Дмитрий Бокарев

ДЛЯ ЧЕГО ЭРДОГАНУ НУЖЕН СТАМБУЛЬСКИЙ КАНАЛ?

Почти год назад в Турции началось масштабное строительство Стамбульского канала и прилегающей к нему инфраструктуры. На воплощение в жизнь данного проекта должно уйти 6 лет. По предварительным оценкам, бюджет проекта составит $15 млрд. 45-километровый канал глубиной 25 м будет проходить через европейскую часть Стамбула параллельно проливу Босфор, максимальная глубина которого 27 м. Если планы турецкого руководства сбудутся, то европейская часть крупнейшего города страны фактически превратится в остров.

На протяжении нескольких веков многие правители Турции поднимали вопрос о необходимости создания канала, который соединит Черное и Мраморное моря, однако по самым различным причинам их замыслы оказывались нереализованными. Факторами, которые откладывали начало работы над проектом, выступали войны, экономические трудности, техническое отставание Турции в XVIII-XIX вв., а также предупреждения экологов о нецелесообразности создания канала.

Строительство Стамбульского канала представляет собой крупнейшую инфраструктурную инициативу в турецкой истории, реализация которой будет осуществляться как за счет государственного бюджета Турции, так и за счет инвестиций из стран Ближнего Востока. Длина Стамбульского канала на 15 км превысит длину пролива Босфор.

Официальным поводом для начала строительных работ выступила необходимость разгрузки проходящего через пролив Босфор морского трафика и сокращение количества аварий, которые нередко случаются во время прохода судов через пролив.

По мнению президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, инициировавшего проект, пролив Босфор – это самая перегруженная водная артерия в мире. Турецкий лидер убежден в том, что если реализация проекта будет отменена, то в 2050 г. через Босфор будут проходить приблизительно 80 тыс. кораблей в год. Безопасный проход можно гарантировать при цифре 25 тыс. Если брать во внимание тот факт, что на сегодняшний день через пролив Босфор уже проходят более 40 тыс кораблей в год, то нормы безопасности нарушены уже сейчас.

По оценкам многих специалистов, пролив Босфор действительно очень сильно перегружен. Корабли вынуждены в среднем по 8 часов ждать своей очереди. В связи с этим компании несут издержки. Пропускная способность пролива Босфор составляет около 120 судов в день. Ожидается, что пропускная способность Стамбульского канала составит 185 судов в день.

Корабли, проходящие через Босфор, проплывают через Стамбул. Турецкое руководство уверено, что в этом нет ничего хорошего, потому что существует риск аварий, которые могут привести к значительным повреждениям городской инфраструктуры.

Из-за особенностей водных течений и природного рельефа пролив Босфор представляется особенно сложным для навигации. Во избежание чрезвычайных происшествий многие иностранные компании часто пользуются услугами турецких лоцманов, которые оказывают помощь в преодолении наиболее сложных участков пролива.

Согласно принятой в 1936 г. конвенции Монтре, Турция не имеет права взымать с проплывающих судов пошлины и сборы. Как уже отмечалось ранее, через пролив Босфор проходит очень большое количество кораблей. Создание Стамбульского канала, который не будет подчинен конвенции, предоставит Турции возможность беспрепятственно пополнять свой бюджет за счет проплывающих судов. По прогнозам турецкого руководства, Стамбульский канал окупит расходы на строительство за 15 лет, принося в казну $1 млрд каждый год.

Несмотря на экономическую выгоду, некоторая часть граждан Турции выступает против строительства канала. Согласно недавним результатам опросов общественного мнения, только 49% респондентов высказались в поддержку реализации проекта.

Оппозиционно настроенный мэр Стамбула Экрем Имамоглу с недоверием относится к возведению канала и считает, что реальная стоимость этого грандиозного проекта составит не менее $80 млрд. Также мэр Стамбула считает, что канал может спровоцировать перебои с обеспечением города пресной водой.

Важно отметить, что против возведения Стамбульского канала выступили многие экологи Турции. По их мнению, реализация проекта может нарушить хрупкий баланс между Мраморным и Черным морями. Уровень воды Черного моря на 0,5 метров выше, чем аналогичный показатель у Мраморного моря. У Черного моря более низкий уровень солености.

Ученые уверены в том, что после открытия канала вода будет в большем, чем сейчас, объеме перетекать в Мраморное море вместе с бактериями, что в конечном итоге приведет к изменению экологического баланса в Мраморном море и даже возможному обмелению Черного моря. Разумеется, столь неприятный поворот событий болезненно ударит по экологии всего региона.

Российские специалисты солидарны со своими коллегами из Турции. Они тоже отмечают, что на сегодняшний день вода Черного моря гораздо преснее, чем в Мраморном, и интенсивное смешение вод может привести к непоправимым последствиям. Но не только этот вопрос вызывает опасения экологов.

На глубине примерно 200 м в водной массе Черного моря почти не осталось кислорода, и придонные слои моря, средняя глубина которого составляет примерно 1100 м, является безжизненной сероводородной средой, в которой нет ничего живого. При этом Черное море представляет собой самое большое хранилище сероводорода среди всех морей нашей планеты. Ситуация осложняется тем, что поверхностная водная прослойка с каждым годом становится все тоньше. Если прослойка окажется прорванной, то сероводород хлынет в атмосферу и приведет к экологической катастрофе.

Стамбульский канал порождает не только экологические вопросы, но и вопросы, которые затрагивают международные отношения. Конвенция Монтре от 1936 г. регулирует статус проливов Босфор и Дарданеллы. В соответствии с этой конвенцией черноморские страны, заранее оповестив Турцию, могут в мирное время проводить свои военные корабли любого класса. В свою очередь, в отношении военных кораблей нечерноморских государств введены ограничения по тоннажу и по классу. Суммарный тоннаж военных судов нечерноморских стран в Черном море не может превышать 45 тыс тонн, а срок пребывания в черноморской акватории у кораблей нечерноморских держав не может превышать 21 день.

Конвенция Монтре дает Турции право в случае возникновения угрожающей государственной безопасности ситуации или в случае участия в войне регулировать режим проливов по своему усмотрению, в том числе, запрещать проход через пролив или же разрешать военным кораблям нечерноморских держав находиться в акватории неограниченное время.

С созданием Стамбульского канала предполагается, что Конвенция Монтре не будет применяться, а правила прохода судов будут регулировать иные договоренности.

Экономическая выгода от Стамбульского канала сопряжена с тяжелыми экологическими последствиями и трудностями в международных отношениях. На воплощение в жизнь амбициозного проекта по строительству Стамбульского канала должно уйти большое количество ресурсов, которых Турции может не хватить. Высокий уровень инфляции в стране, наблюдаемый в последнее время, и напряженная геополитическая обстановка в регионе оказывают негативное влияние на реализацию замыслов турецкого президента. Только время покажет, получится ли у Турции завершить этот грандиозный проект, и к чему это может привести.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

01.04.2022