С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

. . . . . . . .

. . . . . . . .

Николай Кирмель

КРИЗИСНЫЙ ТУМАН НАД СОЮЗОМ

Встречу Д. Медведева и А. Лукашенко, состоявшуюся в Сочи 27 августа, некоторые российские и оппозиционные белорусские издания назвали безрезультатной. Мол, поговорили ни о чем и разошлись. Действительно, во время переговоров не было подписано никаких документов, да и обсуждаемые в течение трех часов вопросы для широкой общественности во многом остались за кадром.

Но все же, на наш взгляд, от однозначных оценок пока следует воздержаться. Состоявшаяся по инициативе российского президента встреча носила примирительный характер. Несмотря на то, что "молочные войны", газовые претензии в дальнейшем были урегулированы, неприятный осадок от них все же остался. Сочинская встреча и должны была разрядить напряженную обстановку между двумя странами. И, по всей видимости, Д. Медведеву и А. Лукашенко это удалось. Президенты России и Беларуси согласились встретиться на нескольких крупных мероприятиях. 29 сентября они будут наблюдать за совместными российско-белорусскими учениями "Запад-2009". Ещё одна встреча намечена на конец ноября, когда в Минске будет проходить межгосударственный совет ЕврАзЭС. В первой половине декабря в Москве "может состояться" заседание Высшего Государственного совета Союзного государства РФ и Беларуси, на успешное проведение которого рассчитывают в Кремле. А 1 сентября В. Путин и С. Сидорский договорились в ближайшее время провести рабочую встречу в Москве, на которой будет обсужден "круг проблем, назревших в экономике в развитии тех вопросов, которые обсуждались на последнем союзном Совмине". Таким образом, в ближайшей перспективе двум странам предстоит разрешить комплекс политических и финансово-экономических проблем. Возможно, от их разрешения будет зависеть судьба дальнейшей интеграции России и Беларуси.

Следует отметить, что длительное время отношения между двумя странами развиваются вне рамок декларированного некогда Союзного государства, которое существует в виртуальном мире, но не в реальности. За почти десятилетнюю его историю так и не произошло единения двух братских народов. Специалисты отмечают дальнейшее размежевание России и Беларуси. Реально существует лишь военно-политический союз.

Среди причин, препятствующих интеграции, эксперты по российско-белорусским отношениям называют разобщенность политических сил, ратующих за объединение двух стран в единое государство; серьезные различия в российской и белорусской моделях экономики; действия российской и белорусской оппозиции, направленные против союза Москвы и Минска; нежелание США и Евросоюза усиления славянского фактора в Европе и т.д. Российские СМИ обвиняют во всех смертных грехах хитрого "Батьку", который, по их мнению, использует Россию в качестве дойной коровы, но ничего не дает ей взамен. Подвергаются критике и неуклюжие попытки Правительства РФ распутать сложный клубок противоречий между государствами-соседями. А. Лукашенко одной из фундаментальных системных причин возникновения противоречий в белорусско-российских отношениях назвал однобокое толкование ситуации в братской республике со стороны политической элиты России, которая "абсолютно не знает, что происходит в Белоруссии".

На наш взгляд, главной причиной, затормозившей создание Союзного государства России и Беларуси, а также интеграцию СНГ, является охвативший всё постсоветское пространство глубокий кризис, носящий системный, комплексный характер и затрагивающий все сферы жизни некогда единого общества. И выход из него, увы, пока не найден. Попытка после распада СССР применить к себе либерально-рыночную модель жизнеустройства ожидаемых результатов не дала и не могла дать.

Впрочем, стремление "национальных окраин" примерить на себя чужой кафтан возникало именно в кризисных ситуациях. Распады Российской империи и Советского Союза, произошедшие в интервале 70-и с лишним лет, как будто писаны по одному сценарию. Вызванные различными причинами социальные катаклизмы привели к падению политических режимов и образованию самостоятельных государств под национальным флагом. Для пришедших к власти местных элит слабая, не могущая их сытно кормить и одновременно крепко держать в узде Россия являлась лишней обузой. Поэтому от ее опеки они стремительно избавлялись. Впрочем, собственная полная независимость оказалась для них тяжелой ношей. Самопровозглашенные правительства бросились на поклон к Америке и Европе, где нашли взаимопонимание и поддержку: "цивилизованный" Запад сразу же отвел им роль "санитарного кордона", форпостов на границе с Россией, которая виделась ему огромным рынком сбыта своих товаров и одновременно поставщицей дешевых энерго-ресурсов.

После Гражданской войны Советская Россия смогла стать центром притяжения для Украины, Белоруссии, закавказских и среднеазиатских республик, Прибалтики и Молдавии. Переход под знамя социализма осуществился не только с помощью штыков Красной армии. Альтернативный западному советский проект переустройства мира в тот период времени оказался весьма привлекательным. Его издержки проявились позже, что в итоге привело к уходу с исторической сцены системы мирового социализма. Но в 1991 году достойной ему альтернативы не нашлось. Бывшие союзные республики, в том числе и Россия, начали выстраивать свои экономики по западному лекалу. Но выяснилось, что декларируемая США и Европой и навязываемая ими другим странам концепция демократии потеряла свой внешний лоск, привела к переделу собственности и к массовому обнищанию населения на постсоветском пространстве.

Республика Беларусь, являвшаяся "сборочным цехом" Советского Союза, не окунулась без оглядки в рыночную стихию. Руководство страны придерживается социально ориентированной рыночной экономической модели. Благодаря решающей роли государственного управления ей удалось сохранить промышленность с развитой технологической базой (машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, металлургия, нефтехимия, легкая, пищевая промышленность), высокий научно-технический потенциал в различных областях прикладных и теоретических знаний - лазерной и ядерной физике, ядерной энергетике, порошковой металлургии, оптике, программном обеспечении, микроэлектронике, нанотехнологиях и др. Беларусь первой из стран СНГ восстановила и превзошла уровень производства периода СССР. Объем производства внутреннего валового продукта (ВВП) в 2004 году относительно 1991 года составил в Беларуси 117%, в России - 89,5%, Украине - 66,7%.

Вместе с тем нельзя обойти стороной и тот факт, что рост белорусской экономики находился в тесной зависимости от состояния экономики российской. Из РФ Беларусь импортирует сырье и материалы, экспортирует - продукцию АПК и машиностроения. Так, на Россию приходится 99,9% экспорта мяса, обуви - 93,6%, телевизоров - 96,9%, дорожной техники - 82,8%, металлообрабатывающих станков - 85,6%, рыбы - 81,3%, двигателей внутреннего сгорания - 79,1%, холодильников - 76,7%, мебели - 70,7%. Кризис российской экономики отрицательно повлиял на белорусскую экономику. По словам первого вице-премьера РБ В.Семашко, если в 2008 году Минский автозавод (МАЗ) продал в РФ 12 тысяч грузовых автомобилей, то в первом полугодии этого года только 786 и планирует выйти по итогам года на показатель около 3 тысяч машин. Что касается Минского тракторного завода (МТЗ), то в прошлом году предприятие продало на российском рынке 25,9 тысячи тракторов, за первое полугодие этого чуть более 6 тысяч штук. Реальная цифра на конец года, по прогнозам специалистов, - около 11 тысяч.

Падение экспорта и, соответственно, перспектива сокращения производства и рост безработицы заставили понервничать А. Лукашенко. Не найдя полной поддержки у России, экономика которой находится в большой зависимости от цен на энергоносители, белорусский лидер стал искать поддержки у ЕС. Помощь обещана. Но, естественно, не из бескорыстной любви к белорусскому народу. Покидавший страну глава дипмиссии Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Беларуси Н. Гулд-Дэвис напомнил, что в ноябре заканчивается испытательный срок, данный белорусским властям Евросоюзом. "Власти Беларуси, - подчеркнул он, - должны освободить политзаключенных, остановить репрессии в отношении оппозиции, дать свободу СМИ и неправительственным организациям, внести изменений в Избирательный кодекс, чтобы в стране стало возможным проведение свободных и демократических выборов".

Таким образом, Запад пытается "уйти" А. Лукашенко с политической сцены, что, по всей видимости, развернет Беларусь в сторону Европы, сделает ее весьма вероятным кандидатом на вступление в ЕС. Такая перспектива найдет поддержку среди молодого поколения белорусов, которое все чаще обращает взоры на Запад, а не на Восток.

Россия, несмотря на близость в культурно-историческом, национальном, языковом отношениях, выглядит все менее привлекательным партнером для различных слоев населения Беларуси. Высокий уровень коррупции и преступности, господство алчной олигархии и обнищание широких слоев населения, разрушенная социальная инфраструктура и культурно-нравственная деградация отталкивают.

По мнению экспертов, российская элита откровенно боится появления на российской политической сцене А. Лукашенко и поэтому не пойдет на объединение с Беларусью на более или менее равных условиях и согласится только на ее поглощение. Однако такой сценарий развития событий не приемлем для различных слоев белорусского общества. Впрочем, как и западный сценарий. Вступившие в ЕС соседи - прибалтийские государства - сейчас пожинают горькие плоды интеграции с Европой. Поэтому А. Лукашенко и пробует маневрировать между Востоком и Западом в попытках сохранить независимость Беларуси.

Российско-белорусское Союзное государство воплотится в реальность только в том случае, если Россия превратится в образец для подражания, создаст притягательную модель развития общества XXI века. Именно это должно стать главной целью внешней и внутренней политики РФ на ближайшую перспективу.

По информации "Фонд стратегической культуры"

10.09.2009