Борис Кушхов

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ДЛЯ МОНГОЛИИ: БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО ПАРТНЕР?

Согласно действующей внешнеполитической концепции Монголии, Великобритания является одним из основных государств — «третьих соседей» Монголии. Ни ограниченное в сравнении с США участие Лондона в глобальных политико-экономических процессах, ни экстремальная географическая удалённость от Монголии в сравнении с Японией и Южной Кореей не вытесняют его с почётного места в списке ключевых монгольских партнёров в рамках «политики третьего соседа». Великобритания стабильно входит в десятку крупнейших торговых партнёров Монголии, а также является значимым инвестором в её экономику. В допандемийное время 80-90% монгольского экспорта в европейские страны направлялось именно в Соединённое Королевство, а торговый оборот достигал 700 миллионов долларов.

В 2023 году страны отмечают 60-ти летний юбилей установления официальных дипломатических отношений. В 1963 году Соединённое Королевство стало первой «капиталистической страной», установившей отношения с Монголией, тем самым существенно расширив её «географию международного признания». Тем не менее, празднования 60-ти летнего юбилея не выдаются за монгольский внешнеполитический фасад: все связанные с ним мероприятия сводятся к культурному и научному обмену. В частности, стороны провели несколько художественных и почтовых выставок, а также наградили граждан, внёсших наибольший вклад в развитие двусторонних связей, специальными медалями. В это же время какими-либо важными политическими или экономическими документами этот значимый юбилей не ознаменовался. Но стоит ли в связи с этим приуменьшать его значимость? И, если нет, что такого «уникального» можно найти в отношениях Монголии с Соединённым Королевством?

Прежде всего, опыт монгольско-британских отношений показывает способность европейских государств самостоятельно выстраивать сотрудничество с Монголией без посредничества европейских наднациональных институтов. С середины 2000-х годов между Европейским Союзом и Монголией существует соглашение о беспошлинной торговле, являющееся частью программы экономической поддержки развивающихся демократических стран. После выхода Великобритании из ЕС, действовавшие в рамках двусторонних отношений договоры Европейского Союза утратили силу, однако вскоре были восстановлены — уже как сугубо монгольско-британские. Это обстоятельство показывает наличие у отдельных европейских стран реального экономического интереса в Монголии, который не ограничивается исключительно линиями политико-идеологического партнёрства.

Заслуживает внимания и специфика монгольско-британского партнёрства в области образования. Значительная доля монгольских студентов, обучаемых в Великобритании в рамках различных программ, получает именно техническое, а не гуманитарное образование. Как правило, западные коллеги развивающихся стран Востока первоочередно нацелены на распространение своей социально-культурной и политической повестки, используют подобные программы именно в этих нуждах. Тем не менее, Великобритания помогает Монголии восполнить дефицит национальных технических кадров, остро проявляющийся на фоне роста числа промышленных предприятий в стране. Это может говорить о наличии у Лондона долгосрочных интересов в монгольской промышленности и вырабатываемой ею горнорудной продукции. Помимо этого, Великобритания поддерживает несколько программ по обучению английскому языку монгольских миротворцев, участвующих в миссиях ООН. Это направление сотрудничества содействует реализации важного внешнеполитического приоритета Монголии, такого как активное участие в международных процессах и партнёрства с международными организациями.

Экономические отношения с Соединённым Королевством представляются для Монголии крайне перспективными по ещё одной причине: им свойственно доминирование монгольского экспорта над импортом, а также весьма высокая степень обработки товаров монгольского экспорта. В частности, монгольская одежда, золото, обработанная кожа, кашемир и шерсть, а также ювелирные изделия успешно нашли себе место на далеко не самом доступном рынке мира, но имеющем значительные внешние связи — как с ЕС, так и со странами Северной Америки. Это обстоятельство выглядит особенно благоприятным на фоне нынешней внешнеторговой политики Монголии, которая нацелена на сокращение сырьевого экспорта за счёт развития обрабатывающей промышленности. Прежде всего, это касается монгольской шерсти, кожи и кашемира – важных отраслей монгольского экспорта в Великобританию.

Готовность Великобритании к внедрению технологических инноваций в двусторонних экономических связях проявляется и в горнодобывающей промышленности. Так, компания Rio Tinto, пусть и спустя долгие годы споров, подписала с монгольским правительством договор об инвестициях в одно из самых потенциальных, но и технически сложных месторождений Монголии — Оюу Толгой. Это крупнейшее месторождение меди и золота на территории страны, которое долгие годы оставалось без разработки в силу глубокого залегания пород. Его освоение, осуществляемое технологической базой британского горнодобывающего гиганта, станет уникальным опытом создания крупнейшего в стране месторождения, добыча на котором осуществляется шахтенным, а не карьерным методом.

Обобщая сказанное, британско-монгольский опыт взаимодействия может стать сигналом к развитию отношений Монголии с отдельными государствами Европы, что только усилит компонент «третьего соседа» во внешней политике этой страны. К примеру, данный опыт может посодействовать переговорам между Монголией и ФРГ об установлении отношений всеобъемлющего стратегического партнёрства. Именно эта страна находится на первом месте в списке новых потенциальных стратегических партнёров для Монголии.

При рассмотрении деталей двустороннего сотрудничества Великобритании и Монголии также можно прийти к выводу о том, что «третий сосед» — это не просто инструмент балансирования между Россией и Китаем и идеологическая парадигма для расширения западного влияния в стране, но и значимая сила для развития монгольской экономики, способная предложить множество взаимовыгодных инициатив, о которых могут молчать непосредственные соседи.

Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

27.02.2023