Вадим Вихров

РОССИЯ В МНОГОВЕКТОРНОЙ ДИПЛОМАТИИ ТУРЦИИ

Не так давно, выступая в Лондонском Королевском институте международных отношений, президент Турции Абдулла Гюль заявил, что "влияние Запада в международных делах постепенно уменьшается", и высказался за построение международного порядка, основанного на гармоничных отношениях между США и другими мировыми центрами силы. К ним он отнёс Евросоюз и страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). "Находящиеся на подъёме такие державы, как Китай, Индия, Бразилия и Россия, смещают центр тяжести в международных отношениях в сторону Азии и Востока", - заявил Гюль, ратующий за присоединение Турции к БРИКС.

Турецкая Республика останется членом НАТО и будет по-прежнему стремиться к вступлению в Евросоюз, заверил западных союзников А. Гюль. При этом Анкара будет проводить самостоятельную, напористую, разноплановую внешнюю политику. А. Гюль выступил за построение мирового порядка, отвергающего "гегемонию единственной державы".

В своей лондонской речи президент Турции обозначил заинтересованность в развитии отношений с государствами, возникшими на территории бывшей Османской империи: "Как для Великобритании важны отношения со странами Содружества, так и для Турции важны отношения с государствами региона. Политические отношения с этими странами являются абсолютно нормальным явлением для Анкары, и речь не идёт о возрождении некого "неооттоманского духа"".

"Мы придерживаемся реалистичного подхода в наших отношениях с соседними странами, - подчеркнул Гюль. - Образование новой группы стран на основе бывшего османского наследия не является перспективой нашей внешней политики". Речь, по словам президента Турции, идёт лишь о создании "дуги стабильности, сотрудничества и процветания на территориях, окружающих Турцию".

Что означает этот разворот Турции в сторону соседей для России?

Перезагрузка отношений Анкары с Москвой стала одним из ключевых элементов дипломатии "Ноль проблем с соседями". Этому способствовало особое положение обеих стран в мире: принадлежность одновременно и Европе и Азии, переживаемый ими переходный период в становлении новой политической системы, курс на интенсификацию экономического развития, а также переплетение исторических судеб и взаимопроникновение культур.

Напомним, что с 1921 года наши страны переживали периоды взаимного сближения и охлаждения. Сейчас отношения находятся на подъеме. По итогам 2010 года Россия - второй по значению внешнеторговый партнер Турции, а Турция занимает седьмое место во внешней торговле РФ. Товарооборот между ними превысил 25 млрд. долларов, увеличившись за год на 29%. В 2011-м, как ожидается, он достигнет докризисного уровня и составит 38 млрд. долларов. Стороны намерены увеличить эти цифры в разы.

"В настоящее время турецкие инвестиции в России сосредоточены главным образом в таких секторах экономики, как операции с недвижимостью, банковское дело, энергетика, производство бытовой техники, изделий из стекла, текстиля, продуктов питания и пива. Около двух тысяч турецких фирм работают в вашей стране. По состоянию на конец 2009 года совокупная сумма инвестиций приблизилась к 7 миллиардам долларов", - говорит посол Турции в РФ Айдын Сезгин.

Турецкие инвестиции направляются преимущественно в Москву и соседние со столицей российские областные центры - Серпухов, Тверь, Александров, Владимир, Иваново. Кроме того, турецкие фирмы действуют в Ростовской области, Краснодарском крае (городах Краснодар и Новороссийск), а также в Казани и свободной экономической зоне "Елабуга". "В целом - отмечает посол, - турецкие фирмы осуществляют деятельность и делают капиталовложения на всем пространстве России - от Санкт-Петербурга до Дальнего Востока. С 1992 года турецкие строительные фирмы выполнили заказы по всей России примерно на 34 миллиарда долларов. Мы среди мировых лидеров по объему таких работ".

Заметной вехой в развитии двусторонних отношений стал официальный визит в Россию премьер-министра Турции Эрдогана 15-16 марта 2011 года; он встречался с президентом Дмитрием Медведевым и премьером Владимиром Путиным, принял участие во втором заседании Турецко-российского совета сотрудничества высшего уровня, выступил с лекцией в МГИМО. В делегацию входило около 200 бизнесменов и семь министров, в том числе иностранных дел, энергетики, промышленности и сельского хозяйства. В ходе визита Эрдогана рассматривались возможности активизации совместной работы в высокотехнологичных отраслях, в том числе в авиации, космических программах. "Весомые результаты есть и на таких направлениях, как черная металлургия (сооружение при содействии российских специалистов металлургического комбината в Искендеруне), телекоммуникации, производство стройматериалов и бытовой электроники", - сообщала пресс-служба президента РФ.

Ключевой сферой российско-турецкого сотрудничества является энергетика. Страны договорились о строительстве первой турецкой атомной станции "Аккую" в средиземноморской провинции Мерсин. Проект предусматривает сооружение четырех энергоблоков мощностью по 1,2 гигаватт по российскому проекту "АЭС-2006" с водо-водяным энергетическим реактором. Общая стоимость строительства первой турецкой АЭС составит 20 млрд. долларов. Турция также занимает весьма выгодное место для того, чтобы российские энергоресурсы могли поставляться в Европу.

Анкара продолжает переговоры с Москвой о трубопроводе Самсун - Джейхан. В Казани обсуждали экономическую модель: нефтепровод протяженностью 555 км планируется проложить по территории Турции между побережьем Черного моря в районе города Самсуна и берегом Средиземного моря в Джейхане. Взаимоприемлемое решение пока не достигнуто. Складывается впечатление, что турецкая сторона пытается воспользоваться ситуацией, сложившейся с проектом Бургас - Александруполис и трудностями, возникшими у Москвы в связи с позицией Софии.

В. Путин дал указание Минэнерго изучить вопрос о перспективах строительства предприятия по производству сжиженного природного газа (СПГ) на побережье Черного моря, а также обсудить с партнерами в Европе идею сооружений терминалов "по приему сжиженного газа и по строительству сооружений по его разжижению и направлению в газотранспортную систему европейских партнеров". Решение российской стороны о заводе СПГ можно считать частью сложной интриги, возникшей из-за позиции ЕС по "Южному потоку". Брюссель, как известно, противопоставляет проекту "Южный поток" свой проект - газопровод "Набукко", рассчитывая проложить трубу в обход России и заполнить её газом из каспийского региона. В числе поставщиков называются Туркмения и Азербайджан.

В 2010 году после подписания межправительственного протокола о сотрудничестве в газовой сфере между Россией и Турцией турецкие СМИ отмечали, что на его основании Анкара может добиться более выгодных условий поставок российского газа. По данным газеты "Сабах", турецкая государственная трубопроводная монополия "Боташ" готова вести с "Газпромом" переговоры о снижении цены газа. Говорилось о возможном пересмотре пункта контракта о принципе take or pay ("бери или плати") - он предусматривает уплату штрафов за невыбор законтрактованных объемов газа. Вопрос цены на газ, по словам Д. Медведева, должен решаться, "исходя из существующих контрактов, доброй воли и доверия сторон".

Заинтересованность Турции в динамичном партнерстве с Россией и другими соседями в сфере энергетики очевидна. Помимо торгово-экономических связей, стороны реализуют программу сотрудничества в области образования, науки, культуры, молодежных обменов и спорта от 6 августа 2009 года.

В 2010 году президенты России и Турции подписали договор о взаимной отмене виз, который был активирован после вступления в силу соглашения о реадмиссии. Прежде всего, эта мера направлена на российских туристов, хотя Анкара рассчитывает, что новые правила въезда привлекут в страну также бизнесменов и инвесторов. Туристический поток в Турцию не иссякал вплоть до кризиса, перед началом которого эту страну посетило за год 3 млн. российских граждан. И даже в кризисном 2009 году турецкие курорты приняли 2,5 млн. российских туристов. Теперь россияне могут без визы въехать в Турцию на срок до 30 дней (в июне Москва обозначила новый рубеж: нужно увеличить безвизовой срок до 60 дней). Введение такого льготного режима, помимо очевидных экономических преимуществ, может рассматриваться и как признак весьма тесного сотрудничества двух стран, выступая тем самым в качестве символа добрых отношений.

Двусторонние отношения, по мнению пресс-секретаря премьер-министра РФ Дмитрия Пескова, "быстро приближаются к уровню стратегического партнёрства" и "носят образцовый характер".

Схожие оценки звучат из уст турецких политиков и политологов. Недавно председатель турецкого Института стратегического анализа Ясин Актай резюмировал в интервью на радио "Голос России": "Во времена "холодной войны" между нашими странами стояла стена недоверия. В последние годы эта проблема окончательно устранена. Российско-турецкое партнерство важно вот с какой точки зрения. США пытаются построить однополярный мир. С такой политикой не согласны ни Россия, ни Турция. Объединение усилий Москвы и Анкары важно с точки зрения построения новой, действительно демократической системы международных отношений".

Сближение Турции с Россией вызывает нервную реакцию во многих западных столицах, где все более укрепляются во мнении, что "каждый день обиды множит". Так, после того, как комитет Конгресса США признал убийства армян в Оттоманской империи геноцидом, Турция приостановила укрепление связей с США в обороне, энергетике и торговле. Более того, как отмечала "Файнэншл таймс", "на следующий день после резолюции о геноциде турецкая делегация вылетела в Москву для обсуждения совместного строительства другой АЭС и ряда договоренностей о трубопроводах". Газета цитирует Синана Улгена, главу аналитического центра "Эдам" в Стамбуле: "Это сигнал, что Турция в случае нежелательного развития событий может укрепить связи с Россией". Издание также приводит мнение турецкого обозревателя Мехмета Али Биранды: "В 2008 году объемы торговли Турции с Россией в три с лишним раза превысили объемы торговли с США. Какое партнерство прочнее?"

Особой популярностью в западной прессе пользуются исторические экскурсы в прошлое, когда Российская империя и Османская империя вели нескончаемые войны. Превращение "былых соперников в партнеров" не может не беспокоить - таков пафос статьи Адриана Пабста, который читает лекции по политологии в Кентском университете (Великобритания). "Разочарованные бюрократическим диктатом Евросоюза и сытые по горло произвольным, как им кажется, вмешательством США в то, что творится на их среднеазиатских и курдских задворках, такие лидеры, как российский премьер-министр Владимир Путин и его турецкий коллега Реджеп Эрдоган, завязывают все более тесные связи. Былые соперники становятся партнерами", - рассуждает Пабст.

По мнению политолога, "российско-турецкое сотрудничество заполняет пустоту, возникающую на Кавказе и в стратегическом коридоре, который соединяет Персидский залив с Афганистаном и Средней Азией. По ходу дела Москва и Анкара меняют геополитический расклад на Ближнем востоке и в Евразии". Автор называет в качестве важнейшего последствия происходящей перестройки регионального баланса сил "возвращение на передний план недавних аутсайдеров - России, Украины, Турции".

По информации - Фонд стратегической культуры

30.06.2011