Владимир Платов

США НЕ УМЕНЬШАЕТ СВОЕГО АНТИРОССИЙСКОГО НАТИСКА НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ АЗИЮ

Пытаясь удержать свое ослабевающее влияние в мире, Соединенные Штаты не уменьшают стремления укрепиться в Центральной Азии (ЦА), которая продолжает оставаться для них одной из важных арен борьбы с Россией и Китаем. И это, в частности, полностью подтвердили действия госсекретаря США Э. Блинкена в Астане 28 февраля, где, во время встречи «С5+1» с министрами иностранных дел пяти стран бывшего Советского Союза — Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркмении и Таджикистана, он безуспешно пытался настроить их против России и Китая, добиться изоляции Москвы. На откровенный антироссийский настрой Э. Блинкена на встрече в Астане указывали и американские СМИ еще накануне проведения «С5+1». В частности The New York Times, предупредившая, что главный дипломат США встретится с лидерами Центральной Азии и призовет их не помогать России в путях обхода санкций Запада.

Страны центральноазиатского региона, служащего мостом между Россией и Китаем, относятся сдержанно к таким агрессивным действиям США. И это продемонстрировала реакция политиков Центральной Азии на попытки Э. Блинкена сделать на состоявшейся встрече в Астане акцент не столько на традиционной для подобных встреч тематике регионального сотрудничества по безопасности, экономике и экологии, сколько на склонении государств региона к полной поддержке в украинском вопросе антироссийской позиции США. В ответ на декларировавшиеся Э. Блинкиным в Астане страшилки о якобы агрессивности политики России и Китая в ЦА, глава МИД Казахстана подчеркнул, что страны региона на данный момент не видят и не ощущают каких-либо угроз со стороны России, а взаимоотношения с Москвой рассматриваются в качестве альянса, который функционирует в рамках существующих совместных с РФ многосторонних структур.

Такая сдержанная позиция к проталкиваемым США инициативам по ограничению связей с Россией и Китаем, в том числе и через специально созданный Вашингтоном инструмент общения и влияния «С5+1», объясняется не только уже выверенными традиционно дружественными связями стран региона с Москвой и Пекином. Эти узы сотрудничества весьма многочисленны, что подтверждают, в частности, межгосударственные объединения, в которых центральноазиатские республики участвуют: ШОС, БРИКС, «Пояс и путь», Региональная антитеррористическая структура RATS в составе ШОС.

Тем не менее, антироссийская кавалеристская атака Вашингтона на страны ЦА не ослабевает, причем в последнее время в ней прослеживается особый акцент на таких странах-лидерах региона, как Казахстан и Узбекистан. При этом США активно стремятся реализовать политику ограничения любых связей стран центральноазиатского региона с Россией. Одним из примеров таких устремлений Запада является усиленное проталкивание на евразийском пространстве таких транспортных маршрутов, которые бы шли в обход территории Российской Федерации. И в этом плане особенно пристально рассматривается огибающий Россию так называемый «Срединный коридор» через каспийские порты Казахстана, Туркмении, Азербайджана, Грузии. Для раскрутки и популяризации этого маршрута в феврале американским Институтом исследований внешней политики даже был подготовлен специальный доклад, из которого следует, что основной целью проталкивания проекта «Срединного коридора» является нанесение торгово-экономического ущерба России силами государств Центральной Азии и Закавказья. Реализация этой затеи активно началась еще в 2014 году с открытием Транс-Казахстанской железной дороги, а затем продолжилась в 2017 году со строительством, при внешнем кураторстве США, железной дороги Баку – Тбилиси – Карс.

Определенные надежды в реализации этого «Срединного коридора» увязывались Западом с завершением строительства Турцией под Босфором железной дороги Мармарай, что могло бы повысить пропускную способность проекта до 10 млн. тонн. Однако последний природный катаклизм в Турции и ряде стран Центральной Азии существенно тормозит реализацию этого проталкиваемого Западом плана.

Правда, серьезным сдерживающим фактором указанного проекта остается и весьма слабая развитость транспортной и логистической инфраструктуры в каспийских и черноморских портах Казахстана, Туркмении, Азербайджана, Грузии. Этого, конечно, можно было избежать за счет западных инвестиций, если бы не стремление Вашингтона и его западных союзников в последний период вкладывать свои средства преимущественно на разжигание вооруженного конфликта на Украине.

Однако, в значительной степени ограничение Западом инвестирования в «Срединный коридор» обусловлено еще и просматривающимся желанием Вашингтона обрубить «Срединный коридор» на востоке Казахстаном, не дав ему продолжиться до Китая. В этом случае указанный проект, по новым планам Вашингтона, может остаться только в ранге регионального, с охватом лишь республик Средней Азии, Закавказья и ЕС, с преимущественной загрузкой лишь энергоресурсами и продуктами нефтепереработки, при сокращении транспортировки товаров другой номенклатуры, на что не хотят соглашаться страны ЦА. Поэтому не удивительно, что не только Запад, но и Пекин пока не проявляет инвестиционной активности в этом проекте, особенно в его черноморско-каспийском сегменте, предпочитая использовать территорию России для экспорта своих товаров в ЕС. А сам «Срединный коридор», несмотря на делающуюся на него Западом ставку в осуществлении политики по нанесению ущерба России, заметного развития так и не получает.

В этих условиях государства Центральной Азии предпочитают уже сейчас вместо «Срединного коридора» ориентироваться на транспортные пути через российскую территорию, где уже имеется развитая инфраструктура и отсутствует откровенно политизированная Западом составляющая. И это подтверждают объемы грузоперевозок, которые, например, показывают, что по Транссибу перевозится в десятки раз больше груза, чем через «Срединный коридор».

В создавшейся ситуации, по публикуемым региональными СМИ сведениям, Запад начал активно рассматривать варианты дезорганизации конкурирующих со «Срединным коридором» транспортных путей. Тем более, что опыт использования террористических форм противодействия России, США и их западные союзники уже получили на примере подрыва «Северных потоков» в Балтийском море. Поэтому нельзя исключать, что аналогичные действия могут быть предприняты Западом на таких инфраструктурных магистралях, как «Северный коридор» и «Южный коридор», проходящих через страны центральноазиатского региона, затрагивающих, в частности, Иран, Казахстан, Узбекистан, Туркмению. И в этом плане явно не случайным было посещение в конце февраля госсекретарем Блинкиным центральноазиатских государств и ведение там откровенно антироссийской деятельности, как и террористические устремления и авиационные ракетные атаки Израиля на подконтрольные Ирану территории.

Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

07.03.2023