Владимир Платов

УКРЕПЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ ИРАНА И РОССИИ СПОСОБСТВУЕТ ОЗДОРОВЛЕНИЮ МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

20 января завершился насыщенный официальными встречами двухдневный официальный визит в Москву президента Исламской Республики Иран Сейеда Эбрахима Раиси. Иранский лидер прибыл в Москву впервые с момента вступления в должность. В рамках визита состоялись его переговоры с президентом России Владимиром Путиным, посещение и выступление перед депутатами Государственной Думы России, личные встречи с рядом политических и деловых представителей России.

Согласно официальной информации из Кремля, в ходе переговоров с президентом России  Владимиром Путиным обсуждался широкий спектр вопросов двустороннего сотрудничества, актуальные международные и региональные темы, проблематика выполнения Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД). Как отметил по результатам встречи Э. Раиси, была подтверждена схожесть позиций по многим вопросам. «С учетом потенциальных возможностей, которые есть в Иране и России, готова почва для развития отношений, которые мы намерены развивать в области экономики, политики, торговли, науки, культуры, по многим другим направлениям», — сказал глава ИРИ. Президент Ирана подчеркнул наличие у ИРИ «документа о стратегическом сотрудничестве между двумя странами, который может определить перспективу как минимум на 20 лет вперед. Мы этот документ передали нашим российским коллегам. Мы считаем, что этот документ определит на долгосрочную перспективу стратегическое взаимодействие между Исламской Республикой Иран и Российской Федерацией». Предложив согласовать план такого стратегического сотрудничества, который, в том числе может стать и «синергией для противостояния с Западом», Э. Раиси отметил, что «в Исламской Республике Иран нет никаких ограничений для развития и расширения отношений с дружественной нам страной – Россией, и эти отношения будут стратегическими: они не будут кратковременными или позиционными – они будут постоянными». Э. Раиси подчеркнул, что у РФ и Ирана есть общие интересы, а взаимодействие двух стран в регионе обязательно обеспечит безопасность и предотвратит однополярность в мире.

Коснувшись наиболее актуальной темы международной повестки, Э. Раиси вновь публично подчеркнул, что создание ядерного оружия не входит в оборонную стратегию Ирана, ИРИ намерена договориться по иранской ядерной программе в случае готовности США и других международных участников снять ранее наложенные на Иран санкции.

Раиси и Путин обсудили пути повышения уровня уже установленных отношений Ирана и России в сфере атомной энергетики, совместного проекта строительства дополнительных блоков на АЭС в Бушере, оцениваемого в $5 млрд, на поддержку которого странами планируется создать финансовую линию поддержки.

Выступая на пленарном заседании нижней палаты парламента РФ, лидер ИРИ рассказал о своих взглядах на развитие отношений между Москвой и Тегераном, борьбу с терроризмом и другие актуальные мировые процессы. Он отметил, что укрепление ирано-российских отношений в различных форматах приведет к новому шагу в экономическом развитии обеих стран, а также поможет миру и безопасности региона в целом. И в этом плане возрастает задача и ответственность сотрудничества парламентов двух стран для законодательного обеспечения реализации решений, достигнутых на  высшем уровне между лидерами двух стран. В этом контексте иранская сторона поддержала инициативу РФ по проведению конференции спикеров парламентов по противодействию терроризму и укреплению регионального взаимодействия с участием представителей Китая, Пакистана, России и Турции. Как отметил иранский лидер, Москва и Тегеран создают альтернативный полюс силы, одним из примеров чему является тесное сотрудничество двух стран в течение последних шести лет в Сирии для совместного уничтожения террористов.

Э. Раиси убежден, что война с радикальными силами является только частью еще более глобального процесса — борьбы с экспансией и доминированием. В этом контексте он указал на то, что «стратегия господства» и максимального давления, избранная США, потерпела поражение и привела к ослаблению позиций Вашингтона. То же самое касается и других его западных союзников по НАТО.

Во время своего официального визита в Москву президент Исламской Республики Иран аятолла Сейед Эбрахим Раиси встретился с председателем Духовного управления мусульман Российской Федерации муфтием Равилем Гайнутдином, который назвал «символичным и значимым» то, что Э. Раиси совершил вечернюю молитву Магриб прямо во время встречи с президентом России Владимиром Путиным в Кремле.

Хотя публично Россия и Иран не подписали никаких соглашений в период официального визита иранского лидера в Москву, тем не менее сам визит весьма высоко оценивается не только в этих двух странах, но и за их пределами. Он, в частности, подтвердил закат атлантического миропорядка и построение нового многополярного мира. Этот визит показал, что обе страны объединяет вовсе не принцип «против кого дружим» и общее объективное неприятие политики англосаксов. У Тегерана и Москвы есть множество общих тем и интересов, как на международной арене, так и в двухстороннем сотрудничестве, многие из которых до сих пор не реализованы. Иран — важный представитель древнейших цивилизаций. Создав после исламской революции 1979 года свой уникальный тип государственного устройства, Иран превратился в одного из лидеров исламского мира, несмотря на то, что исповедуемый иранцами шиизм разделяет лишь меньшинство мусульманской уммы.

Иран признателен России за решающий вклад, который она внесла в заключение так называемой «иранской сделки» – соглашения, позволившего Западу сохранить лицо при снятии с Ирана обвинений в работе над ядерным оружием. Сейчас идут переговоры о возвращении к этому Договору, но, с учетом проявленного Вашингтоном при правлении Д. Трампа отсутствия договороспособности, теперь Иран требует себе гарантий: сначала снять или хотя бы облегчить санкции, кроме того, нужно обязательство нерасторжения соглашения со стороны США. Объективная оправданность таких действий Тегерана очевидна, в условиях пошатнувшейся веры в последовательность политики США, да и Запада в целом.

В этих условиях вполне понятно стремление Тегерана найти дальнейшую опору не на Западе, а в сближении с Китаем и Россией, которое сейчас усиливается. И подтверждением этому являются действия Ирана по вступлению в полноправные члены ШОС, намерения максимально плотно работать с Евразийским союзом. Ираном уже подписано соглашение о стратегическом партнерстве с Китаем, теперь очередь за Москвой. Да, сейчас Иран ограничен в своих финансовых возможностях в силу проводившейся Западом уже более 40 лет рестрикционной политики, введенной вскоре после Исламской революции 1979 года. Но он был и остается потенциально одной из ключевых, самых сильных и богатых стран мира, не говоря уже о том, что это близкий сосед Российской Федерации. Сильный и самостоятельный дружественный Иран выгоден России, и поэтому деятельное участие Москвы в процессе его возвращения на принадлежащее ему по праву место в мире многократно окупится и экономически, и геополитически.

Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

24.01.2022