Дмитрий Бокарев

РОССИЯ ПОДДЕРЖИВАЕТ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Главная цель Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), как следует из названия, – сохранение безопасности на территории ее стран-участниц (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан). В регионе, в котором находятся государства ОДКБ, есть несколько проблемных зон, требующих повышенного внимания Организации.

В наше время это, в первую очередь, страны Средней Азии и их граница с постоянно воюющим, наводненным террористами Афганистаном. Однако есть и другие участки, которые ОДКБ не стоит упускать из виду. Например, граница Армении с Азербайджаном, на которой периодически разгорается тлеющий десятилетиями Карабахский конфликт, Абхазия и Южная Осетия, которым по-прежнему угрожает конфликт с Грузией. Также требует внимания Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) КНР, с которым граничат Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Среди населения СУАР сильны сепаратистские настроения, экстремистские идеи и периодически происходят теракты против китайских властей. Не добавляет спокойствия в Центральной Азии и периодически вспыхивающий с новой силой конфликт между Индией и Пакистаном, очередное обострение которого случилось в феврале 2019 г. Это также серьезная проблема для ОДКБ. С некоторых пор теоретические опасения вызывает также граница Белоруссии с Украиной. До сих пор никаких серьезных инцидентов там не происходило, однако в сентябре 2018 г. белорусский президент Александр Лукашенко распорядился усилить там охрану из-за повышенного риска проникновения криминальных элементов и перевозки оружия.

Тем не менее самым опасным местом остаются страны Средней Азии, граничащие с Афганистаном: Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан. Внутри этих стран неспокойно: радикализации населения способствуют довольно низкий уровень социально-экономического развития, периодически обостряющиеся религиозные и этнические противоречия и память о недавних тяжелых испытаниях. Так, Таджикистан пережил гражданскую войну в 1992-1997 гг., в которой против правительственных войск выступали исламистские организации, которым помогали боевики из Афганистана. Множество людей с тех пор сохранило недовольство действующим правительством, радикальные взгляды и навыки обращения с оружием. В случае дестабилизации обстановки они могут пополнить ряды незаконных вооруженных формирований. В сентябре 2015 г. в Таджикистане произошла попытка госпереворота, в ходе которой, по некоторым данным, погибли десятки таджикских военных и полицейских. Правительству быстро удалось взять ситуацию под контроль, но инцидент показал, насколько ему важно сохранять бдительность.

В июне 2010 г. в Кыргызстане произошел вооруженный конфликт между киргизским и узбекским населением, в результате которого, по разным данным, погибло от одной до двух тыс. человек. Сообщается, что в столкновениях также участвовали представители исламистских организаций.

В последние несколько лет СМИ часто сообщают об обнаружении и ликвидации на территории среднеазиатских государств и других стран СНГ ячеек экстремистских и террористических организаций, в том числе ДАИШ (запрещена в РФ), которая в наше время считается наиболее опасной из них.

Можно сделать вывод, что обстановка в Средней Азии сложная, и среди ее населения сильны экстремистские идеи и течения.

Для поддержки этих течений и передачи опыта с территории Афганистана могут проникать члены международных террористических организаций. Также с афганской территории осуществляется наркотрафик, на прибыль от которого в немалой степени осуществляется финансирование террористических группировок. До сих пор самым опасным участком была таджикско-афганская граница. На прилежащей к ней афганской территории постоянно с переменным успехом идет противостояние между правительственными войсками Афганистана и террористическими группировками, в первую очередь «Талибан» (запрещен в РФ). Однако в 2018-2019 г. «Талибан» значительно приблизился также к туркмено-афганской и узбекско-афганской границе. Узбекистан и Туркменистан не состоят в ОДКБ, но в случае, если террористы развернут деятельность на их территории, это, несомненно, повлияет на безопасность во всех государствах Организации. Поэтому сейчас руководство ОДКБ разрабатывает планы сотрудничества с туркменским и узбекским правительствами.

Тем не менее основного внимания по-прежнему требует таджикско-афганская граница. Она идет по горам, которые сложно пройти, но не менее сложно охранять. Эти районы малонаселенны, и люди, имеющие навыки выживания и скрытного перемещения в горах, имеют шансы незаметно попасть из Афганистана в Таджикистан. Боевики террористических организаций Афганистана обладают этими навыками в полной мере. В силу географии Таджикистана, перейдя таджикско-афганскую границу, террористы и наркоторговцы могут далее двигаться в Кыргызстан и Казахстан, а потом – в Россию. Но могут повернуть и на восток и отправиться в Китай, прямо в СУАР, в котором, как упоминалось выше, также довольно тревожная обстановка и много людей, сочувствующих экстремистским идеям.

Китай не состоит в ОДКБ и не входит в зону ее ответственности. Однако СУАР делит границы с четырьмя государствами Организации, и это значит, что обстановка в сфере безопасности в СУАР напрямую связана с безопасностью ОДКБ.

Не секрет, что лидером по военной мощи в ОДКБ является Россия, и российские военные составляют основу сил Организации. Все государства ОДКБ входили в Советский Союз, и теперь, почти через 30 лет после его распада, правопреемница СССР — Россия по-прежнему отвечает за безопасность во всем регионе.

Таджикско-афганскую границу, самый напряженный участок на юге ОДКБ, защищает расположенная в Таджикистане военная база РФ № 201. Это самая крупная база РФ за рубежом. Ее сил достаточно, чтобы отразить нападение из Афганистана. В июле 1993 г. бойцы 201-й базы разбили и выгнали обратно в Афганистан союзные силы таджикской оппозиции и афганских моджахедов, захватившие после тяжелого боя, в котором погибло 25 российских пограничников, 12-ю заставу Московского погранотряда на таджикско-афганской границе.

Однако если террористы обретут оплот в других местах – например, в том же СУАР – бойцы 201-й базы вряд ли смогут помешать им осуществлять противозаконную деятельность. Поэтому, кроме базы №201 в Таджикистане, существует также российская авиационная база «Кант» в Кыргызстане, в 20 км от киргизской столицы Бишкек. База работает с 2003 г. и входит в состав Коллективных сил быстрого развертывания ОДКБ. На ней размещены штурмовые (предназначенные для поражения наземных целей, что особо актуально для борьбы с террористическими группировками) самолеты Су-25 и многоцелевые вертолеты Ми-8. Кыргызстан обладает довольно мощными вооруженными силами, в том числе значительным парком бронетехники (в немалой степени благодаря военно-технической помощи РФ, которая поставляет Кыргызстану технику и обучает киргизских военных в своих военных ВУЗах). Имея российское прикрытие с воздуха, киргизские ВС вполне способны обеспечить безопасность на своей земле.

В марте 2019 г. Кыргызстан посетил с официальным визитом президент РФ Владимир Путин. Одной из основных тем его переговоров с лидером Кыргызстана Сооронбаем Жээнбековым стало дальнейшее будущее базы «Кант». В результате было подписано соглашение о расширении территории базы на 60 га и соответствующем повышении арендной платы за землю. По словам российского президента, «Кант» обеспечивает безопасность и стабильность во всей Центральной Азии. В. Путин отметил давнее и тесное российско-киргизское сотрудничество в сфере обороны и заявил, что оно будет продолжаться и развиваться.

В том же месяце Министерство обороны РФ сообщило, что намерено передать Таджикистану пустовавшие после сокращения 201-й мотострелковой дивизии, проведенного еще в 2004 г., военные городки в Кулябе и Бохтаре в качестве компенсации за пребывание российских военных на таджикской территории.

Решив таким образом вопросы дальнейшей работы своих баз, РФ на долгие годы укрепила безопасность своих южных рубежей и стран Центральной Азии, безопасность которых исторически связана с безопасностью России.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник - Новое восточное обозрение

10.04.2019