С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

. . . . . . . .

. . . . . . . .

Андрей Арешев

ОДКБ: БАЛАНС СИЛ И ВЗАИМНЫЙ УЧЁТ ИНТЕРЕСОВ

25 марта в Москве состоится неформальное заседание совета министров иностранных дел государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В Москву съезжаются главы внешнеполитических ведомств Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Армении, Белоруссии и России. А 23 марта в Москве под председательством Полномочного представителя России при ОДКБ прошло заседание Постоянного Совета при ОДКБ. Рассмотренный в ходе заседания План консультаций представителей государств-членов ОДКБ по вопросам внешней политики, безопасности и обороны на второе полугодие 2010 года - первое полугодие 2011 года предусматривает проведение в этот период ряда консультаций представителей государств-членов ОДКБ по всем направлениям деятельности Организации, включая политическое и военное сотрудничество, противодействие современным вызовам и угрозам, правовую и информационную сферу.

Предстоящее празднование 65-летия Великой Победы, как представляется, станет самостоятельным вопросом для обсуждения. Как известно, в военном параде 9 мая в Москве примут участие представители воинских формирований участников Антигитлеровской коалиции - США, Великобритании и Франции. Это, безусловно, отражает важную грань исторической правды о совместной борьбе народов против фашизма, но не менее важной гранью правды о прошлом представляется то, что потерявшая в войне четверть своего населения Белоруссия и другие бывшие советские республики, ныне независимые государства, внесли в дело Великой Победы вклад не меньший, чем американские рейнджеры или авиаполк "Нормандия - Неман". Многие представители российской общественности уже высказались за то, чтобы в общем праздновании 65-летия Победы наших народов в Великой Отечественной войне приняли участие представители органов власти, а также, что не менее важно, ветеранских организаций всех государств СНГ.

На июнь 2010 года планируется проведение очередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, и предстоящая встреча министров (в ряде случаев - заместителей министров) иностранных дел государств - участников данной организации даст возможность "сверить часы", определить приоритетные направления сотрудничества с учётом динамично развивающейся ситуации на постсоветском пространстве. И надо надеяться, что наметившаяся активизация ОДКБ не будет измеряться одним лишь количеством саммитов, о которых их участники забудут уже на следующий день.

Интеграционный потенциал на постсоветском пространстве не исчерпан. Для большинства населения постсоветских государств всё более очевидны пагубные последствия противоестественного разделения общего культурно-исторического наследия наших народов. Как известно, Украина не является участником ни ОДКБ, ни ЕврАзЭС, однако приход к власти Виктора Януковича создаёт предпосылки для налаживания плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества Киева с этими организациями. Тем более что, как показал бесславный итог правления Ющенко, односторонняя ставка политиков на США и НАТО приводит к отторжению их курса народом. Дискуссии по ключевым проблемам национальной безопасности приобретают на Украине всё более содержательный характер, что не может не радовать, как и замена Виктором Януковичем наиболее одиозных адептов форсированной "евроатлантической интеграции" страны. Несмотря на наличие определённых разногласий, неплохо развивается сотрудничество в рамках ОДКБ России и Белоруссии, основанное на сознании общих интересов двух стран в военно-политической сфере.

Немалым конфликтным потенциалом по-прежнему обладает Южный Кавказ. Действия Москвы по признанию Абхазии и Южной Осетии не получили должной поддержки со стороны союзников по ОДКБ, что, видимо, должно стать предметом дальнейших переговоров и консультаций. После подписания декларации о сотрудничестве между ООН и ОДКБ Объединённые Нации де-факто признали особую роль Организации Договора о коллективной безопасности в обеспечении безопасности в Евразии. Эксперты уже высказывают идею возможного участия миротворческого контингента ОДКБ в гипотетической миротворческой операции в Нагорном Карабахе, однако этот вопрос ещё далек от того, чтобы обсуждать его всерьёз. А вот предложение о проведении силами специально организованной и имеющей соответствующий мандат наблюдательской миссией ОДКБ мониторинга нарушений режима перемирия на линии карабахско-азербайджанского противостояния, возможно, заслуживает более внимательного рассмотрения.

Проблемы координации действий государств - участников ОДКБ выходят на первый план внешней политики России и союзных ей государств в силу того, что действия НАТО по-прежнему сконцентрированы на задачах расширения Альянса на восток. Всё большее значение здесь приобретает Центральная Азия, где отсутствие должной степени взаимопонимания между республиками, некогда составлявшими единый народно-хозяйственный комплекс в составе Советского Союза, а сейчас являющимися союзниками по ОДКБ, ведёт к усилению американского присутствия, чревато обострением обстановки в регионе и ростом напряжённости как внутри ОДКБ, так и внутри Шанхайской Организации Сотрудничества. Показательна в этом отношении ситуация, складывающаяся в Киргизии (где правящие силы и оппозиция используют самые разнообразные способы заявить о себе) и в киргизско-узбекских отношениях. Порой сотрудничество с НАТО рассматривается в Центральной Азии как "страховочный элемент" на случай ослабления позиций России в регионе, и здесь от политической линии, которую проводит Москва, всё больше сознающая стратегическую важность этой части мира, действительно зависит немало.

Важнейшим раздражителем остаётся оккупируемый американцами Афганистан. В то время как Россия и её союзники по ОДКБ дают зелёный свет - вслед за воздушным - ещё и сухопутному транзиту НАТО в мятежную, охваченную повстанческим движением страну, администрация США всерьёз обсуждает перспективы диалога с "умеренными" талибами. Это ставит ОДКБ перед вызовами, которые необходимо осмыслить в новых политических категориях, без стереотипов "международного терроризма". Нужно определить истинных виновников дестабилизации региона и на этой основе выстроить общую стратегию и тактику взаимодействия. Иначе размолвка по поводу проектируемой американцами "антитеррористической" базы в киргизском Баткене окажется далеко не последней, а Республика Узбекистан и дальше будет уклоняться от антитеррористических учений "Рубеж-2010", которые пройдут в конце апреля в Таджикистане.

Баланс сил и взаимный учёт интересов - естественная основа любой системы безопасности на региональном и глобальном уровнях. Резкое нарушение баланса грозит сползанием к конфронтации и войной "всех против всех". Отрадно, что в ООН понимают и принимают стабилизирующую роль ОДКБ, юридически оформляя это в виде совместной декларации о сотрудничестве. Постепенно уходящая в прошлое монополия США на безопасность ни к чему хорошему не привела и привести не могла. Государства - члены ОДКБ сами должны стать не потребителями, а производителями "услуг" в сфере безопасности - только в этом случае территорию бывшего СССР можно будет считать гарантированной от новых потрясений.

По информации - Фонд стратегической культуры

24.03.2010