С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

. . . . . . . .

. . . . . . . .

Александр Сотниченко

ИРАН: ЧЕМ ЗАКОНЧИТСЯ БИТВА ИДЕОЛОГИЙ?

Исламская республика будет выбирать между идеями Ахмадинеджада и курсом на примирение с США

АХМАДИНЕДЖАДУ ПРЕДСТОИТ СЕРЬЕЗНАЯ БОРЬБА

20 мая 2009 года советом стражей Конституции Ирана официально утверждены кандидаты на пост президента Ирана. Ими стали бывший премьер-министр страны Мирхоссейн Мусави, экс-спикер иранского парламента Мехди Карруби, бывший командующий Революционной гвардией Мохсен Резайи и действующий президент Исламской республики Иран Махмуд Ахмадинеджад. Выбор был сделан из более чем 400 зарегистрировавшихся кандидатур, среди которых было 42 женщины. Подать заявку на регистрацию имеет право практически каждый гражданин Исламской Республики, но для утверждения им требуется поддержка влиятельных политических и религиозных сил. Несмотря на то, нынешний лидер пользуется огромной поддержкой мусульманского населения за рубежом, в самом Иране ему предстоит серьезная борьба за власть.

Президент в Исламской Республике Иран (ИРИ) не является руководителем государства, но лишь возглавляет исполнительную власть и гарантирует соответствие законов конституции. Решения по наиболее важным вопросам принимаются только после одобрения рахбара - Высшего религиозного руководителя страны (в настоящее время этот пост занимает аятолла Сейед Али Хаменеи). Президент назначает членов Совета министров и координирует работу правительства ИРИ. 21 министр правительства и 10 вице-президентов, отвечающих за различные политические и экономические вопросы, утверждаются на пост парламентом-меджлисом - высшим законодательным органом. Президент назначает министров обороны и разведки только после консультаций по этим кандидатурам с Высшим руководителем. Президент избирается прямым всенародным голосованием на срок четыре года. Избирательная кампания началась 22 мая, а сами выборы, десятые по счету, в Иране намечены на 12 июня 2009 года.

МИРХОССЕЙН МУСАВИ: ЗА ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЮ И ХОРОШИЕ ОТНОШЕНИЯ С США

Мирхоссейн Мусави (р. 1941) - очень влиятельный иранский политик, занимавший пост премьер-министра (1981-1989 гг.) при правлении основателя ИРИ рахбаре аятолле Хомейни. По специальности Мусави является архитектором, выпускником иранского университета имени шахида Бехешти. В прошлом работал на должности профессора университета, возглавлял политбюро партии "Исламская республика", занимал посты министра иностранных дел, премьер-министра, высшего советника президента, члена Высшего совета культурной революции и Ассамблеи государственных интересов ИРИ. Широко известен и популярен среди творческих работников Республики, так как возглавляет Академию изящных искусств.

Мирхоссейн Мусави считается лидером реформаторов и протеже Мохаммада Хатами, бывшего президента ИРИ, известного своей умеренной политикой сближения с Западом. Он является безусловным главой либерального крыла и пользуется солидным авторитетом в обществе за сохранение экономики страны в годы ирано-иракской войны и первые шаги по ее восстановлению. Президент Хатами еще в 2005 году предложил Мусави принять участие на выборах, однако тогда тот отказался. Сейчас Мирхоссейн Мусави является одним из лидеров президентской гонки.

Бывшему премьер-министру присуща риторика, которая, в сравнении с позициями других кандидатов, могла бы быть признана либеральной. Мусави считает, что непременная смертная казнь за гомосексуализм, практикующаяся в современной ИРИ, может служить предметом дискуссий, считает Холокост историческим явлением, выступает за активное привлечение женщин к управлению государством. Внешняя политика президента Ахмадинеджада подвергается резкой критике Мусави: он считает ее слишком экстремальной и обещает наладить отношения с США после прихода к власти. С его точки зрения, ради налаживания диалога с Западом, Ирану следует полностью отказаться от ядерной программы.

Не склонен Мусави и критиковать шахский режим, что стало уже своего рода традицией, - который пал, с его точки зрения, из-за недостатков системы планирования, а не по причине изначальной ошибочности курса, как это преподносит официальная пропаганда. В экономике бывший премьер также придерживается либеральных взглядов. В основе экономической стратегии страны должно лежать не только планирование, но и поощрение инвестиций частного сектора с целью создания рабочих мест и контроля инфляции.

Одной из важнейших реформ, которые предлагает осуществить Мусави, является переподчинение силовых структур от рахбара президенту - главе исполнительной власти. Это позволит ему вести более самостоятельную политику и меньше опасаться внутреннего заговора или военного переворота. Известно, что против таких изменений протестует Комитет стражей исламской революции (КСИР) - самая влиятельная силовая структура страны, и сам Верховный руководитель страны, чье влияние будет в значительной степени ослаблено в результате таких преобразований.

Особое мнение Мусави высказывает по отношению к иранцам, покинувшим страну после Исламской революции 1979 года. По мнению кандидата, "те, кто живут не в ИРИ, если они иранцы, то считаются иранскими гражданами, и я отношусь к ним как к иранским гражданам. Я работаю со всеми теми, кто признает этот режим, но это не означает того, что если кто-нибудь скажет, что я не признаю режим, то я не буду считать его иранцем... Человеческое достоинство означает то, что люди ценны по своей гуманности, а не по родовой, национальной и языковой принадлежности".

МЕХДИ КАРУБИ: ЗА ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ БЕЗ РЕЗКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН

Мехди Карруби (р. 1937) - представитель шиитского духовенства, соперник Ахмадинеджада на предыдущих выборах и генеральный секретарь партии "Национальное доверие", созданной после его поражения в 2005 году Мехди Карруби дважды занимал пост спикера меджлиса как уважаемый и умеренный политик, а также некоторое время был секретарем Ассоциации борющего духовенства. Имеет высшее теологическое образование. В 1979 году при содействии аятоллы Хомейни стал учредителем Фонда мучеников Исламской революции. В 1985 году, также по приказу рахбара, стал руководить делами, связанными с паломничеством из Ирана к святыням, находящимся за границей.

С победой Мухаммада Хатами в 1997 году на седьмых президентских выборах в Иране, Мехди Карруби был привлечен к активной политической деятельности. После выборов 1999 года он не только прошел в парламент Ирана, но и занял кресло спикера. Карруби также считают одним из лидеров реформистского крыла, его поддерживают сторонники бывшего президента Али Акбара Хашеми Рафсанджани. После победы Махмуда Ахмадинеджада был помещен на некоторое время под домашний арест за неутомимую критику экономической политики нового президента.

Его экономическая программа еще более либеральна, чем программа Мусави, но не столь подробно разработана и не предполагает ярких политических реформ. Мехди Карруби является сторонником приватизации, вхождения Ирана в мировую экономическую систему и заключения соглашения с США, что свойственно для команды бывшего президента Рафсанджани.

МОХСЕН РЕЗАЙИ: ЗА УМЕРЕННЫЙ ВАРИАНТ ПРЕЖНЕГО КУРСА

Мохсен Резайи (р. 1954) - секретарь Совета по определению политической целесообразности - организации, совещательного органа при рахбаре, в обязанности которого входит разрешение конфликтов между Советом стражей конституции и парламентом Ирана, бывший генерал и главнокомандующий КСИР. В 2001 защитил диссертацию по экономике в Тегеранском университете.

В качестве политической программы Мохсен Резайи предлагает некий "третий путь", который сам характеризует как "путь национального развития". Этот путь предусматривает смену нынешнего политического и экономического курса страны, который, по мнению Резаи, ведет страну к катастрофе. Особенно негативно кандидат относится к внешнеполитическим инициативам президента: "Современный курс внешней политики Ирана основан на провокации: то, что звучит в речах Ахмадинеджада, превращает основанную на идеалах революции внешнюю политику в рискованное приключение для авантюристов".

В то же самое время, бывший руководитель КСИР не считает ошибочным нынешний курс Тегерана на активное участие в разрешении палестинской проблемы и поддержку организации ХАМАС. Критикуя идею ООН создать два национальных государства в Палестине, Резайи считает необходимым объединить все территории бывшего Британского мандата в единое арабско-еврейское государство с правительством под контролем ООН.

О проблеме иранской ядерной программы Резайи высказывается в умеренном духе. С его точки зрения, Иран имеет право обогащать уран совместно с США, Европой и Россией. Таким образом, можно будет избежать военной агрессии Израиля, считает кандидат. Новую американскую администрацию Резайи считает достойной для проведения переговоров и считает, что сам может сделать первый шаг навстречу Обаме.

С именем Мохсена Резайи связан ряд международных скандалов. В ноябре 2006 власти Аргентины подали в Интерпол заявление о международном розыске Резайи, наряду с еще шестью гражданами Ирана, по подозрению в причастности к взрыву в еврейском культурном центре Буэнос-Айреса в 1994 году (85 человек погибло, 151 ранен). Также в годы его руководства (1981-1997 годы) КСИР проводил множество террористических операций по всему миру, а также занимался контрабандой ядерных материалов, что не может способствовать высокой репутации кандидата в мировом сообществе.

МАХМУД АХМАДИНЕДЖАД: АНТИГЛОБАЛИЗМ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Махмуд Ахмадинеджад, самый известный и скандальный из кандидатов, родился в 1957 году в городе Гармсар провинции Семнан в семье кузнеца. Принимал активное участие в Исламской революции, по некоторым сведениям принимал участие в штурме посольства США в Тегеране в 1979 году. Добровольцем отправился на фронт и участвовал в диверсионных операциях на территории Ирака в годы ирано-иракской войны. Окончил тегеранский Университет науки и промышленности по специальности инженера транспорта. В 1986-м поступил в аспирантуру и защитил диссертацию в 1997 году. Прежде чем в 90-е годы стать губернатором вновь созданной провинции Ардебиль на северо-западе Ирана, Ахмадинеджад четыре года занимал пост заместителя, а затем и префекта городов Маку и Хой. В начале 2004 года Исламский совет Тегерана избрал Махмуда Ахмадинеджада мэром иранской столицы. На этом посту нынешний президент провел ряд успешных социальных программ и завоевал популярность среди беднейших жителей столицы.

В 2005 году Махмуд Ахмадинеждад победил на выборах президента Ирана. Церемония официального вступления в должность президента ИРИ состоялась 3 августа.

В 2005-2009 годах Ахмадинеджад свернул некоторые либеральные реформы, затеянные его предшественниками Хатами и Рафсанджани. В частности, по его инициативе проведена "чистка" в высших учебных заведениях, что вызвало ряд студенческих протестов. Внутренняя политика Ахмадинеджада характеризуется реформами в сфере энергетики. Были введены квоты на продажу бензина населению (Иран является одним из ведущих поставщиков сырой нефти на мировой рынок, но не может обеспечить свои потребности в нефтепродуктах и вынужден импортировать бензин), значительно ускорилось развитие ядерной программы, которая стала символом развития современного Ирана.

Во внешней политике Ахмадинеджад придерживается консервативных и антиглобалистских взглядов. Президент подвергал жесткой критике политику администрации Буша и выступает за усиление связей Ирана с Россией, арабским миром и альтернативными политическими режимами по всему миру - Белоруссией, Венесуэлой, Боливией. Он неоднократно выступал с резкими заявлениями в адрес Израиля и сионизма, защитник прав палестинского народа и сторонник ХАМАС. Махмуд Ахмадинеджад использует каждую возможность, чтобы выступить со своими идеями перед широкой международной аудиторией. Пожалуй, этот президент Ирана посетил больше международных мероприятий, чем все его предшественники вместе. При поддержке президента Ирана в последние годы было организовано значительное количество международных контркультурных проектов, например, знаменитая конференция по вопросам изучения Холокоста, фестивали антисионистского мультфильма, выставки политических плакатов и т.п.

Политическая программа Махмуда Ахмадинеджада построена на сочетании крайне правых и крайне левых лозунгов. Этот лидер, больше популярный за рубежом, чем у себя в стране, делает ставку на популизм, социальные преобразования и активную внешнюю политику. Ахмадинеджад действительно пользуется поддержкой беднейших слоев населения страны, ненавидим прозападной элитой Ирана. Перед выборами пошел на ряд ходов, явно заимствованных из практики своего коллеги Уго Чавеса, в частности, заявил, что нефть принадлежит народу, и предложил план выпуска облигаций, которые позволят всему иранскому народу и иранцам по всему миру участвовать в доходах от нефтяной торговли страны. Исламские облигации, названные "сертификатами участия", позволят иранцам вложиться в развитие национального энергетического комплекса и заодно, по словам президента, "смягчат зависимость Ирана от зарубежных инвестиций в нефтепромышленность".

Махмуд Ахмадинеджад выступает за более широкое участие рабочих в управлении частными и государственными предприятиями. В 2006 году по его инициативе вышел закон о выпуске "акций справедливости", которые смогли приобрести рабочие государственных предприятий с низким уровнем дохода. Такое право было даже закреплено в одной из статей Конституции страны. Согласно президентскому плану, для достижения социальной справедливости правительство дотирует приобретение населением основных товаров и услуг - топлива, электроэнергии, а также основных продуктов питания.

(Продолжение следует)

По информации RPMonitor

29.05.2009