Георгий Ситнянский

ПОМОЧЬ МОЖНО ТОМУ, КТО САМ СЕБЕ ПОМОГАЕТ, ИЛИ ПОЧЕМУ ТО, ЧТО НЕЛЬЗЯ КАДДАФИ, МОЖНО БЕРДЫМУХАММЕДОВУ

В мае 2011 г. общественная международная организация "Crude Accountability" опубликовала доклад под названием "Реформы в Туркменистане: удобный фасад". Не стану пересказывать содержание, выражу только основную мысль: принципиально ситуация в стране со времен Туркменбаши не изменилась, имеют место в основном косметические реформы, но Запад закрывает на это глаза из-за того, что у туркмен много нефти и газа и из Туркменистана можно построить газопровод в обход России. И очевиден контраст такого отношения с отношением к тому, что происходит в некоторых других странах. Например, в Ливии.

Именно с этой страной я сравниваю не случайно. В одной из недавних работ на страницах этого журнала ("Постсоветская Ливия, 23 марта 2011 г.) я сопоставлял ситуацию в Туркменистане с ситуацией в Ливии. Господствующее в Туркмении племя теке сравнивалось мною с поддерживающей Каддафи Триполитанией, второе по значимости - йомуды - с враждебной ему Киренаикой, и делался вывод: если найдется внешняя сила, способная подтолкнуть к дестабилизации обстановки, либо использовать стихийно возникшую дестабилизацию в своих интересах, то нигде это не будет так легко сделать, как в Туркмении.

Почему же, однако, Запад так четко и однозначно поддерживает ливийских повстанцев, делая из Каддафи "нерукоподаваемую" фигуру, но при этом совсем по-другому относится к Бердымухаммедову? Попробуем разобрать возможные причины этого.

1. Ливия после отмены режима международных санкций против нее (1999 г.) слишком тесно сотрудничала с Россией (а раньше - с СССР)? Но есть серьезные основания думать: Каддафи просто разыгрывал "российскую карту", чтобы Запад предложил ему более выгодные контракты.

2. Сказывается политическая позиция Ливии вообще? Но после 1999 г. Каддафи ничего не имел против сотрудничества с Западом. Например, уже в первые часы после терактов 11 сентября 2001 г. М.Каддафи выступил с заявлением, в котором жестко осуждал организаторов терактов и выражал искренние соболезнования семьям погибших. Более того, в преддверии начала афганской кампании он назвал талибов "безбожными проповедниками политического ислама", а саму военную операцию НАТО в Афганистане - "оправданным актом самообороны". За словами последовали конкретные инициативы. Так, режим М. Каддафи предоставил спецслужбам США и Великобритании секретные досье на представителей исламистских групп, связанных с "Аль-Каидой", которую Ливия еще в середине 1990-х гг. первой объявила в международный розыск (после того, как эмиссары бен Ладена пытались устроить в стране исламистские беспорядки). Едва ли тогдашнее руководство Туркмении делало столь бескомпромиссные заявления.

Ливия также подписала все 12 антитеррористических конвенций, перечисленных в резолюции СБ ООН 1373, которая обязывала все государства-члены сотрудничать в области борьбы с терроризмом. Заодно, кстати, М. Каддафи задним числом оправдал военную акцию США против Ирака в 1991 г.

И, кстати, политика сотрудничества с Западом себя оправдывала, в т.ч. и материально. Так, например, итальянский премьер С.Берлускони предложил Ливии компенсацию в 5 млрд. долл. за итальянскую оккупацию этой страны в 1911-1943 гг.

Ярким доказательством популярности Каддафи на Западе стал хотя бы беспрецедентный по своей продолжительности, 5-дневный официальный визит лидера Ливии в Париж, проходивший 10-15 декабря 2007 г. Хотя готовность Н.Саркози принимать М.Каддафи в Париже вызвала бурю возмущения во французском обществе и даже внутри самой правящей партии (с жесткой критикой М.Каддафи, выступили, в частности, министр иностранных дел Б.Кушнир и госсекретарь по правам человека Р.Йаде), визит оказался невероятно продуктивным: стороны подписали более десятка различных договоренностей и соглашений на общую сумму 10 млрд. долл. Среди прочего, Ливия обязалась начать эксклюзивные переговоры с Францией относительно закупки вооружений (14 истребителей "Рафаль", 35 вертолетов, 6 боевых кораблей, бронетехника, радары и системы ПВО) в рамках межгосударственных контрактов" на сумму около 4,5 млрд. евро, а также 21 самолета "Airbus" различных модификаций.

Кому-то на Западе импонирует антироссийская риторика туркменских лидеров (после смерти Туркменбаши уменьшившаяся, но не исчезнувшая)? Но вот, например, 23 июля 2005 г. М.Каддафи позволил себе такие высказывания: "Если в России: в полный голос, но спокойно начнут учить людей теории "Зеленой книги" (главный теоретический труд ливийского лидера, в т.ч. и по проблемам обустройства государства), то не нужно будет ни депутатов, ни представительства, ни правительства, что народ сам должен управлять своими делами, создавая народное собрание, которое сформирует народные комитеты, то в стране установится прямая народная демократия". Туркменбаши, по крайней мере, не читал таких нравоучений руководству России.

4. Самое главное - то, что туркменский лидер позволяет западным компаниям пользоваться углеводородными богатствами его страны? Но Ливия против этого ничего не имела, по крайней мере, с 2005 г. Так, с 2005 г. началось возвращение в Ливию западных энергетических компаний, например, с 1 июля этого года Occidental Petroleum возобновила добычу нефти там, где она этим занималась до 1986 г. (год полного разрыва США и их союзников с Ливией после взрыва на дискотеке в Западном Берлине); в декабре того же 2005 г. возобновила добычу нефти компания Oasis.

5. Недовольство Запада вызвано тем, что Ливия при Каддафи (с конца 1990-х гг.) слишком активно допускала Россию в свою экономику? Действительно, это имело место, возьмем хотя бы последние годы. Так, в первой половине 2010 г. планировалось стать участником разработки месторождения "Elephant" с перспективой довести нефтедобычу "Газпрома" до 10% от всей добычи нефти в Ливии.

12 апреля 2010 г. между "Газпромом" и итальянской компанией ENI в ходе встречи А.Миллера и генерального управляющего ENI П.Скарони были согласованы условия совместной работы в Ливии, точнее, вхождения российской компании в проект "Elephant". Начало бурения нефти как на участках, находящихся в совместном владении, так и на других лицензионных участках (19 морском и 64 сухопутном) было намечено на лето 2010 г. К сожалению, информацией о том, было ли начато это бурение до начала гражданской войны в Ливии, я не располагаю.

Но как бы там ни было, сотрудничество ведь шло не только с Россией, но и с Западом, причем тот же "Газпром" действовал совместно с итальянской компанией. Более того, Запад получал большие дивиденды, чем Россия. С другой стороны, Триполи отказался от участия в "Газовой ОПЕК" (идея В.Путина, выдвинутая еще в феврале 2007 г.), в которой Россия видела Ливию, наряду с Катаром, ключевым партнером.

С другой стороны, разве тот же "Газпром" не закупает углеводороды у Туркменистана? Так, в октябре 2009 г., после полугодичного перерыва, российская компания возобновила закупки в объеме 30 млрд. м3 в год. Потом, правда, в связи с кризисом в мире "Газпром" заявил о намерении сократить объем закупок туркменского газа до 10 с небольшим млрд. м3, объяснив невозможность продолжения закупок в прежнем объеме нерентабельностью, но ведь инициатива сокращения закупок исходила от России, а не от Туркменистана.

Итак, ни одна из рассмотренных версий ничего не объясняет. Может быть, подоплека тут политическая, а не экономическая? Как известно, еще с 2004 г., когда Каддафи перестал быть "нерукоподаваемой фигурой" в глазах Запада, его, когда он, например, приехал в Брюссель, стали склонять к подписанию проекта средиземноморской интеграции (одна из инициатив ЕС для стран Северной Африки); страны Средиземноморья рассматриваются как объект будущей более тесной, чем остальной Третий мир, интеграции со странами ЕС.

Правда, в начале августа 2008 г. ливийский лидер заявил, что Ливия не войдет в Средиземноморский союз, т.к. она африканская страна и не может "предать" Африканский союз (политическое детище Каддафи) и нарушить его резолюции, а кроме того, не возлагает "несбыточных надежд" на Европу. Однако, скорее всего, это был всего лишь маневр с целью выговорить себе более выгодные условия интеграции. Экономически средиземноморские арабские страны всегда предпочитали ориентироваться на Европу, а не на Африку. Так, в 2005 г. во внешней торговле Ливии доля арабских стран составляла 7,5%, доля европейских - 76,5%, африканских же - 2,3%.

Но к таким "почти кандидатам в Европу" Европейский Союз и требования предъявляет повышенные. Достаточно вспомнить хотя бы претензии к Сербии за Косово, хотя та же Европа вполне равнодушна к подобным акциям где-нибудь в Бурунди или Мьянме. Весьма болезненно воспринимается и жесткая политика Израиля в Палестине. Вот и к Ливии предъявили в связи с событиями, начавшимися в феврале 2011 г., такие повышенные претензии - как к "почти европейской стране". К Туркменистану, расположенному куда дальше от рубежей ЕС, такие требования не предъявляются, поскольку ни в какие планы средиземноморской интеграции под эгидой ЕС он не входит.

Но не исключено, что все еще гораздо проще. Запад не замечал проблем Ливии, пока они не вырвались наружу. Возможно, не заметил бы и проблем Косово, если бы албанцы не начали вооруженное противостояние с сербами. А в Туркменистане пока никакого открытого противостояния, никакого открытого сопротивления йомудов не было. А "помочь можно тому, кто сам себе помогает" - из всех премудростей, которые высказал Конфуций, эта на Западе наиболее популярна.

Ситнянский Георгий Юрьевич, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение"

По информации - Новое Восточное Обозрение

27.06.2011