Андрей Уваров

КАЗАХСТАН: УКРАИНСКИЕ УРОКИ НЕ ПРОХОДЯТ ДАРОМ

Тема доминирования языка титульной нации заиграла снова

Действующие по украинскому лекалу казахские нацпаты циклично обостряют в стране тему непременного господства языка титульной нации. И делают это по-восточному изощрённо, не торопясь, не отвлекаясь на остывающую рефлексию пассивных русских и русскоязычных.

Отрабатываются новые информационные методики и формы воздействия на аудиторию. Например, агрессивно насаждается утверждение о том, что казахи и даже русские отвергают русскоязычие и переходят на казахский. Твердят, что якобы востребован перевод голливудских блокбастеров на казахский язык, чего давно требуют нацпаты и для чего выделены деньги. И вот читаем: «Последняя кинолента Кэмерона, переведённая на казахский язык, собрала рекордную сумму, превышающую 69 миллионов тенге. Суммарно сеансы на казахском языке посетило более 42 тысяч зрителей... Только в Казахстане количество зрителей превысило миллион». Хотя 42 тысячи из миллиона – это, считай, ничто.

Казахстанские СМИ, пишущие на эту тему, утверждают, что даже казахоязычный зритель постоянно выбирает русскоязычные версии, а казахские версии предпочитают не более 1% зрителей. С 2009 года через кинотеатры страны прошли всего 42 фильма на казахском. Это серьёзно беспокоит казахских свидомитов и над этим работают. Есть уже предложение калькировать Украину и просто запретить показы на русском. У украинских скакунов, правда, это обрушило всю сеть кинотеатров, зато оставшиеся «балакают».

В декабре СМИ Казахстана запестрели заголовками: «В Казахстане – взрывной спрос на курсы казахского языка», доказывая тезис тем, что отныне незнание казахского языка может стать причиной для отказа в получении гражданства РК, хотя очередей за гражданством, даже после приезда огромного количества трусливых уклонистов, не наблюдается.

При этом не афишируется то, что с 2023 года экзамен по казахскому языку предстоит сдавать не только выпускным, но и всем средним и старшим классам общеобразовательных школ. В республике, кроме языковых центров, появились репетиторы казахского, якобы стремительно увеличивается число авторских каналов и разговорных клубов по изучению казахского. Рекламировали даже лингвистические лагеря для обучения языку методом погружения в языковую среду.

Исполнительный директор языкового центра «ELC ?аза?ша с?йле» Гульназым Мукаш уверяет: «Среди молодых стало модным говорить на казахском языке, чтобы чувствовать себя полноценным членом общества».

Так что, русскоязычные – неполноценные?

Больнее всего это бьет по русскоязычным казахам, которых все чаще обвиняют в манкуртизме и предательстве нации. Всем известно, как нацпаты травили популярную певицу Мадину Садвокасову за то, что она отдала сына в русскую школу. «Почему отдали в русскую школу?», «В русский класс пошёл, значит, родители приветствуют другой язык. Сами восхищаете песнями на казахском языке, почему такой интерес к чужим знаниям?», «Вы свой язык не уважаете?» – прессовали певицу соцсети.

Кстати, популяризацией казахского занимается русскоязычная, но однозначно русофобская желтая газета «Караван».

Информационная кампания по казахизации приносит результаты, но те же казахские СМИ уныло констатируют: «Курсы по изучению государственного языка в основном посещают госслужащие и бюджетники. Рядовые граждане пока не спешат бесплатно осваивать казахский язык». А перегибы с ликвидацией образования и выдавливание русских преподавателей привели к тому, что сегодня в дефиците знающие учителя русского языка.

В последнее время весьма популярен еще один ход. Это демонстрация «декоративных русских», которые перешли на казахский или даже преподают его, как некая Оксана Набиева-Драчёва со своей частной школой казахского. Весьма популярен в этом плане депутат Геннадий Шиповских, который русскоязычной казашке-журналистке принципиально отвечает на казахском. Этакая засланная в парламент кукла с функцией показывать, какими должны быть русские Казахстана. В Европе так раскручивают ЛГБТ, Шиповских ещё может европейцам свой опыт передать.

Главная задача «декоративных» – убеждать, что русскому языку в Казахстане ничего не угрожает. Мол, даже Токаев не прекращает говорить о значении русского языка в масштабах СНГ.

Однако ни позиции русского языка, ни позиция Токаева абсолютно не мешают разгулу казахской русофобии, выдавливанию русского языка из системы образования. И это действенный прием: русские уезжают. Нет русских – нет проблемы русскоязычия.

Пресловутые «языковые патрули» трансформировались в элемент быта, и сегодня фиксируются десятки фактов проявления вражды к русским и русскоязычным по языковому признаку. Фиксируются, но не наказываются – титульным можно. Другое дело, если ты нетитульный.

19 января в Казахстане закрыли уголовное дело на бизнесмена из топ-50 казахстанского Forbes, основателя и совладельца Chocofamily Holding Рамиля Мухоряпова.

Крутой бизнесмен, выпускник Московской финансовой академии, судя по всему, татарин, которых нацпаты (в Казахстане это не секрет) презирают, как русских, уйгуров и дунган, на встрече с прибывшими в октябре россиянами, которых он брал на работу, объяснял нюансы общения с местным населением. В разговоре Мухоряпов заметил, что посетители не всегда в разговоре могут ответить на русском языке, а будут отвечать на казахском. Он сказал: «На самом деле, если такое происходит, я буду лично крайне опечален. Но кроме ситуации, когда человек реально не знает русского. Потому что мне кажется, это все равно чуть-чуть странно. Чуть-чуть какое-то проявление такого национализма. Это можно принять, но это не от большой культуры».

Вежливых слов Мухоряпова стало достаточно для истерии, для возбуждения против него уголовного дела «за разжигание» и публичных извинений. Украинские уроки не проходят даром.

Так что, когда водитель маршрутки, изматерив пассажира, требует разговаривать с ним на казахском, это «не проявление национализма». Кстати, пусть это запомнят российские уклонисты, которые понаехали в Казахстан. Если, конечно, они не собираются ассимилироваться и делать себе сундет (обрезание).

Источник: Фонд стратегической культуры

21.01.2023