Валерий Куликов

РЕШЕНИЕ ТАДЖИКСКО-КИРГИЗСКОГО КОНФЛИКТА И УСИЛЕНИЕ ВС ДВУХ СТРАН

Нестабильная ситуация в Афганистане, последствия от январских событий в Казахстане и вооружённые конфликты между Таджикистаном и Киргизией делают регион Центральной Азии подверженным рискам дестабилизации обстановки. И одними из самых уязвимых государств в Центральной Азии (ЦА) в плане нестабильности являются на сегодняшний день Таджикистан и Киргизия, что во многом усиливается их ограниченным государственным бюджетом и экономикой.

Если ранее тлеющий уже много лет конфликт Киргизии и Таджикистана волновал прежде всего жителей приграничных районов двух стран, то в последнее время он стал серьезным дестабилизирующим фактором для всего постсоветского пространства, угрожающим, в частности, единству Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). И примером этому может служить, например, отмена проведения на территории Киргизии учений ОДКБ «Нерушимое братство», а стартовавшие в Таджикистане 17 октября маневры «Рубеж-2022» уже прошли без киргизских военных. Причем, власти Киргизии даже не стали скрывать причину этого, указав на «противоречия с соседями».

Произошедший в последнее время накал вооруженных столкновений и противоречий между союзниками по ОДКБ оказался в центре обсуждений в начале октября в Астане президента РФ Владимира Путина в серии мероприятий с представителями Киргизии и Таджикистана. В частности, в ходе трехсторонней встречи с президентами Киргизии Садыром Жапаровым и Таджикистана — Эмомали Рахмоном. К урегулированию ситуации между двумя членами ОДКБ подключилась и эта организация, в том числе и в ходе визита в Таджикистан генерального секретаря ОДКБ Станислава Зася.

Хотя в результате предпринятых мер нынешний этап приграничного вооруженного конфликта между этими двумя центральноазиатскими государствами удалось в определенной степени погасить, тем не менее, возможность ее очередного возникновения полностью исключать нельзя. Особенно на фоне непрекращающихся попыток США дестаблизировать ситуацию в рамках своей провокационной политики в регионе Центральной Азии. А также отмечаемой рядом СМИ в последнее время тенденции усиления, как Таджикистаном, так и Киргизией своих вооруженных сил. Причем это усиление происходит несмотря на очевидные финансовые проблемы указанных стран, что естественно влияет отнюдь не в положительном плане на реализацию социальных программ для населения как Таджикистана, так и Киргизии, может стать еще одним источником нестабильности. Тем не менее, эти страны находят возможности для дополнительного комплектования и усиления своих вооруженных сил за счёт не только собственных средств, но и военно-дипломатических усилий, получения помощи по линии военно-технического сотрудничества с партнёрами.

В этой связи необходимо напомнить, что Киргизия и Таджикистан имеют общую границу более чем в 900 километров, на половине из которой официально не проведены работы по ее демаркации, на многих участках отсутствуют пограничные знаки, что и является весьма часто причиной пограничных конфликтов.

Население Таджикистана почти на 2,9 миллиона больше, чем население Киргизии, насчитывающей почти 6 миллионов человек. На оборону Таджикистан тратит почти $80 миллионов, в то время как военный бюджет Киргизии составляет $120 млн. Численность личного состава министерства обороны Таджикистана на две тысячи солдат меньше, чем у Киргизии, где она составляет 11 тысяч военнослужащих. Хотя, по отдельным публикациям национальных СМИ и проходит, что общая численность ВС Таджикистана, с учетом военнослужащих министерства обороны, Национальной Гвардии, внутренних войск и полувоенных формирований МЧС может достигать 16 тыс. военнослужащих.

По этой аналогии общая численность всех военнослужащих в Киргизии составляет порядка 20 тысяч. Ее основной костяк — это сухопутные войска, в оперативно-тактическом плане разделённые на «северную» и «южную» группировку войск.

Касаясь технической оснащенности вооруженных сил, необходимо отметить, что Киргизия превосходит Таджикистан по количеству артиллерийских установок, примерно сопоставима по численности бронетехники, хотя в остальных видах вооружения у Таджикистана имеется численное превосходство. Обе страны достаточно слабы в военной авиации.

Указанные обстоятельства активно пытаются использовать США для укрепления своих позиций в Таджикистане через активизацию военно-технического сотрудничества. Так, вопрос о передаче Узбекистану и Таджикистану 46 военных самолетов и вертолетов, переправленных еще год назад после захвата Кабула «Талибаном» (запрещен в РФ) в центральноазиатские республики летчиками афганских военно-воздушных сил, начал обсуждаться еще летом, в ходе визита в Душанбе командующего Центральным командованием Вооруженных сил США генерала Майкла Эрика Курилла. Недавно Таджикистан при участии США провел 20-дневные военные учения. На фоне развития отношений с американскими партнёрами, ВС Таджикистана в последний период заметно обновили свой легковой автопарк, спецтехнику, средства связи, получив военного оборудования на миллионы долларов США. Необходимо также отметить, что именно Таджикистан из всех государств Центральной больше всего сотрудничает с США в борьбе с терроризмом, а также в вопросах безопасности границ и обучения военных.

Военно-политическое руководство Таджикистана, исходя из текущих угроз и задач, пополняет боеприпасы и вооружение за счет таких поставщиков, как Россия, Болгария, Китай, Иран и США, отдельные средства и амуниция поступает из Румынии, Украины, Казахстана, Турции. С учетом косвенного участия Таджикистана в гражданской войне на территории сопредельного Афганистана, о чем официально не заявляется, можно предположить, что, по отдельным публикациям СМИ, Душанбе поставляет некоторое военное имущество Фронту национального сопротивления Афганистана во главе с Ахмад Масудом.

На проходившей в Душанбе 18-19 октября международной конференции «Международное и региональное сотрудничество в области безопасности границ и пограничного контроля для борьбы с терроризмом и предотвращения передвижения террористов» первый заместитель командующего пограничными войсками Таджикистана Насимджон Раджабзода попросил у международного сообщества дополнительное количество современного оружия, в том числе беспилотники. Указанную просьбу он обосновал тем, что без этой техники невозможно контролировать границу страны, в том числе некоторые горные районы, граничащие с Афганистаном.

Вместе с тем, несмотря на наличие ряда партнёров по импорту вооружения, основную долю всех поставок обеим странам обеспечивает Россия. Что и объясняет наличие военной техники у этих стран преимущественно советского либо российского образца.

Что же касается самих жителей двух стран по обе стороны границы, то они надеются, что приграничные споры Киргизии и Таджикистана, являющиеся предметом взаимного раздора уже более 30 лет, удастся урегулировать при содействии России и ОДКБ. От этого конфликта уже устали обе страны, кроме, пожалуй, тех, кто использует его в геополитических играх и зарабатывает на нестабильности грязные деньги.

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

31.10.2022