Юлия Кудряшова

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ ТУРЦИИ В ШОС В КАЧЕСТВЕ ПАРТНЕРА ПО ДИАЛОГУ

В начале 2011 г. Турция подала заявку на получение статуса партнера по диалогу с ШОС. Участие в ШОС является благоприятной возможностью для осуществления ряда стратегических целей Турции: углубления связей с центральноазиатскими республиками, с которыми у нее общие исторические и культурные связи, развития отношений с Россией и Китаем.

Последнее время активность Анкары на международной арене резко увеличилась, причем растет ее желание играть более самостоятельную роль по отношению к Западу, занять особую позицию в НАТО. Турция хотела бы проводить сбалансированную политику, выступая в роли моста между Западом и Востоком. Являясь членом НАТО и кандидатом на вступление в ЕС, Турция стремится принадлежать к евразийскому региону, не порывая отношений с Западом. Учитывая твердую позицию Франции и Германии по непредоставлению Турции полного членства в ЕС, Анкара вынуждена искать альтернативные проекты сотрудничества. Активные дипломатические и посреднические усилия Турции в связи с арабскими революциями укрепили геополитическую значимость Анкары в исламском мире.

Позицию Турции в отношении ШОС можно также рассматривать как попытку противопоставить себя американскому влиянию в Центральной Азии. Подключение к ШОС члена НАТО продемонстрирует, что ближайших союзников США привлекают проекты, неподконтрольные Вашингтону. В то же время статус партнера по диалогу не даст возможности Вашингтону использовать Турцию как "троянского коня" в ШОС.

Однако следует учитывать и то, что центральноазиатские государства воспринимают Турцию как важнейшего союзника США в регионе. В то время как ШОС рассматривается Россией и Китаем как инструмент укрепления своих региональных позиций. В рамках ШОС Турция также будет стремиться к роли регионального лидера, опираясь на дружественные и родственные отношения с тюркскими и исламскими государствами, в связи с чем может возникнуть определенная конкуренция. Тем не менее, против турецкой заявки на получение статуса партнера по диалогу в ШОС резко выступает Узбекистан. По мнению узбекских властей, Турция через деятельность исламских фондов пытается воспитывать "агентов влияния" с целью контроля внутриполитической ситуации в Узбекистане. Более того, в Китае считают Турцию одним из источников проблем в Синьцзяне. В свою очередь в Пекине не признают Рабочую партию Курдистана террористической организацией и утверждают, что она ведет борьбу за национальную независимость. Вместе с тем, Россия поддержала заявку Турции на получение статуса партнера по диалогу в ШОС. С учетом эффективного развития дружественных отношений с Анкарой, Россия рассчитывает привлечь Турцию к более широкому участию в совместных проектах. Интеграция такой важной региональной страны как Турция в ШОС не только повысит перспективы реализации различных проектов, но и будет способствовать определенному развороту турецкой внешней политики к евразийскому региону.

Вместе с тем, Турция заинтересована в сотрудничестве с ШОС для утверждения глобальной и региональной безопасности и обороноспособности. Турция имеет большой опыт в сфере борьбы с терроризмом и может внести свой вклад в эту важнейшую область деятельности ШОС. По словам турецкого министра иностранных дел, Турция, в т.ч. как участник миссии ИСАФ НАТО в Афганистане, обеспокоена ситуацией в этой стране и ее влиянием на соседние государства и заинтересована в сотрудничестве с ШОС по вопросам борьбы с наркотрафиком, терроризмом и организованной преступностью.

Что касается экономического сотрудничества, Турция представляет интерес для ШОС как импортер и транзитер энергоресурсов. Территория Турции превращается в энергетический коридор за счет транспортировки нефти и газа Центральной Азии и Каспийского региона. Турция стремится закрепить за собой статус энергетического терминала каспийских ресурсов и рассчитывает в рамках ШОС участвовать в новых крупных стратегических проектах наподобие трубопроводов Баку-Тбилиси-Джейхан и Голубой поток. Более широкий спектр возможностей в рамках ШОС Турция рассматривает с точки зрения предоставления новых энергетических инициатив Западной Европе. В целом за последнее время наблюдается значительный рост взаимного товарооборота Турции со странами-членами ШОС, турецких инвестиций, деловой активности, а значит, турецкого экономического влияния в регионе.

Очевидно, что основным принципом внешней политики Турции остается ее ориентация на Запад. При этом Турция осознает необходимость развития отношений с членами ШОС и отвечает условиям получения статуса партнера по диалогу. Данный статус наиболее удобен для Турции в настоящее время, т.к. позволяет выбирать мероприятия, в которых предполагается ее участие. В целом подключение Турции к ШОС расширило бы ее вовлеченность в политическое сотрудничество и значительно стимулировало бы экономическую кооперацию в регионе.

По информации - Новое Восточное Обозрение

11.06.2011