Борис Кушхов

ИТОГИ САММИТА ОТГ - ФАКТОР ТУРКМЕНИСТАНА

3 ноября 2023 года в столице Казахстана Астане начался юбилейный 10-й саммит Организации тюркских государств (ОТГ). По его итогам был подписан целый ряд документов – таких, как «Астанинский акт», «Декларация 10-го саммита Организации тюркских государств», «Решение глав государств о присуждении статуса Финансовых центров тюркского мира», «Решение о предоставлении статуса наблюдателя Организации экономического сотрудничества в Организации тюркских государств», а также «Совместный план действий (дорожная карта) Организации тюркских государств по реализации программы транспортной связи на 2023-2027 годы».

Отдельным вопросом, стоящим на повестке дня организации, является перспектива изменения статуса в организации последнего тюркского государства, не являющегося её членом – а именно Туркменистана, который с 2021 года является только наблюдателем. Предположительно, это вызвано стремлением республики сохранять приверженность своему нейтральному статусу – на фоне участившихся разговоров в ОТГ о развитии военно-политического сотрудничества стран-членов. В этом контексте Туркменистан предложил участникам астанинского саммита поддержать выдвинутую им в ООН «Стратегию всеобщей безопасности», тем самым продемонстрировав своё желание взаимодействовать с коллегами по подобным вопросам через эту организацию.

Вопрос членства Туркменистана поднимался и на прошлом, девятом саммите Организации Тюркских Государств. Однако реакция представителей республики на подобные предложения и тогда была прохладной. Тем не менее, Туркменистан на саммите ОТГ 2023 года также был представлен – и его статус «наблюдателя» не помешал ему представить коллегам целый ряд перспективных инициатив.

В частности, Гурбангулы Бердымухамедов – председатель Народного Совета Туркменистана, возглавлявший делегацию страны на саммите ОТГ, продемонстрировал беспрецедентный интерес своей страны к сотрудничеству с членами организации по целому ряду отраслей. В центре внимания представителя Туркменистана оказались вопросы транспорта и логистики: так, он напомнил об активном развитии и разработке проходящих через республику транзитных коридоров – в том числе Афганистан–Туркменистан–Азербайджан–Грузия–Турция, Каспийское море – Черное море, а также Кыргызстан–Узбекистан–Туркменистан-Азербайджан-Турция. Председатель Народного совета Туркменистана определённо знаком с планами своих коллег о создании Евразийских коридоров с несколько иной конфигурацией маршрута (в частности, недавно предложенный проект коридора Узбекистан-Туркменистан-Иран- Турция), в связи с чем предлагает уделить внимание и таким проектам, которые предполагают транспортировку грузов через Каспийское море. Учитывая деэскалацию конфликта между Арменией и Азербайджаном в 2023 году, подобный маршрут начинает обретать повышенную актуальность.

Помимо этого, Бердымухамедов выразил желание Туркменистана поставлять газ и электроэнергию в Азербайджан, Турцию и далее в страны Европы – также через Каспийское море. В республике, совместно с турецкими специалистами, в этом году начато строительство комбинированной (парогазовой) электростанции мощностью 1574 МВт, которая будет построена на территории этрапа Туркменбаши Балканского велаята. При успешной реализации данного проекта и продвижения новых, аналогичных ему, возможности дальнейшего экспорта электроэнергии у богатого газом Туркменистана весьма значительны.

Предложения по оптимизации поставок газа, электроэнергии и других грузов через Каспийское море в Европу, озвученные и продвигаемые в последнее время рядом государств, могут восприниматься недружественными России странами как вероятная альтернатива аналогичным российским поставкам. Рассмотренные выше предложения Туркменистана были вынесены на рассмотрение саммитом ОТГ вскоре после их обсуждения с ключевым их участником – Турцией, в ходе состоявшегося за несколько дней до саммита визита президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова в Анкару. Сама же перспектива реализации так называемого «Среднего» транскаспийского коридора уже обсуждалась странами-членами ОТГ на прошлогоднем саммите, состоявшемся в Самарканде.

Тем не менее, предложения Туркменистана, представленные вниманию стран-членов ОТГ, показывают заинтересованность страны во взаимодействии с организацией по экономическим, но не политическим вопросам. В силу стремления ряда стран-членов наполнить деятельность организации «военно-политической составляющей», интерес у нейтрального государства к статусу полноценного члена в ней остаётся на недостаточно высоком уровне. Подобный феномен «нейтралитета» одной из стран тюркского мира должен быть принят к сведению теми силами, которые стремятся обратить этнорелигиозную близость группы стран в военно-политический инструмент международного значения, используя его в своих интересах как в глобальных политических процессах, так и во внутриполитической «игре».

Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

27.11.2023