Леонид Гусев

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КАЗАХСТАНА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

Отношения между Россией и Казахстаном после распада СССР являются одной из важнейших составляющих не только на постсоветском пространстве, но и в сфере геополитики. Казахстан стал ключевым геостратегическим партнером для России.

Взаимодействия двух государств происходят на разных уровнях, как на межгосударственном, так и в рамках СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества. С 1997 г. действует российско-казахстанская Межправительственная комиссия по сотрудничеству (МПК) (в её рамках функционируют подкомиссии по комплексу "Байконур", приграничному сотрудничеству, транспорту, инвестициям и военно-техническому сотрудничеству).

После распада СССР на территории Казахстана остались самые крупные в ближайшем зарубежье военные объекты бывшего СССР, которые продолжают иметь важное значение для обеспечения обороноспособности России. На основе двусторонних соглашений Россия сохранила за собой (в качестве арендатора) и в настоящее время продолжает эксплуатировать в Казахстане 7 крупных военных объектов, общая площадь которых составляет 11 млн. га (1). К слову сказать, на долю космодрома "Байконур" приходится 70% всех космических запусков России, и он является единственным космодромом для реализации российских пилотируемых программ - запуска крупных ракет типа "Союз" и "Протон" для вывода на орбиту орбитальных комплексов (2).

Между нашими странами подписано "Соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур" (сейчас действие договора продлено до 2050 г.). Помимо этого, в рамках военно-технического сотрудничества, подписан пакет соглашений для регулирования данного партнерства ("Соглашение о сотрудничестве и взаимных расчетах при утилизации ядерных боеприпасов", "Соглашение о сотрудничестве в процессе сокращения стратегических наступательных вооружений, расположенных на территории Казахстана", "Соглашение между оборонными ведомствами о совместном планировании оперативных мероприятий подготовки Вооруженных сил двух государств", "Соглашение о гарантиях военным России, служащих в Казахстане по контракту", "Соглашение о статусе российских воинских формирований, временно находящихся на территории Казахстана").

Говоря о военно-техническом сотрудничестве, также следует отметить, что в первые годы после обретения независимости Казахстан не нуждался в дополнительных закупках военной техники и боеприпасов для своих национальных вооруженных сил, поскольку в наследство от СССР ему достались практически весь технический парк и вооружение соединений и частей Среднеазиатского военного округа. Однако к концу 90-х гг. вооруженные силы Казахстана уже стали испытывать потребность в обновлении своего парка боевой техники. Поэтому в настоящий момент Россия поставляет Казахстану современное оружие и военную технику, запасные части и комплектующие, что регулируется целым рядом соглашений. Необходимо отметить, что в целом наблюдается достаточно высокий уровень российско-казахстанского военного сотрудничества на современном этапе, что является следствием интенсивного и достаточно качественного взаимодействия по всему спектру ключевых вопросов двусторонних отношений. От того, насколько сложившийся уровень доверия между Москвой и Астаной сохранится в будущем, во многом будет зависеть наполняемость и самого военного сотрудничества между двумя странами.

В свою очередь Казахстан обладает значительным потенциалом в области военного производства. В частности, на территории республики находится ряд крупных промышленных предприятий, ранее входивших в состав советского ВПК (АО "Гранит" расположено в г. Алматы, машиностроительный завод им.Кирова и др.), которые после распада Советского Союза практически простаивают (3). Россия и Казахстан уже приступили к проработке конкретных соглашений, направленных на реанимирование указанных производств путем размещения новых заказов как для нужд ВС РФ, так и для организации совместного экспорта в третьи страны.

Важным элементом российско-казахстанского военного сотрудничества является подготовка в России казахстанских военнослужащих для силовых структур Казахстана. Можно отметить, что за период 1993-2007 гг. в высших учебных заведениях Минобороны и других силовых структур России прошли обучение более 2,5 тыс. граждан Казахстана. Это составляет примерно треть от общего количества граждан стран СНГ, получивших военное и специальное образование в России (4).

К еще одной важной сфере сотрудничества России и Казахстана в области безопасности следует отнести обеспечение безопасности внешних границ. На основании соглашения, подписанного в 1995 г., Россия и Казахстан предпринимают совместные усилия по обеспечению безопасности казахстанской границы по внешнему периметру. Приграничное сотрудничество также включает в себя реализацию Плана мероприятий к Программе приграничного сотрудничества регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 2008-2017 гг., работу по созданию международных центров приграничного сотрудничества в районе российско-казахстанской государственной границы, взаимодействие по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов (5).

Существует взаимодействие на уровне контрразведок. Так, совершенствование взаимодействия контрразведывательных подразделений Федеральной службы безопасности России и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан обсуждалось 17 августа 2008 г. в Волгограде на совещании с участием двух ведомств стран-соседей. Были выработаны меры по активизации борьбы с международными террористическими организациями, угрожающими интересам безопасности России и Казахстана. Большое внимание участники встречи уделили актуальным вопросам сотрудничества подразделений пограничных органов, несущих службу по охране российско-казахстанской границы. По результатам совещания был подписан итоговый документ, предусматривающий конкретные меры по дальнейшему совершенствованию сотрудничества органов ФСБ России и КНБ РК.

Активно развиваются отношения России и Казахстана в рамках ОДКБ. Стоит особо отметить, что ОДКБ является единственным военно-политическим союзом с участием России и Казахстана. Согласно достигнутым договоренностям, военно-технические поставки из России для Казахстана в рамках ОДКБ будут осуществляться по внутренним российским ценам.

В 2004 г. было подписано Соглашение о совместном планировании применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности. Россия и Казахстан ежегодно будут проводить совместные учения с участием вооруженных сил РФ и РК на территории двух государств попеременно.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил усилить ОДКБ, в частности, выступил с инициативой о формировании постоянно действующих вооруженных сил для быстрого реагирования на внешние угрозы. Уже в декабре 2008 г. на неформальном саммите президентов России, Казахстана, Армении, Кыргызстана и Таджикистана было принято соглашение о формировании в рамках ОДКБ группировки сил быстрого реагирования.

Сам же проект решения о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) члены Организации договора о коллективной безопасности согласовали и подписали 4 февраля 2009 г. По словам президента России Дмитрия Медведева, все участники ОДКБ "сошлись в необходимости решения" вопроса о создании такой структуры (6).

КСОР, по словам помощника президента РФ С.Приходько, будут использоваться для "отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций" (7). Но, по мнению некоторых экспертов, они могут стать ответом военному блоку НАТО, расширяющемуся на Восток.

Позже президент России заявил, что по своему боевому потенциалу КСОР будут не хуже, чем аналогичные структуры НАТО. Он подчеркнул, что российская сторона готова передать в состав коллективных сил дивизию и бригаду. Это могут быть 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия и 31-я десантная бригада ВДВ (8).

Между военными ведомствами России и Казахстана уже достигнуто соглашение: ежегодно в период с 2009 по 2011 гг. проводить совместные военные учения с участием вооруженных сил РФ и РК на территории двух государств попеременно.

Однако, к сожалению, Россия и Казахстан иногда выступают не как партнеры, а как конкуренты. Печально отмечать, но количество предложений по интеграции подменяют само качество сотрудничества между нашими странами. Необходим переход от стратегического партнерства к стратегическому союзу, в основе которого будет борьба с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом наркотических средств и оружия, противодействие всем формам экстремизма.

Леонид Гусев, старший научный сотрудник Аналитического центра ИМИ МГИМО (У) МИД России, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

1 http://ria.ru/spravka/20100215/209344182.htm

2 http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1266297300

3 http://www.inform.kz/eng/article/221315

4 http://www.easttime.ru/analitic/1/3/525.html

5 http://www.kazpravda.kz/c/1178829401

6 http://noaspekt.info/?p=703

7 http://rusk.ru/st.php?idar=18105

8 http://noaspekt.info/?p=703

По информации - Новое Восточное Обозрение

07.06.2011