеральным центром. - Татарстан смог создать образец, как нужно развивать экономику и культуру, выходить на международный уровень, не ущемляя интересы других. Как сказал в свое время Геннадий Бурбулис, Татарстан создал нравственный вектор, которому следуют все остальные".

Ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин отметил важность формирования государством правильной конфессиональной политики. Без вмешательства государства выстраивание мусульманской "вертикали власти" невозможно, поскольку внутриконфессиональные механизмы для этого отсутствуют, отметил он: "...институционализация ислама не может происходить без помощи и участия государства".

Заведующий кафедрой социальной и политической конфликтологии Казанского государственного технического университета профессор Александр Салагаев описал положение русского этноса в XXI веке. "Русские всегда были имперской нацией, - отметил он. - После распада СССР в этническом плане они потеряли больше всех, запоздали с этнической мобилизацией. Большинство русских до сих пор имеют имперское сознание - их больше волнует, отойдут ли Курилы Японии, чем вопросы развития русского языка и культуры". В Татарстане, отметил профессор Салагаев, всего одиннадцать школ с русским этнокультурным компонентом, однако в стратегической программе развития образования в РТ "Килэчэк" ("Будущее"), представленной недавно министерством образования и науки РТ, их существование вовсе не предполагается. По мнению социолога, это "проявление шовинистической политики группировки, захватившей минобр". Что касается федерального уровня, то для русских, отметил Александр Салагаев, не предусмотрена возможность создания национально-культурных автономий в национальных республиках. "Они нужны в качестве имперской нации, а не этноса, - объяснил такое положение докладчик. - Пока не будет выработана внятная политика в отношении русских, этнос будет размываться, и подобная политика власти чревата негативными последствиями для нее самой".

Круглый стол по Кавказу, собравший ведущих специалистов по региону, стал естественным продолжением пленарного заседания. Эксперты начали с обсуждения проблем карабахского урегулирования, чему был посвящен большой блок докладов. Как сообщил советник министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики Рубен Заргарян, тупик в переговорном процессе во многом объясняется невключением в него Нагорно-Карабахской Республики, а кратчайшим путем разрешения конфликта является признание независимости НКР со стороны мирового сообщества. Однако он так и не смог внятно ответить на вопрос, почему Карабах до сих пор не признан самой Арменией, тогда как наиболее логично, чтобы процесс признания республики начало братское армянское государство.

По мнению заместителя генерального директора Фонда стратегической культуры Андрея Арешева, рассчитывать на решение карабахского вопроса в ближайшее время не приходится. Отвечая на вопрос, однозначно ли признает Армения Россию в качестве стратегического партнера, Андрей Арешев подтвердил, что "официально - да, но что касается общественных настроений - они не так однозначны", хотя в целом российско-армянское стратегическое партнерство не подлежит сомнению.

Один из докладов посвящался идеологическому аспекту деятельности азербайджанского лобби в России, работающему в целом ряде направлений ради реализации интересов азербайджанской диаспоры в РФ и самого государства Азербайджан. Последняя задача тесно связана с продвижением и широкой рекламой точки зрения Баку, прежде всего, на механизмы карабахского урегулирования. Итогом подобной деятельности должно стать изменение геополитической ориентации России на Кавказе и перенос центра тяжести российской политики с Еревана на Баку. Тактическая цель лоббистов - посредством Москвы заставить Армению "вернуть" Карабах Азербайджану. Несмотря на то, что в обозримом будущем указанные цели не могут быть достигнуты, активность, с которой Азербайджан лоббирует свои интересы в РФ, заслуживает серьезного внимания, тем более что к этому процессу подключен ряд российских экспертов, журналистов и общественных деятелей, число которых постепенно увеличивается.

Заместитель муфтия Республики Татарстан Валиулла хазрат Якупов рассказал о реакции мусульманской уммы республики на военные события в Чечне в конце XX - начале XXI века, отметив, что в первую чеченскую кампанию "мусульманское сообщество РТ, безусловно, симпатизировало чеченцам, причем абсолютно некритично". "С одной стороны, мы были патриотами нашей страны, но, исходя из аксиомы мусульманской солидарности, не могли одобрить действия федерального центра, - разъяснил Валиулла Якупов. - После перехода Ахмата хаджи Кадырова на федералистские позиции нам стало гораздо легче". Заметив, что сейчас мусульмане республики поддерживают законную власть в ЧР, Валиулла хазрат уклонился от ответа на вопрос о том, хотел бы он жить в республике, где, как в Чечне, активно идет шариатизация государственной и общественной жизни.

Религиозную тематику продолжил старший научный сотрудник Северо-Осетинского института социальных и гуманитарных исследований Тимур Дзеранов, рассказавший о конфессиональной ситуации в Осетии и констатировавший чуждость ваххабизма традициям Северного Кавказа. Его сообщение относительно Осетии продолжил заместитель руководителя Центра евразийских и международных исследований Казанского государственного университета Раис Сулейманов, подробно изложивший сюжетную канву "дела муфтия Евтеева" (бывшего муфтия РСО-А, давшего откровенное интервью о своем ваххабистском прошлом, что привело к громкому скандалу и его отставке - прим.) и реакции на него российских мусульман. Практически все российские муфтии однозначно осудили заявления Али хаджи Евтеева, в то время как исламистское "аналитическое сообщество" в лице Максима Шевченко, сайта Islam.ru и некоторых других фигур опрометчиво заступилось за Евтеева и впоследствии было вынуждено оправдываться за свои скоропалительные действия, напомнил эксперт. "Теперь Али хаджи Евтеев собирается продолжить образование в Саудовской Аравии, - завершил доклад Раис Сулейманов. - Скатертью дорога!"

Московский политолог Андрей Епифанцев, автор известного труда, разоблачающего миф о так называемом геноциде адыгов, сделал пессимистичный вывод о том, что "Россия теряет Кавказ". Причиной этому, отметил эксперт, является порочная практика масштабного дотирования северокавказских элит федеральным центром, ставка на договоренности с элитами, а не завоевание симпатий населения, отсутствие у Москвы должной аналитической проработки принимаемых решений, как, впрочем, и "кавказской" идеологии в целом.

Координатор рабочей группы по Северному Кавказу Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Александр Скаков, посвятивший выступление перспективам Абхазии и Южной Осетии после признания, отметил широкий спектр экономических, демографических, внутриполитических проблем, стоящих перед молодыми государствами. В то же время, подчеркнул он, "признание Южной Осетии и Абхазии - это навсегда, оно будет отозвано только тогда, когда не будет самой России". Говоря о возможности признания НКР со стороны России до такового признания Арменией, Скаков достаточно резко заметил, что

Карабах является армянской национальной идеей, "и если он не нужен Армении - почему он должен быть нужен кому-либо другому?". Его поддержал талышский политолог Фахраддин Абосзода, призвавший не ограничиваться карабахским вопросом и задуматься над комплексным решением проблем всех коренных народов Кавказа.

На следующий день он с большим успехом выступил на секционном заседании "Иран, Кавказ, Центральная Азия и исламский мир: проблемы, успехи, достижения" с рассказом о религиозных настроениях в Азербайджане, где проживает значительная часть талышского народа. Даже в советские годы репрессии не могли заставить талышей отказаться от своей религии - шиизма, напомнил Фахраддин Абосзода, указав, что нынешняя "борьба за спасение талышского народа является борьбой за спасение веры и возвращение к своим корням". Азербайджанские власти "ведут политику не только ассимиляции талышей по этническому и языковому признаку, но и уничтожения шиизма", пояснил он, имея в виду как распространение в Талыше нетрадиционных сект (ваххабиты, нурсисты, протестанты), так и физическое уничтожение шиитских мечетей.

Интересные обсуждения развернулись на круглом столе, посвященном ситуации в Татарстане. Проблемы, стоящие перед республикой в демографическом, духовном, культурном и политическом плане, обрисовали представители как русской, так и татарской групп населения.

"У меня пессимистические настроения в отношении татарской нации - мы сохранимся как этническая общность, но не сможем стать современной нацией, - заявил руководитель Центра этнологического мониторинга Всемирного конгресса татар Дамир Исхаков. - Татарская элита заняла совершенно ошибочную позицию, полагая, что все можно вытащить за счет экономики". Бывший депутат Госдумы Фандас Сафиуллин вновь подчеркнул, что среди лиц, принявших решение о сносе исторического памятника - номеров "Булгар", связанном с именами выдающегося татарского поэта Габдуллы Тукая и многих других татарских общественных деятелей - нет ни одной русской фамилии.

Казанские профессора Сергей Алексеев и Владимир Беляев с разных сторон осветили итоги первых ста дней правления нового президента РТ Рустама Минниханова и особенности старого и молодого поколений аграрной элиты Татарстана, а Людмила Лучшева и Михаил Щеглов описали положение русского населения республики, находящегося, по их мнению, в не равных условиях с татарским. Раис Сулейманов, напомнив политическую биографию бывшего мэра Казани Камиля Исхакова, констатировал, что, несмотря на желание последнего вернуться в РТ, сделать это невозможно, поскольку никто в этом не заинтересован.

Тревогу собравшихся вызвало выступление директора казанского центра исследований Благородного Корна и Пречистой Сунны муфтия Фарида Салмана, указавшего, что за последние годы салафитское подполье в республике оформилось и фактически перестало быть таковым. Распространение ваххабизма в Татарстане - "действительно настоящая беда, которой власти пока не придают должного значения", указал муфтий, и если руководство ДУМ РТ останется прежним, "катастрофа уже близка".

В резолюции, принятой по итогам третьего Евразийского научного форума, отмечается особая роль евразийского пространства как связующего звена между Западом и Востоком. "В условиях глобализации Евразия становится общим пространством для всех населяющих ее народов", - говорится в документе. Участники формума отметили высокий научный уровень мероприятия и единогласно поддержали предложение и впредь ежегодно проводить его в Казани.

У руководства Татарстана есть все основания присоединиться к этому решению российской научной общественности. Евразийский форум способен стать новой татарстанской "изюминкой" наряду с получившими ранее широкую известность идеями укрепления федерализма в России, евроислама как единственной реальной альтернативы ваххабизму и Казани как третьей столицы России и центра будущего Евразийского союза. Как заметил в своем приветствии форуму консул Исламской Республики Иран в РТ Саед Моххамад Реза Зареи, Казань, являющаяся восточной, исламской столицей России, должна стать воротами соприкосновения культур и цивилизаций, с чем вряд ли кто-то не согласится.

Идеологическое первенство Татарстана среди других российских регионов, бывшее реальностью на протяжении всех девяностых и в начале двухтысячных годов, необходимо вывести на новый уровень, наполнив актуальным содержанием, и Евразийский форум способен придать этому движению качественный импульс. Через несколько лет казанский симпозиум, при условии достаточных вложений, вполне способен выйти с регионального на федеральный уровень, став научным событием подлинно общероссийского масштаба. Очевидно, что это способствовало бы укреплению имиджа столицы Татарстана как крупного научного центра, а самой республики - как региона, в котором уделяется внимание не только ледовым дворцам и "камазам". В конце концов, именно интеллект являтся одним из пяти "и", названых президентом Медведевым, которые призваны вывести Россию на новый виток развития.

По информации - Фонд стратегической культуры

09.07.2010