Юлия Кудряшова

ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ШОС С ИРАНОМ

Иран - одно из двух государств-наблюдателей ШОС, официально заявивших о своем желании получить статус полноправного члена. Что движет Тегераном? Иран рассматривает свое участие в ШОС как один из способов выхода из международной изоляции и усиления своих позиций в конфронтации с Западом. Заинтересованность Ирана в присоединении к ШОС обусловлена усилением американского присутствия в центральноазиатском регионе после начала военной операции в Афганистане. С помощью ШОС Иран предполагает усилить свое влияние в регионе, вплоть до обретения лидирующих позиций. В связи с этим, Тегеран заинтересован в расширении сотрудничества с Россией и Китаем, усиливающими экономическое присутствие в Иране. По мере нарастания противоречий Ирана с мировым сообществом из-за ядерной программы, Тегеран стал рассматривать ШОС как средство противостояния американским экономическим санкциям, уменьшения степени воздействия санкций СБ ООН. С появлением угрозы силового разрешения ядерной проблемы Иран, возможно, считает, что полное членство в ШОС могло бы стать определенной гарантией предотвращения военного удара. Интересен для Ирана и опыт государств ШОС в борьбе с сепаратизмом, вспышек которого опасаются в Тегеране. Вступление в ШОС может также дать определенные гарантии предотвращения инициирования извне и развития сепаратистских движений.

С экономической точки зрения Иран заинтересован в ШОС с целью участия в региональных энергетических проектах. Он стремится вывести свои газовые ресурсы на растущие рынки Китая и Индии, а также обеспечивать транзит энергоресурсов каспийских стран. С точки зрения имеющихся у Ирана запасов нефти и газа он является экономически перспективным партнером для ШОС. Энергетический потенциал Ирана предоставляет широкие возможности государствам ШОС использовать его территорию для прокладки экспортных трубопроводов. Санкции США и ЕС, ограничивающие приток иностранных инвестиций в энергетику, являются наиболее серьезной преградой для расширения участия Тегерана в региональных энергетических проектах. Европейские и американские санкции направлены на ограничение связей с Ираном в нефтегазовой сфере. Как следствие шансы на вступление Ирана снижаются, т.к. нефтегазовые компании стран ШОС имеют прочные связи с европейскими компаниями.

Еще одной стратегической целью Ирана, определяющей стремление вступить в ШОС, является превращение в транспортный узел региона. Транспортный потенциал Ирана может быть использован ШОС в целях обеспечения безопасности и ускорения выхода на мировые рынки. Иран много выигрывает от строительства железных дорог. Региональные инициативы в рамках ШОС, соединяющие Иран с Китаем, Индией и странами Юго-Восточной Азии посредством широкомасштабных инфраструктурных проектов, станут стимулом экономического роста. Иран рассчитывает создавать предприятия и разрабатывать месторождения полезных ископаемых в Афганистане и строит транспортную инфраструктуру. Создание трансафганского транспортного коридора, строительство новых железных дорог для соединения городов Ирана, Афганистана, Узбекистана, Пакистана позволит перевозить грузы, поступающие из Юго-Восточной Азии в Европу более кратким путем, нежели через дальневосточные железнодорожные коридоры и в целом расширит транспортно-коммуникационные и транзитные возможности региона.

Быстрое развитие промышленности Ирана создает основу для развития торговли с членами ШОС, прежде всего со странами Центральной Азии. Страны ШОС важны для Ирана как рынки сбыта промышленных товаров. Большинство собственных прямых инвестиций Ирана приходится на страны ШОС.

Военный потенциал Ирана представляет интерес для ШОС как с целью его использования, так и в качестве рынка вооружений для России и Китая. Участие в ШОС рассматривается Ираном как возможность закупок технологий и современных видов вооружений.

По историческим и этническим причинам Тегеран сохраняет значительное влияние на обстановку в Афганистане. Несмотря на противостояние с США, Иран может внести серьезный вклад в сдерживание сепаратистских движений в Афганистане, оказывающих дестабилизирующее влияние на весь регион, а также сыграть определенную роль в стимулировании внутриафганского диалога. По мнению представителей Ирана, Талибан является экстремистской исламской организацией, разделение талибов на радикальных и умеренных - это ошибочная концепция. Безусловный интерес для ШОС имеет борьба Ирана с наркотрафиком из Афганистана.

Сотрудничество с Ираном может быть продуктивным для отношений ШОС с исламским миром, прежде всего через ОИК. Присутствие Ирана в ШОС усиливает антиамериканскую направленность организации, хотя оно может использоваться ШОС как средство давления на США.

Тем не менее, пока Иран несвободен от санкций ООН, он не может быть принят в члены ШОС. Однако статус наблюдателя имеет свои преимущества, он не обязывает выполнять все решения, которые принимаются ШОС и продиктованы интересами России и Китая.

По информации - Новое Восточное Обозрение

19.06.2011