Борис Кушхов

ПОЧЕМУ ЦЕННОСТИ "ЗАПАДНОЙ ДЕМОКРАТИИ" НЕ ВЫТЕСНЯЮТ ПРОРОССИЙСКИЕ НАСТРОЕНИЯ В МОНГОЛИИ?

Большинство стран Запада признают Монголию в качестве государства, разделяющего либерально-демократические политические и идеологические ценности. Монголия ежегодно попадает на весьма высокие позиции в различных индексах и рейтингах, оценивающих <демократичность> и <свободу> политических режимов различных государств мира. Так, международный рейтинг Freedom House считает Монголию <свободной страной> и ставит её на 57 место в мире из 210. Укрепление и развитие монгольской демократии, в свою очередь, активно поддерживается рядом западных партнёров этой страны. В частности, на её территории действует ряд консультативных институтов и представительств международных организаций, которые занимаются как мониторингом избирательного процесса (к примеру, мониторинговая миссия ОБСЕ с 2013 года и представительство ЕС), так и выработкой политических рекомендаций (ежегодный политический диалог <Монголия-ЕС> с 2021 года и Friedrich-Ebert-Stiftung Mongolia). На работу подобных миссий странами <демократического лагеря> выделяются весьма значительные материальные ресурсы.

В силу нынешних тенденций глобальной политики, всё чаще строительство <демократии западного образца> в Монголии увязывается с поддержанием международной идентичности самих монголов. Говоря конкретнее, параллельно с поддержкой демократии в Монголии Западом активно продвигается её образ <островка демократии среди авторитарных соседей в лице РФ и КНР>. Подобное позиционирование региональной идентичности монголов, казалось бы, призвано <слепить> из России и русской культуры <угрозу> для монгольской политической идентичности, тем самым посеяв в обществе зерна недоверия и презрения по отношению к северному соседу.

Тем не менее, значительный уровень доверия странам Запада в Монголии не приводит к падению доверия в адрес России. К примеру, по данным социальных опросов, число граждан Монголии, позитивно относящихся к США и РФ примерно сопоставимо и значительно в обоих случаях: так, <крайне позитивно> к РФ относятся 33% респондентов, в то время как к США - 29%. В свою очередь, <скорее позитивно> к РФ относятся 52% и 53% - к США.

В условиях нынешнего обострения американо-российского антагонизма и попадания монгольского общества под влияние западных СМИ и НКО, сосуществование таких больших показателей поддержки у обеих сторон представляется весьма необычным. По мнению автора, подобный <парадокс> общественного мнения может быть объяснен следующими уникальными факторами:

Демократия на службе интересов нации

Прежде всего, монгольское видение демократии неразрывно связано с понятием безопасности и развития самой Монголии. В данном случае идеология обеспечивает страну и её комплексное благополучие, а не наоборот. Если партнёрство с Россией соответствует интересам Монголии, то его будут поддерживать даже те монголы, которые считают Россию <авторитарной>. Также, западная идеология не проникает глубже политических предпочтений монголов: им по-прежнему характерны традиционные культурно-бытовые и семейные ценности.

Прагматичное восприятие международных процессов

В Монголии доминирует прагматичное восприятие международной ситуации, и большая часть граждан Монголии по-прежнему рассматривает Россию как в качестве ближайшего внешнеполитического союзника (66%), так и в качестве основного внешнего гаранта национальной безопасности Монголии (46%), способного дать ей куда более реальные гарантии безопасности, нежели весь <коллективный Запад> вместе взятый. Россия, вне любых ценностных суждений, воспринимается подавляющим числом монголов как сила, способная сдерживать экономическое и политическое давление Китая, которое определяется гражданами страны в качестве ключевой угрозы национальной безопасности.

Богатые традиции целостного восприятия истории

Как и в соседнем Китае, в Монголии сохраняется целостное восприятие национальной истории, и большая часть граждан, несмотря на критику политических репрессий 1930-х годов и <культа личности Чойбалсана>, помнит позитивные страницы монголо-советского партнёрства: как борьбу за независимость и признание Монголии, так и строительство социально-экономической базы Народной Республики. Не менее памятны в Монголии и дореволюционные персонажи российской истории: в частности, Барон Унгерн (несмотря на ряд неоднозначных поступков), освободивший значительную часть Монголии от китайских войск в 1921 году и Иван Коростовец - <архитектор> первого внешнеполитического договора монгольского правительства Богдо-Гэгэна - договора с Российской Империей 1912 года. Для монгольской нации богатая и хорошо сохранённая история является частью системы <национальной гордости>, а также средством поддержания своей уникальности и идентичности.

<Традиционное> и <западное> уживается с <советским>

В отличие даже от ряда постсоветских стран, в Монголии полностью отсутствует необходимость разоблачения всего российского и советского для создания или возрождения собственной государственной идеологии. У монголов сохранились очень давние и богатые политические традиции, восходящие к державе Хунну и империи Чингисхана. В этой стране не нужно осуществлять критический разгром <социалистического периода> ради привлечения общественного внимания к историческим корням государственности - обе исторические эпохи итак находят себе достойное место в общественном восприятии.

<Западное> - противовес <китайскому>

Также, укрепление всего <западного> происходит скорее как противовес китайскому, нежели российскому влиянию. Усиление позиций западной культуры и идеологии воспринимается в первую очередь как средство противостояния или средство сдерживания потенциальной культурно-ценностной экспансии Китая в Монголию. Ничего подобного не прослеживается со стороны России вот уже три десятилетия, а значит, <западное> в Монголии противопоставляется не столько <российскому>, сколько <китайскому>.

Выводы

Таким образом, всевозможное продвижение западной культуры, политической и общественной идеологии в Монголию куда меньше влияет на образ России в общественном сознании, нежели это происходит в большинстве других стран мира. Такая уникальная страна, как Монголия, способна давать свой ответ на те предложения и вызовы, на который целые <части света> могут реагировать одинаково. Точно такой же, уникальный ответ был дан монголами на вопрос о сочетаемости ценностно-политических ориентиров Запада с сохранением положительного восприятия одного из его ключевых оппонентов в лице России. В этом плане монгольская общественно-политическая модель оказывается куда более <инклюзивной> и широкой, нежели большая часть центрально азиатских, закавказских и, тем более, восточноевропейских. Это обстоятельство должны отчётливо осознавать все те, кто желает <вбить клин> между россиянами и монголами путём продвижения в Монголии западных политико-идеологических ценностей.

Борис Кушхов, отдел Кореи и Монголии ИВ РАН, специально для интернет-журнала <Новое Восточное Обозрение>.

Источник: Новое восточное обозрение

20.12.2022