Борис Кушхов

РОССИЯ И МОНГОЛИЯ: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Юридически, в настоящее время российско-монгольские отношения находятся на уровне «всеобъемлющего стратегического партнерства», на который они вышли после подписания в 2019 году главами двух стран бессрочного договора о дружбе и всеобъемлющем стратегическом партнёрстве.

Тем не менее, их дальнейшее развитие должно быть обеспечено не только за счёт развития уже существующих направлений сотрудничества, но и посредством поиска принципиально новых «точек соприкосновения». Не самым лучшим образом на монголо-российские отношения влияют глобальные политические и экономические процессы: в частности, рост напряжённости между Россией и США, а также между США и КНР, украинский кризис, глобальная «пост коронавирусная» рецессия.

Несмотря на наличие ряда подобных вызовов и угроз, в двусторонних отношениях по-прежнему сохраняется пространство для плодотворного сотрудничества в самых разных отраслях. В связи с этим, данная статья преследует цель «инвентаризации» перспективных проектов в российско-монгольских отношениях.

1 - Транспортная магистраль к портам Приморья для создания альтернативного маршрута для экспорта Монголии в третьи страны.

На данный момент у Монголии имеется транзитный коридор до китайского порта Тянцзинь, в котором Монголия и Китай сейчас возводят новый грузовой терминал. Однако данный экспортный канал в Монголии ряд экспертов выражает сомнение в его политической надежности: китайская сторона якобы по-прежнему способна ограничить весь поток монгольского горнорудного экспорта в третьи страны, если посчитает его неуместным и опасным для себя.

Именно поэтому создание альтернативного маршрута для сбыта монгольского экспорта рассматривается в качестве укрепления национальной безопасности Монголии, позволив этой стране заключать более надёжные и стабильные сделки по экспорту. В свою очередь, Недавно заключённые сделки Монголии и РК по созданию сети поставок редкоземельных металлов могут наполнить эту инициативу прикладным содержанием.

Тем не менее, реализация проекта по транзитной альтернативе всецело упирается в проблему развития российского Дальнего Востока и его транспортно-инфраструктурной системы. Вторым препятствием является всё усугубляющиеся отношения потенциальных импортёров монгольского сырья (Японии и Республики Корея) с Россией.

2 - Перспектива создания нефтепровода — транзитные преимущества и новые каналы для российского углеводородного экспорта.

В настоящее время Россия и Монголия осуществляют согласование трассы нового газопровода «Союз-Восток», который будет поставлять газ из России в Китай через территорию Монголии. Создание нефтепровода, при согласовании увеличения поставок нефти с китайской стороной, может создать кратчайший экспортный маршрут от месторождений Западной Сибири, Урала, Башкирии и Татарстана в Китайскую Народную республику. В свою очередь Монголия, в качестве транзитного государства, получит от такого проекта материальные и инфраструктурные «бонусы»: снижение цен на нефть, а также получение транзитных выплат.

3 - Развитие двустороннего туризма.

Правительство Монголии утвердило план развития национальной туристической отрасли на 2023 - 2024 годы, который получил название «Год посещения Монголии». Большие надежды монгольская сторона возлагает на туристический поток именно из России.

Потенциал сотрудничества двух сторон в этой области не реализован в полной мере. Туристический поток из России в Монголию может быть увеличен в первую очередь за счёт граждан приграничных российских субъектов. Потенциально, ряд российских республик (Бурятия, Калмыкия, Алтай и Тува) могут быть заинтересованы в развитии культурно-религиозного туризма и обмена между двумя странами.

В это же время обилие культурных, религиозных и исторических связей, значительный объем культурно-исторического наследия кочевой культуры, а также непосредственная географическая близость двух стран, могут увеличить поток туристов уже из Монголии в Россию.

Обобщая сказанное, в перспективах двусторонних отношений можно обозначить оптимизацию приграничного и общенационального туризма. Расширение сотрудничества в этой отрасли – важное условие для развития российского юга и востока Сибири.

4 - Партнерство в области разведки и добычи полезных ископаемых.

В 2022 году, во время визита президента Монголии У. Хурэлсуха в Москву, России было предложено участие в разведке и разработке потенциальных монгольских месторождений, наиболее видное место среди которых занимают месторождения редкоземельных металлов. В РФ имеется значительная научно-техническая база в данной отрасли (так, технологии добычи уже долгие годы отрабатываются на месторождении в Мурманской области, а НПО в г. Королёве занимается изготовлением высокотехнологичных изделий с применением редкоземельного сырья).

Таким образом, Россия может вложиться в развитие крайне важной и перспективной отрасли монгольской экономики, реальное присутствие в которой могло бы обеспечить её ценным ресурсом и рычагами политического и экономического влияния и на потенциальных покупателей её редкоземельного сырья.

5 - Компактные атомные станции как потенциальная альтернатива строительству ГЭС, вредящих экологии Байкала.

Планы строительства Монголией ряда ГЭС на притоках Селенги беспокоят РФ из-за того, что они несут потенциальную угрозу экологии байкальского региона. На данный момент вопрос упирается в получение разрешения на стройку от российско-монгольской экологической экспертизы. Однако позиция РФ остаётся прежней: внешняя экологическая угроза байкальскому региону недопустима.

В размен на отказ Монголии от потенциально опасных строек Россия может предложить своему соседу сразу несколько инициатив: во-первых, подключение Монголии к проекту «Международного энергетического кольца Северо-Восточной Азии» (в таком случае эффективность предложения будет зависеть от переговоров с другими потенциальными участниками). Во-вторых, снижение цен на импорт российской электроэнергии (что может встретить отказ монгольской стороны из-за её стремления обеспечить страну внутренними источниками электроэнергии). Третьим вариантом является применение российского опыта строительства компактных атомных реакторов для создания в Монголии небольших стационарных (или даже передвижных — всё будет зависеть от и числа и габаритов) атомных электростанций. Реализация такого проекта станет примером и для других развивающихся стран, который подтолкнёт их к сотрудничеству с «Росатомом» в совершенно новой индустрии.

6 - Перспективы создания совместных предприятий в области пищевой промышленности.

Монгольское кочевое животноводство способно производить весьма качественное и дешёвое сырьё для российских пищевых предприятий. Так, по данным Продовольственной и Сельскохозяйственной Организации ООН, себестоимость производства одной тонны баранины в Монголии в два раза меньше, чем средняя по России (889 долларов против 1563), а конины – в полтора раза. Именно эти два вида продовольственного сырья имеют наибольший потенциал для экспорта в Россию с целью дальнейшей обработки или продажи в замороженном виде. Таким образом, имеется потенциал создания совместных предприятий, или же новых международных цепочек добавленной стоимости.

Выводы

Таким образом, РФ и Монголия по-прежнему обладают широким горизонтом перспективных направлений для плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества. Тем не менее, в этой связи нельзя упускать из внимания то, что степень реализации этого потенциала всё сильнее упирается в вопросы национального развития двух стран, а также в ухудшающийся глобальный политический ландшафт.

Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

20.03.2023