Александр Сваранц

РОССИЙСКИЙ ГАЗОВЫЙ ХАБ В ТУРЦИИ - ВЫГОДНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Учитывая высокую зависимость современной энергоемкой экономики от поставок газа можно утверждать, что любые предложения по оптимизации транзита и продажи голубого топлива представляют высокий интерес на мировых рынках.

Страны Европейского Союза до обострения российско-украинских отношений выступали главным покупателем российского газа, объемы экспорта которого по итогам 2021 г. составляли 174,3 млрд куб.м. Однако, с началом СВО ВС РФ на Украине, из-за антироссийских санкций со стороны коллективного Запада, установления потолка цен на российский газ, отказа ряда стран ЕС от уплаты в рублях за российский газ и, наконец, подрыва двух ниток газопроводов «Северный поток 1 и 2» 26 сентября 2022 г. в водах Дании и Швеции поставки газа из РФ в Европу сократились почти вдвое. Что в целом отрицательно сказалось прежде всего на экономике самих европейских государств.

К сожалению, лидеры большинства стран ЕС стали «слепым орудием» в руках американо-британского консорциума и привели к дезорганизации газового рынка. При этом ООО «Газпром» вынужден был рекордно увеличить свои поставки газа в Китай и другие азиатские страны. В Европу российский газ продолжает поставляться по одной нитке газопровода через Украину в Польшу и через газопровод «Турецкий поток» в Сербию и Венгрию.

В связи с политизацией темы российского газа и подрывных акций западных спецслужб на газопроводе «Северный поток», с одной стороны, и, учитывая надежность Турции в качестве партнера по приобретению и транзиту газа из РФ – с другой, президент В.В. Путин в октябре 2022 г. предложил крупный энергетический проект по созданию на территории Турции газового хаба для деполитизации темы экспорта русского газа и оптимизации мировой газовой торговли.

Данное взаимовыгодное предложение российской стороны положительно было воспринято президентом Турции Р. Эрдоганом, который дал оперативное поручение соответствующим ведомствам и организациям для детальной проработки вопроса создания «газового хаба». Через настоящий хаб предполагается переместить поставки российского газа с поврежденных «Северных потоков» в Балтике на юг в Турцию. Согласно мнению вице-премьера РФ Александра Новака, на территории Турции планируется создать новые торговые площадки (фактически газовую биржу) для реэкспорта поступающего газа, а также развитие инфраструктуры газовых резервуаров и увеличение объемов поставок газа по южному направлению, в котором могут принять участие помимо России и другие газовые экспортеры (в частности, Азербайджан, Алжир, Иран и Катар).

Министр энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Донмез предложил географическое место размещения газового хаба — пограничную с Европой турецкую территорию Восточной Фракии. Настоящий российский проект ныне находится в стадии детальной проработки, юридического оформления и обсуждения финансовых вопросов. Вопрос газового хаба планируется вынести на заседание турецкого парламента для внесения некоторых изменений в законодательство и формирования правовой основы реализации проекта. Запланированная на 14 марта, а затем перенесенная на 22 марта с.г. конференция для российско-турецкого обсуждения всего комплекса вопросов по проекту «газового хаба» в силу объективных причин, связанных с трагическими последствиями масштабного землетрясения на юго-востоке Турции и перехода страны в предвыборный процесс, в настоящий период отложена.

Интерес Москвы к газовому хабу в Турции определяется тем, что реализация данного проекта может деполитизировать газовые отношения России и Европейского Союза, при этом позволяет развивать своп-операции с Азербайджаном, Катаром и Ираном.

Фактически турецкий газовый хаб в обозримой перспективе может стать эффективным газораспределительным центром в основном для трубопроводных поставок газа в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Здесь же может быть создана новая электронная торговая площадка, что потребует внедрения мегацифрового программного обеспечения. Реальными и потенциальными поставщиками голубого топлива в турецкий хаб, помимо России, могут стать Азербайджан, Иран и Туркменистан, а с учетом СПГ также Алжир, Катар.

Учитывая высокий потенциал объемов экспорта российского газа для наращивания поставок через турецкий хаб, так или иначе, потребуется строительство новой морской инфраструктуры из РФ в Турцию, расширение трансбалканского трубопровода и строительство интерконнекторов на территории самой Европы.

В СМИ появились различные мнения со стороны недоброжелателей данного проекта о якобы финансовых проблемах, способных отложить реализацию российского предложения на неопределенный срок. В данной связи в качестве аргументов приводятся финансовые затруднения Турции, вызванные последствиями экономического кризиса и разрушительного землетрясения (мол, для реализации проекта понадобятся чуть ли не миллиарды, если не десятки миллиардов долларов США).

В частности, 6 марта с.г. член Совета по безопасности и внешней политике при президенте Турции Чагры Эрхан сделал заявление, что Анкаре потребуются российские инвестиции для строительства, поскольку у Турции в данный момент после разрушительного землетрясения нет средств на возведение хаба.

Правда, никто еще предметно и не обсуждал вопрос финансовых затрат по созданию газового хаба в Турции. Соответственно, нет пока и четкого представления об объемах необходимых затрат. Естественно, трагедия землетрясения внесла свои коррективы во многие экономические проекты турецкого государства ввиду смещения финансовых приоритетов. Тем не менее, в руководстве и экспертном сообществе Турции сохраняется понимание об экономической и геополитической важности данного проекта для интересов государства.

Учитывая тот факт, что суммарно потенциальные поставщики газа в турецкий хаб обладают более 60% мировых запасов газа, Турция может стать важным регулятором экспорта газа в страны ЕС. Соответственно, Анкара в перспективе будет оказывать как экономическое, так и политическое воздействие на судьбу той же Европы.

Президент Р. Эрдоган отличается своей политикой укрепления независимого курса Турции, что во многом связано с экономической мощью государства. Настоящий проект дополняет политический курс лидера Турции.

Более того, Эрдоган, как известно, выступает сторонником укрепления единства тюркских государств и реализации геополитического проекта «Туран». В этой связи его прагматичная политика нацелена на формирование новой энергетической коммуникации по вывозу из тюркских стран Центральной Азии (прежде всего, Туркменистана и Казахстана) газа через Турцию в Европу. Соответственно, проект газового хаба, в котором Россия также заинтересована для деполитизации темы газовых поставок, создает возможность для Турции получить выход к туркменскому газу. Последнее будет мотивироваться и идеей необходимости повышения объемов поставок газа через турецкий хаб. И в этих условиях России будет трудно отказать Эрдогану в вопросе строительства нового газопровода из туркменского шельфа каспийского бассейна в Турцию через Азербайджан.

Учитывая, что газовый хаб принимает интернационализированный характер и соответствует интересам не только России, но и, прежде всего, самой Турции, Азербайджана, Туркменистана, Казахстана, Катара, Алжира и, возможно, Ирана, то вполне справедливо и вопросы финансирования инфраструктурных объектов на территории Турции решать не только с участием российской стороны, но и других прямых и потенциальных участников. В этом случае судьба турецкого газового хаба станет реальностью ближайшей перспективы.

Иран, несмотря на заинтересованность в экспорте газа на европейский рынок, очевидно не станет рассматривать «турецкий транзит» в качестве единственной коммуникации в ЕС, а попытается реализовать и альтернативные маршруты. Тегеран опасается усиления пантюркистской стратегии натовской Турции на постсоветском юго-востоке, что способно блокировать Иран на северном и северно-восточном направлениях. Именно поэтому борьба за географию транзита туркменского газа на Запад может привести к столкновению интересов Турции, с одной стороны, с интересами Ирана и России – с другой. Тем не менее, реализация российского газового проекта в Турции будет представлять реальную выгоду для группы стран поставщиков и покупателей.

Александр СВАРАНЦ, доктор политических наук, профессор, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

17.03.2023