Владимир Чушкин

ЕАЭС И АРМЕНИЯ - ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ

Эффект интеграции

2 января 2015 года Армения стала полноправным членом Евразийского экономического Союза (ЕАЭС).

Первые годы членства Армении в ЕАЭС  были удачными для экономики республики как с точки зрения внутренних тенденций, так и с учетом углубления интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Например, показатель роста экономической активности в стране в 2017 году составил 7,7% (для сравнения: в последний раз экономический рост страны на уровне около 7% был зафиксирован в далеком 2012 году). Это произошло за счет роста промышленного производства (на 12,6%), торговли (14%), услуг (14,4%), а также восстановления сферы строительства (2,2%). При этом Армения обеспечила рекордный объем экспорта – 2 242,9 млн. долл. США (рост на 25,2% по сравнению с 2016 годом). Повышению уровня конкурентоспособности страны способствовали: 

* подписание соглашения с ЕАЭС о снятии таможенных пошлин;

* упрощение в ЕАЭС всех процедур – от получения лицензий на экспорт до таможенного оформления;

* снижение цен на российский газ, что дало возможность правительству Армении понизить внутреннюю цену на газ для тепличных хозяйств и предприятий перерабатывающей промышленности на треть. В итоге себестоимость армянской сельскохозяйственной продукции снизилась на 10%.

При вступлении в ЕАЭС Армения получила временные преференции по ввозным пошлинам на такие товары, как автомобили, цветные камни, текстиль и другие; с 1 января 2020 года норматив отчисления ввозных пошлин в бюджет Армении установлен на уровне 1,22% – в размере, почти вдвое превышающем долю Армении в ВВП Союза (0,7%). ВВП Армении по паритету покупательной способности в результате вступления в Союз увеличился почти в 1,5 раза – с 29 млрд. долларов в 2014 году до 42,1 млрд. долл. в 2019 году.

Уже на первоначальном этапе членства в Союзе Армения получила новые возможности для приобретения сырья и ресурсов без оплаты экспортных пошлин и тарифов. Положительную роль сыграли взаимное признание документов, выдаваемых государственными органами стран ЕАЭС, начало реализации принципов свободного движения товаров, услуг, капитала и людей. Сейчас можно говорить и о потенциале традиционных, но частично забытых армянских производственных традиций – в первую очередь, это лёгкая промышленность (трикотаж, производство обуви). Главным же преимуществом от вступления Армении в ЕАЭС стали не тарифные преференции, а единые правила нетарифного регулирования общего рынка, что гарантирует Армении долгосрочный недискриминационный доступ на объемный рынок ЕАЭС.

В составе Союза Армения стала участником соглашений о зоне свободной торговли (ЗСТ). Определённую выгоду несёт для республики Армения и заключение меморандумов о взаимопонимании между Евразийской Экономической Комиссией и правительствами третьих стран. В частности, немаловажным направлением деятельности Армении в рамках членства в ЕАЭС является взаимодействие в рамках Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли Союза с Исламской Республикой Иран от 17 мая 2018 года. Армения является единственной страной ЕАЭС, которая имеет сухопутную границу с Ираном, и армянские экономисты подчёркивают перспективность сотрудничества с Ираном в таких сферах, как транспорт и энергетика. В сотрудничество с Ираном в конце 2017 года создана свободная экономическая зона (СЭЗ) «Мегри» для организации на ее площадке совместного производства ряда товаров.

Важную роль в развитии экономики республики сыграли предоставленные Евразийским банком развития (ЕАБР) льготные инвестиционные кредиты. Всего в инвестиционном портфеле ЕАБР по состоянию на начало октября 2021 года находилось 16 армянских проектов на общую сумму 262,5 млн. долл. США, ещё 8 проектов на сумму 521 млн долл. США были в инвестиционном портфеле Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). В счет этих кредитов правительство Армении финансирует, в частности, реализацию проектов по строительству резервуара Мастара, модернизации оросительных систем, строительству автодорожного коридора «Север – Юг». Процентная ставка по одобренным кредитам составила для Армении 1,5-2,1%.

Евразийская Экономическая Комиссия в тесном контакте с бизнес-сообществом стран Союза и государствами-членами ведет работу по снятию  барьеров, изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС. По ряду из них уже достигнут консенсус представителей всех пяти стран и определен порядок дальнейших действий.

Уже в первом году членства Армении в ЕАЭС, несмотря на сокращение объема взаимной торговли на внутреннем рынке Союза на 25,5%, был зарегистрирован существенный рост поставок из Армении текстильных изделий (на 26,7 млн. долл., или в 29 раз), молочной продукции (на 18,3 млн. долл., или в 4,8 раза), плодоовощной продукции (на 4,8 млн. долл., или в 3,3 раза), табачных изделий (на 2,2 млн. долл., или в 2 раза), изделий из кожи (на 1,8 млн. долл., в 2014 году практически не поставлялись), фармацевтической продукции (на 1,3 млн. долл., или на 53,8%).

Динамика взаимной торговли товарами Армении со странами-членами ЕАЭС:

ЕАЭС (всего) – 2017 г. - 54 711,6 млн. долл. - 2018 г. - 60 261,5 млн. долл. - 2019 г. - 61 634,0 млн. долл. - 2020 г. - 55 053,9 млн. долл.

В том числе Армения – 2017 г. - 571,0 млн. долл. - 2018 г. - 688,5 млн. долл. - 2019 г. - 769,2 млн. долл. - 2020 г. - 709,9 млн. долл.

Вступление Армении в ЕАЭС создало новые возможности развития энергетического сектора республики. В ЕАЭС уже функционирует общий электроэнергетический рынок, а общие рынки нефти, нефтепродуктов и газа планируется запустить в 2025 году.

В Союзе имеются также хорошие возможности для создания совместных предприятий в сфере оборонной промышленности, машиностроения, электротехники, приборостроения, привлечения инвестиций в производство стройматериалов и строительство плавилен меди, в химической и лёгкой промышленности, сельском хозяйстве и пищевой промышленности, в производстве лекарств и в развитии туризма.

Таковы первые интеграционные эффекты пребывания Армении в  составе  ЕАЭС.

Источник: Фонд стратегической культуры

05.01.2022