С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

. . . . . . . .

. . . . . . . .

Аждар Куртов

РОССИЯ ОСТАЁТСЯ ПРИОРИТЕТОМ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ АШХАБАДА

24 марта в Москву прибывает с визитом президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. В ходе московских переговоров в очередной раз будет подтверждено стремление туркменского руководства к продвижению двусторонних российско-туркменских отношений на новый качественный уровень.

На протяжении последних двух с лишним лет наблюдается устойчивый рост дипломатических контактов туркменского руководства. В 2007 году республику посетили около 600, а в 2008 году - 422 иностранные делегации. И никогда ранее Ашхабад не видел такого большого числа представителей государств Европейского Союза и США. Только за 2008 год в Туркменистане побывали делегации, возглавляемые лицами на высшем и высоком уровне из таких разных стран, как Объединённые Арабские Эмираты, Российская Федерация, Хорватия, Иордания, Китайская Народная Республика, Латвия, Азербайджан, Турция, Болгария, Венгрия, Республика Корея, Литва, Малайзия.

На фоне заметно возросших и разнообразных международных контактов Ашхабада - и вопреки распространённой в общественном мнении версии - обладающий статусом нейтрального государства Туркменистан рассматривает своим главным партнёром Россию, хотя туркменское руководство и избегает чёткой фиксации данного факта в документах.

Сразу после смерти бывшего туркменского президента Сапармурата Ниязова многим казалось, что при новом руководстве Россию как главного партнёра Туркменистана оттеснят страны Запада и Китай. Действительно, интенсивность визитов в Ашхабад со стороны геополитических конкурентов Москвы резко возросла. И тем не менее отношения с Россией по-прежнему остаются в числе важнейших приоритетов, которыми руководствуется глава Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов.

Более того, диалог между Москвой и Ашхабадом стал более продуктивным и, несомненно, существенно более выгодным для обеих сторон. Встречи глав государств, глав правительств и руководителей внешнеполитических ведомств стали проводиться намного чаще, чем во времена Ниязова, а главное - в последнее время принят ряд стратегически важных соглашений. Так, Россией, Туркменистаном и Казахстаном подписано соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода, а с участием данных стран и Узбекистана - соглашение по реконструкции существующей газотранспортной системы "Средняя Азия - Центр", предусматривающее создание новых мощностей по транспортировке среднеазиатского голубого топлива в Россию. Наконец, Москва предоставила Ашхабаду самые выгодные ценовые условия по закупкам туркменского природного газа.

В последнее время десятки делегаций из стран ЕС в ходе встреч и переговоров с туркменскими руководителями неизменно пытаются склонить последних к переориентации газовых потоков Туркменистана с северного (российского) направления на западное, предполагающее строительство трубопроводов, идущих в Европу, в обход России. Из чисто экономических эти проекты превратились в политические. Проект "Набукко", рассчитанный на поставки азербайджанского и центральноазиатского газа в Европу через территорию Турции и балканских стран, буквально фетишизирован и приобрёл черты, совершенно несоразмерные той роли, которую он мог бы сыграть в энергообеспечении Европы. А поскольку одним из главных вопросов остаётся вопрос о том, каким газом заполнить эту трубу, Туркменистан получил здесь уникальную возможность извлекать выгоду из обострившейся борьбы за туркменские ресурсы голубого топлива.

Сторонники "Набукко" предпринимали титанические усилия для привлечения Туркменистана к данному проекту. Власти Ашхабада проявили обычную восточную хитрость: они решительно не отказывались от предложений поставлять для "Набукко" туркменский газ. Более того, время от времени Г. Бердымухамедов даже давал расплывчатые обещания выделить в неопределённом будущем порядка 10 миллиардов кубометров туркменского газа для поставок в Европу по западному маршруту. Было очевидно, что, наблюдая за обостряющейся конкурентной борьбой претендентов на газовые ресурсы Туркменистана, Ашхабад ожидал всё более выгодных для себя предложений.

Однако конкурентам России так и не удалось склонить чашу весов в свою пользу. Пусть и с некоторым опозданием, но именно северное направление поставок туркменского газа в Россию не только было подтверждено в качестве стратегического, но и получило дополнительное развитие. Помимо традиционного географического района, поставляющего газ в Россию - юго-востока Туркменистана, стала складываться вторая база поставок на север - запад Туркменистана, район Прикаспия, а в перспективе и морские участки шельфа Каспийского моря. При этом если за ресурсную базу юго-востока Туркменистана продолжают бороться Россия и Китай, а остальные - Иран, Афганистан, Пакистан и Индия - безнадежно отстали, то за газовые ресурсы западного Туркменистана борются одновременно Россия, Иран, Азербайджан, Евросоюз и США. Однако и здесь преимущественные шансы на победу имеет (пока) Россия.

Уже шесть лет продолжается реализация долгосрочного соглашения по поставкам туркменского природного газа в Россию, заключённого 10 апреля 2003 года на 25 лет. Главным стратегическим партнёром Туркменистана в газовой отрасли выступает Газпром. Ни один из новых обсуждаемых проектов экспорта туркменского газа по своим параметрам не сравнится с объёмами газа, уже поставляемыми в Россию на регулярной основе.

Туркменистан, в отличие от некоторых других партнёров России по СНГ, не инициирует прекращения действия прежних двусторонних соглашений. Договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и Туркменистаном от 23 апреля 2002 года, наоборот, наполняется конкретным содержанием. Происходит естественная диверсификация двусторонних российско-туркменских экономических контактов, в которые уже вовлечены 59 субъектов Российской Федерации. В феврале 2008 года в Москве образован Российско-Туркменский деловой совет, сразу принявший к обсуждению 60 совместных проектов. Такое развитие двусторонних отношений является не только результатом активной российской политики на туркменском направлении, но и следствием реализации экономических реформ, начатых президентом Г. Бердымухамедовым.

В 2008 году были заключены многомиллионные контракты между российскими компаниями ОАО "Трубная металлургическая компания", ОАО "Стройнефтегаз", ООО "Итера", Астраханским судостроительным заводом и туркменской стороной. Ашхабад закупает современные системы российских вооружений. Сотни тысяч граждан Туркменистана пользуются услугами российской компании мобильной связи МТС. Российские энергетики из Санкт-Петербурга осуществляют реконструкцию Марыйской станции, оснащая её новым оборудованием. Всего в Туркменистане действует 121 предприятие с участием российского капитала, и реализуются 120 проектов с участием компаний из России.

Россия по-прежнему занимает первое место в списке торговых партнёров Туркменистана. Товарооборот между нашими странами в 2008 году впервые за период после распада СССР превысил 6,9 миллиардов долларов (рост на 31,5% по сравнению с предыдущим годом). Это существенно больше того, что имеет Москва со многими государствами, входящими в ЕврАзЭС, где действуют особые торговые и таможенные преференции.

С учетом появления новых сфер туркмено-российского сотрудничества можно прогнозировать, что товарооборот будет расти и впредь. В 2008 году Ашхабад посетили делегации Астраханской области, Калмыкии, Татарстана и Санкт-Петербурга. 4-5 июля 2008 года состоялся визит в Туркменистан внушительной российской делегации по главе с президентом РФ Д. Медведевым. В свою очередь президент Туркменистана побывал в Казани. В августе 2008 года в Ашхабаде было проведено третье по счету заседание Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству России и Туркменистана. А в декабре того же года в туркменской столице прошла первая российская экономическая выставка, в которой приняли участие более 120 крупных российских объединений из 16 регионов России.

Среди обсуждавшихся в ходе встреч вопросов было не только топливно-энергетическое сотрудничество. Г. Бердымухамедов особо отметил возможности взаимодействия в транспортной сфере, в частности в рамках проекта транспортного коридора "Север - Юг". ОАО "РЖД" осуществит строительство участков новой железнодорожной магистрали, которая пройдёт по восточному берегу Каспийского моря и свяжет Россию через Казахстан и Туркменистан с Ираном. Для осуществления этого и других масштабных проектов строительства новых магистралей уже подписано соглашение о поставке в Туркменистан огромной партии большегрузных автомобилей КАМАЗ, что можно расценить как серьезный прорыв (ранее Туркменистан долгие годы закупал строительную технику в основном в Японии). Специально отметим, что до половины российского экспорта в Туркменистан составляет продукция машиностроения. При новом президенте Туркменистана российско-туркменские экономические связи действительно приобрели новое качество.

Расширяются контакты и по гуманитарной линии. В Ашхабаде при помощи России ведётся строительство нового здания Российско-туркменской средней общеобразовательной школы имени Пушкина на 800 мест ("Газпром" выделил на это 20,79 миллиона долларов). С 1 сентября 2008 года начал функционировать филиал Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина. По взаимной договорённости увеличены квоты для выпускников туркменских школ на обучение в российских вузах. В прошлом году 350 студентов из Туркменистана выехали на учёбу в Россию. В феврале 2009 года в Музее изобразительных искусств Туркменистана прошла выставка фотографий "Туркменистан и Россия: две страны в одном объективе".

Многоплановое сотрудничество Туркменистана и России развивается с особым динамизмом и уже давно приобрело характер высокопродуктивного диалога и стратегического партнёрства.

По информации "Фонд стратегической культуры"

23.03.2009