С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

. . . . . . . .

. . . . . . . .

Елена Пономарёва

О ЕВРОПЕЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВИКТОРА ЯНУКОВИЧА

Внешняя политика - материя тонкая, способная так плотно опутать политику внутреннюю, что её субъект превращается в подконтрольный и неподвижный кокон. Таким коконом был режим Ющенко, пропитавший Украину "оранжевым ядом". Однако действие яда оказалось ограниченным, режим изжил себя. Свои голоса, а вместе с ними и надежды на более достойную жизнь граждане Украины отдали Виктору Януковичу. Нормализация отношений с Россией, придание нового статуса русскому языку, будущее Черноморского флота были и остаются главными вопросами для тех, благодаря кому В. Янукович победил. Отсюда - пристальное внимание к внешней политике нового украинского президента.

Нельзя не считать знаковым то, что первый зарубежный визит в статусе Президента Украины В. Янукович совершит в столицу НАТО и ЕС - Брюссель. Дата визита (1 марта) и его предварительная программа согласованы. В. Януковичу предстоят беседы с президентом ЕС Херманом ван Ромпеем, председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу, председателем Европарламента Ежи Бузеком. Уровень переговоров предполагает определение долгосрочной стратегии отношений. Скорее всего, разговор пойдет о том, что должна сделать Украина, чтобы из европейского предбанника перебраться в европейскую гостиную (читай: какую ещё часть суверенитета положить на чашу весов отступающего, как мираж, членства в ЕС).

Как видим, приоритеты обозначены, Москва для нового украинского президента - на втором плане. В российскую столицу В. Янукович собирается приехать в первой декаде марта, точная дата даже не установлена. Конечно, можно говорить, что "для Януковича выгодно поехать в Москву уже после утверждения нового премьера" (1), но тогда получается, что в Европу украинскому президенту выгоднее ехать до того, как кабинет сформирован (не за приемлемой ли для Брюсселя кандидатурой премьера?).

Мои опасения относительно будущего внешней политики Украины усилил директор киевского Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала, который заметил, что "об "украинской" политике при Януковиче говорить не придется". "Реальная внешняя политика будет выстраиваться в зависимости от того, кто из геополитических игроков решится инвестировать в украинскую экономику" (2). Иными словами, "многовекторность" украинской внешней политики задана вектором денежных потоков, а это означает усиление долговой зависимости страны от внешних источников. Учитывая скудость бюджета ЕС, В. Янукович наверняка будет просить о финансовой поддержке и Россию. А здесь ему есть что предложить - реализацию идеи придания русскому языку особого статуса, продление сроков пребывания Черноморского флота (ЧФ) в Севастополе, закрытие дискуссии о вступлении Украины в НАТО.

Однако ларчик так просто не откроешь. Евро-атлантические лидеры готовы заплатить политическим капиталом (посулами вступления в ЕС) как раз за отказ от осуществления принципиальных для России и русских Украины программных идей. Показательна в этом плане лихорадочная, словно в предсмертной политической агонии, деятельность Ющенко. Буквально на днях он запросил Конституционный суд Украины пояснить положения Конституции об иностранных военных базах на территории страны. Так как в Основном законе упоминается только база Черноморского флота, то именно её судьбу пытается ПРЕДрешить уходящий президент. Для Ющенко важно передать Януковичу "эстафету"- запустить процессуальный механизм делегитимации российской базы, чтобы новый президент был вынужден двигаться в русле, намеченном предшественником. Дело в том, что в Конституции содержатся две разные нормы, касающиеся размещения иностранных военных баз на Украине. В разделе "Переходные положения" сказано, что иностранные базы, существовавшие на территории страны до провозглашения независимости, могут временно оставаться "на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины". Именно на этом основании в Крыму до мая 2017 г. будет функционировать база ЧФ РФ. До сих пор считалось, что по завершении этого срока вступит в силу постоянно действующая норма Конституции, согласно которой "на территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз". Попросив суд разъяснить взаимосвязь двух конституционных норм, Ющенко вновь активизировал дискуссию, причем иск придётся завершать Януковичу.

Как полагают эксперты (3), вероятнее всего, ничего не произойдет: суд примет обтекаемое решение и никто не примется выдворять российский флот до 2017 года, но не стоит забывать, что Ющенко уже пять лет настаивает на внесении в повестку дня российско-украинских переговоров плана-графика вывода российского флота из Севастополя. Новый президент ранее не исключал возможности продления сроков базирования ЧФ в Крыму, но и (заметим это) не гарантировал сохранения нынешних условий. Кроме того, предвыборные высказывания Януковича относительно увеличения арендной платы за размещение Черноморского флота, скорее всего, будут реализованы в "многовекторной" денежной политике нового главы государства.

Еще одна лакмусовая бумажка - статус русского языка. Как уже отметили наблюдатели, "есть опасения, что, став президентом, Янукович может свернуть в языковой политике на проторенную тропу "украинизатора Кучмы". В своё время, придя к власти благодаря голосам Юго-Востока, "Данилыч" содействовал галицийским националистам в "зачистке" русскокультурного пространства Украины. Нарушив обещание придать русскому языку статус официального, Л. Кучма продвинул на государственные посты людей, навязавших стране курс насильственной украинизации" (4). У меня лично сомнений в том, что Янукович и не будет заниматься вопросом придания русскому языку особого статуса на государственном уровне, никогда не было. Окончательно в этом убедило интервью заместителя председателя Партии регионов Бориса Колесникова журналу "Власть".

Относительно обещанного Януковичем в предвыборной программе статуса второго государственного русскому языку Б. Колесников дал подробные разъяснения. "Мы будем принимать закон о языках. Это закон, который передает областным советам право обучения в школах на двух языках по всем предметам по желанию родителей. Также он предусматривает свободное применение двух языков в судах и органах местного самоуправления. То есть этим законом мы на бытовом уровне снимаем проблему в русскоязычных регионах. А для того чтобы принять закон о втором госязыке, нужно 300 голосов, причем сразу. Нужно внести это предложение в парламент, получить 300 голосов, потом провести референдум, потом опять 300 голосов - это очень сложная процедура. Если у нас такая возможность будет, мы обязательно это сделаем. Но сейчас эту проблему можно снять вот на таком бытовом уровне" (5).

Борису Колесникову вторит его однопартиец Вадим Колесниченко, который "уверен, что в Украине не стоит пока проводить референдум о предоставлении русскому языку статуса второго государственного". В Партии регионов подчёркивают, ссылаясь на трудности изменения Конституции, что вопрос о статуса русского языка как государственного наряду с украинским - вопрос перспективы, а не сегодняшнего дня: "Украинский народ сначала нужно "вылечить". Вылечить от болезненного отношения к русскому языку - тогда можно будет проводить референдум" (6), - говорит В. Колесниченко. Любопытное заявление! А ведь подпись Вадима Колесниченко стоит под "Обращением русских Украины" с требованием придания русскому языку статуса государственного!

К обещанию снять "проблему на бытовом уровне в русскоязычных регионах" я бы тоже отнеслась осторожно - поездка в Брюссель и здесь аукнуться может. Речь идет о новой редакции закона "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств". Как сообщает Интерфакс-Украина, Партия регионов во избежание дестабилизации в обществе будет решать проблему нормального функционирования русского языка "мягко, толерантно, в европейском духе". Для начала планируется принять закон о ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств в новой редакции, в котором будут отражены вопросы функционирования языков национальных меньшинств в сферах образования, СМИ, судебной системы.

Как известно, в соответствии с Законом Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств" (принят 15 мая 2003 г.) положения Хартии уже применяются к таким языкам, как белорусский, болгарский, гагаузский, греческий, еврейский, крымскотатарский, молдавский, немецкий, польский, русский, румынский, словацкий и венгерский. Таким образом, законом 2003 года русский язык, за который готовы проголосовать на референдуме 54 % граждан страны, по своему значению для общества приравнен к гагаузскому, еврейскому и греческому. Что это как не целенаправленное выдавливание русского языка из сферы общественной жизнедеятельности "легальным" путём?!

В заключение отмечу самое важное. Виктора Януковича не надо воспринимать как пророссийского политика. Безусловно, он откажется от утрированных антироссийских лозунгов, постарается уйти от жёсткой "оранжевой" риторики в вопросах языка, культуры, оценки исторического прошлого. Однако при решении жизненно важных для Украины экономических вопросов В. Янукович не будет ориентироваться на Россию. Он будет делать другое - учитывать мнение, а возможно, и выполнять рекомендации Брюсселя и Вашингтона. Процитирую того же Б. Колесникова: "Украина не будет дружить с Западом против России, и с Россией против Запада. Украина не войдет ни в какие политические союзы, наша команда будет проводить абсолютно независимую и самостоятельную проукраинскую политику". И далее: "Нас очень интересует западный мир" (7).

В своей программной статье, опубликованной в The Wall Street Journal, сам В. Янукович так обрисовал будущую внешнюю политику страны: "Украина должна использовать свои геополитические преимущества и стать мостом между Россией и Западом. Налаживание хороших отношений с Западом и ликвидация разрыва с Россией помогут Украине... Как Президент я буду стараться наводить мосты, а не строить улицу с односторонним движением. Мы - нация с европейской идентичностью (выделено мною. - Е.П.), но у нас также есть исторические, культурные и экономические связи с Россией. Восстановление отношений с Российской Федерацией не расходится с нашими европейскими устремлениями. Мы будем восстанавливать отношения с Москвой как со стратегическим экономическим партнером. Есть все основания для налаживания добрых отношений со всеми нашими соседями" (8). По всей видимости, именно стремлением к "наведению мостов" можно объяснить выбор Брюсселя местом первого зарубежного визита нового президента Украины.

Черчилль любил повторять: "Репутация державы точнее всего определяется суммой, которую она способна взять в долг". Интересно, какая сумма будет (и будет ли) фигурировать на переговорах В. Януковича с еврочиновниками.

_____________________

(1) Сначала в Брюссель, затем в Москву: Янукович расставляет внешние приоритеты? - URL: http://www.regnum.ru/news/1256543.html.

(2) Внешняя политика Украины при Януковиче будет зависеть от того, кто даст больше денег. - URL: http://www.regnum.ru/news/1256609.html?forprint

(3) Ивженко Т. Последняя шпилька президента Ющенко // НГ. -11.02. 2010.

(4) Иваненко С. Грозит ли Украине "анногермановский" курс? - URL: http://www.fondsk.ru/article.php?id=2803

(5) <Украина не войдет ни в какие политические союзы> // Власть. - 15.02.2010. - № 6 (859). - URL: http://www.partyofregions.org.ua/contrprop/resonance/4b790b6c2ff33/

(6) Ижевский Н. Так ли страшен великий и могучий, как его малюют? - URL: http://globalist.org.ua/?p=34900

(7) "Украина не войдет ни в какие политические союзы" // Власть. - 15.02.2010. - № 6 (859).

(8) Янукович В. Украина станет мостом между Востоком и Западом. - URL: http://www.partyofregions.org.ua/faces/4b7bede50621b/

По информации - Фонд стратегической культуры

25.02.2010