Владимир Одинцов

АФГАНИСТАН И РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЦА

Занимая важное геостратегическое положение и являясь существенным звеном развития сотрудничества между Центральной и Южной Азией, а также в вопросах безопасности региона, Афганистан притягивает к себе пристальное внимание региональных соседей.

Страны Центральной Азии, объективно заинтересованные в многогранном сотрудничестве со всеми соседями, рассматривают Афганистан не только как источник возможных вызовов и угроз, но и как страну возможностей, которая в будущем обязательно должна интегрироваться в большую центральноазиатскую семью. С учетом того, что с 2021 года в этой стране так и не появилось никакой политической силы, равной движению «Талибан» (запрещено в РФ), в регионе сознают важность недопущения ситуации 1990-х годов, когда изоляция «Талибана» способствовала его крайней радикализации и интеграции с международным терроризмом. Поэтому с нынешним правительством Афганистана стали активно развивать диалог Узбекистан, Киргизия и даже Казахстан, как напрямую, так и в рамках различных международных форматов, в том числе Ташкентского, отправлять туда гуманитарную помощь. С южным соседом у центральноазиатских государств крепнут торгово-экономические связи, намечена совместная реализация нескольких крупных инфраструктурных проектов, включая железнодорожную транспортную артерию от Мазари-Шарифа до пакистанского Пешавара.

В условиях пока отсутствия на афганской земле мира и стабильности, вопросы безопасности, противодействия угрозам радикального исламизма и терроризма, исходящих из Афганистана, по-прежнему остаются ключевой темой многостороннего диалога стран Центральной Азии. В регионе прекрасно понимают, что, при всех заверениях «Талибана» о недопущении посягательства со стороны радикальной афганской оппозиции на территориальную целостность стран Центральной Азии, одних лишь слов явно недостаточно. Особенно, когда нынешняя власть в Кабуле не контролирует весь Афганистан и не в состоянии уследить за деятельностью различных экстремистских и террористических формирований, в частности Аль-Каиды и ИГИЛ (оба террористические формирования запрещены в РФ), значительно расширивших свое присутствие в стране за последний год. На неослабевающую террористическую опасность с территории Афганистана указывают многочисленные публикации экспертов, а также Совет Безопасности ООН, отметивший в начале года восстановление тренировочных лагерей террористических организаций на территории Афганистана, освобождение многих боевиков ИГИЛ из афганских тюрем. Из разных источников поступает информация и о значительном росте в последние месяцы численность боевиков Аль-Каиды и ИГИЛ, в результате чего участились случаи террористических атак на территории Афганистана. По оценкам экспертов, росту террористической активности в Афганистане в значительной степени способствуют гуманитарные и экономические кризисы, настигшие страну после смены власти: за последний год более 97% населения оказалось на пороге бедности, афганская экономика сократилась более чем на 40%.

Поэтому вопросы региональной безопасности во взаимосвязи с происходящими в Афганистане событиями выдвигаются в последнее время на первый план. Лидеры стран Центральной Азии на различных региональных и международных площадках подчеркивают свою готовность развивать взаимодействие в целях обеспечения безопасности и стабильности на многострадальной афганской земле. Необходимость такого взаимодействия была, в частности, зафиксирована в итоговом документе четвертой Консультативной встречи глав государств региона, состоявшейся в июле с.г. в Чолпон-Ате (Киргизия).

Однако эффективность предпринимаемых странами Центральной Азии мер на этом направлении сдерживается растущим стратегическим соперничеством США в регионе с Китаем и Россией. А также попытками перевода «коллективным Западом» спецоперации России на Украине в статус войны Запада против РФ, втягиванием в эти события совершенно далеких от Киева регионов, чтобы держать в напряжении региональные державы – Китай, Россию, Иран. Кроме того, проводимая США и странами НАТО санкционная война против РФ пытается расколоть глобальный рынок, заставить лидеров государств региона выбирать между «евразийским» и «атлантическим» направлением развития, естественно в угоду интересам Вашингтона. В этих целях, в частности, Минфин США внес Узбекистан, Киргизию и Казахстан в список стран, которые якобы нарушают санкционный режим. В Ташкенте послы США и Великобритании выразили недовольство тем, что местные СМИ недостаточно «антироссийски» настроены, освещая события на Украине, выступили за запрет работы российских средств массовой информации.

В последнее время очередные попытки выстроить выгодную Вашингтону структуру региональной безопасности были предприняты Соединенными Штатами в Дохе, где 9 октября состоялась встреча между представительной делегацией ЦРУ, Пентагона, Госдепартамента США и представителями МИД, Минобороны «Талибана», с и.о. главы разведуправления Абдул-Хаком Васик. Как следует из отдельных сообщений западных СМИ, на этой встрече якобы поднимались вопросы исполнения Дохийского соглашения, снятие санкций с афганского банковского сектора и передача афганских золотовалютных резервов в швейцарский трастовый фонд. А также нарушения американскими БПЛА афганского воздушного пространства и нанесения ими ударов по афганской территории, в частности в целях уничтожения в конце августа в Кабуле главаря террористической организации Аль-Каида Аймана аз-Завахири.

Однако эта встреча и весьма представительный состав ее участников (в частности, в лице замдиректора американской разведки Дэвид Коэн, Кит Элизабет — заместителя начальника оперативного отдела ЦРУ, Томаса Уэста — специального представителя США по Афганистану) свидетельствуют о попытках как США, так и «Талибана» попытаться выйти на новые договоренности. Так, явно просматривается желание талибов предотвратить атаки на контролируемую ими территорию со стороны экстремистских формирований Вилоят Хорасан, ИГИЛ, ИДУ, Джамаат Ансарулла и др. (все эти формирования запрещены в РФ), заручившись поддержкой со стороны США. На это, в частности, указывает афганское издание «Хашти субх». Кроме того, на фоне натянутых отношений между западными странами и Россией, Ираном, Китаем в последнее время, новое афганское руководство на этой встрече явно пыталось разъяснить для себя, какова должна быть его дальнейшая позиция и роль в «Новой большой игре в Центральной Азии».

По сведениям афганского журналиста Сами Дараи, якобы и.о. главы разведуправления «Талибана» Абдул-Хак Васик договорился с ЦРУ, в обмен на расширение экономической помощи и работу по смягчению отношения Вашингтона к идее признания правительства талибов, о размещении на севере Афганистана 3 тыс. бойцов американского спецназа.

По оценкам таджикского информационного ресурса «Сангар», особое внимание на переговорах уделялось вопросам Севера, созданию террористических фронтов на севере Афганистана, подготовке террористических групп для будущих целей США в создании проблем для безопасности Китая и России. В частности, формирование активных фронтов войны в Средней Азии и на северных рубежах Афганистана.

При этом обращает на себя внимание недавняя откровенно неоколониальная позиция США в отношении стран Центральной Азии, озвученная Энтони Блинкеном в ходе слушаний в Сенате, что Госдепартамент США передает странам региона «наставления».

Такой позиции Вашингтона откровенно противится население и элита центральноазиатских государств, в результате чего симпатии этого общества в текущем противостоянии – на стороне России. И это подтверждают результаты опроса Gallup, согласно которому российское лидерство в регионе поддерживали в 2021 году 76% – жителей Киргизии, 69% – Узбекистана, 55% – Казахстана.

Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

29.11.2022