Сергей Расов

ТАДЖИКИСТАН "ПАДАЕТ"

В то время как старший сын президента Таджикистана 23-летний Рустам Эмомали находит для себя вполне уместным посещать финальный матч Лиги чемпионов УЕФА на лондонском стадионе "Уэмбли", его страна медленно, но верно погружается в нищету.

Основными факторами, влияющими на сегодняшний экономический коллапс Таджикистана, являются: резкий спад производства, высокий уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции, рост цен на все товары первой необходимости, падение цен на хлопок-волокно на мировом рынке и, наконец, повышение российским правительством таможенных ставок на отпуск ГСМ для Таджикистана. Неприятные тенденции в таджикской экономике стали прогнозироваться в конце апреля, когда правительство России озвучило новые таможенные пошлины на отпуск ГСМ на фоне наблюдавшегося роста цен на бензин и дефицита - до 90% от ставки пошлины на нефть.

Напомним, что Таджикистан с 1995 г. получал российское топливо без пошлин на основании протоколов к межправительственным соглашениям о создании в СНГ зоны свободной торговли. Но с 1 апреля 2010 г. российские таможенники, в рамках подготовки к принятию единого Таможенного кодекса, начали взимать пошлину при вывозе нефтепродуктов в Киргизию, а с 1 мая 2010 г. и в Таджикистан. После этого пошлины неуклонно увеличивались, и с 1 июня 2011 г. пошлина, например, на бензин составила 415,8 долл. за тонну, на экспорт сырой нефти - до 462,1 долл. за тонну с 453,7 долл., действовавшей с 1 мая. В Таджикистане в результате повышения экспортной пошлины на бензин резко подскочили цены на горюче-смазочные материалы, а, следовательно, выросли цены на все товары, в первую очередь, продовольствие.

Понятно, что такое положение на потребительском рынке страны тревожит президента. Выступая в конце мая на заседании Совета национального развития глава государства Эмомали Рахмон обвинил в этих бедах Россию, которая "обещала отменить экспортные пошлины для Таджикистана, так и не сделала этого, а республика на 92% зависит от нефтепродуктов российского производства".

Бензиновый кризис в Таджикистане начался с резкого скачка цен на топливо. Его стоимость выросла до 1 долл. 20 центов за литр, что сразу повлекло за собой стремительный рост цен на автоперевозки. Поднявшиеся транспортные расходы, в свою очередь, отразились на стоимости продуктов питания. Цены на хлеб выросли на 50%, на мясо до 200% , на муку до 100%, на сахар на 50%, на растительное масло до 150%. Но и это еще не все - с 1 июня практически в 2 раза повысились тарифы на проезд в общественном транспорте. За ценой на ГСМ двинулась вверх цена на доллар. В пунктах обмена валют республики курс доллара США сейчас составляет 4,68-4,69 сомони за 1 долл. Для примера, в начале года доллар США был равен 4,4 сомони. Падение курса национальной валюты вызвало ажиотажный спрос на доллары. Национальный банк Таджикистана сумел выровнять ситуацию, вбросив из своих резервов на рынок около 10 млн. долл. Однако эксперты прогнозируют, что успех этот временный и национальная валюта продолжит обесцениваться.

Не будем забывать и о том, что Таджикистан - самая бедная страна в Центральной Азии. Размер средней заработной платы в Таджикистане составляет $100, а минимальная заработная плата в республике всего $18 в месяц. Даже по официальным данным за чертой бедности в стране проживают 45% населения. При этом, по статистике Национального банка РТ, инфляция в республике с марта 2010 по март 2011 гг. составила более 12%.

Для примера, размер средней зарплаты в Казахстане в марте этого года зафиксирован на уровне $595, в Узбекистане - $326, Туркменистане - $200, а в Кыргызстане - около $158.

На эти беды наслоилось 25-процентное падение цен на мировых биржах на хлопок-сырец, который для Таджикистана является едва ли не основным источником валютных поступлений. Статистические данные показывают, что хлопок занимает 15% экспортного потенциала Таджикистана и экспортируется в Турцию, Россию и Иран.

Так, цены на хлопок-волокно на мировом рынке упали с $5,2 тыс. за одну тонну до $3,9 тыс. Эксперты считают, что Таджикистан, являющийся страной-экспортером хлопка, должен перейти на полную переработку сырья внутри республики, а не экспортировать только его в виде сырья, в противном случае ситуацию не выправить.

Решать разом обрушившиеся проблемы власти Таджикистана предпочитают старым и проверенным административным способом. Так, мэр Душанбе Махмадсаид Убайдуллаев рекомендовал продавать мясо не дороже 23-24 сомони (5,10-5,33 долл.) за кг, а стоимость муки не должна превышать 32 долл. за мешок. Не внявшим рекомендациям мэра грозит штраф по обвинению в "нарушениях правил рыночной торговли". Это в лучшем случае, а в худшем - продавцов доставляют в милицейские участки, где им объясняют, что или нужно цены "держать" или договора с ними будут аннулированы. Понятно, что жесткое администрирование вызывает серьезное недовольство дехкан и продавцов на рынках, учитывая, что они и ранее не купались в роскоши.

Сейчас власти республики были вынуждены в срочном порядке выделить около 70 млн. долл. на экстренную закупку продовольствия и распечатать стратегические запасы муки и круп. Также президент Эмомали Рахмон обратился к международным организациям с просьбой оказать гуманитарную помощь Таджикистану.

Эхо арабских событий еще у всех в памяти, и президент опасается за политическую и социальную стабильность в республике. Во многих регионах Таджикистана официальная власть уже не в состоянии контролировать ситуацию, и прошлогодние столкновения на востоке страны показали, что далеко не все под контролем. В этом году протестные акции в Таджикистане также не исключены. Единственно, что может помешать их массовости - память людей о гражданской войне и отсутствие единого координационного центра.

Совокупность всех этих факторов превращает Таджикистан в пороховую бочку, готовую взорваться в любой момент. Но если учитывать, что Таджикистан - это мусульманская страна с авторитарным правлением, где высок уровень коррупции и власть неэффективна, командно-административные меры порой единственное, что можно предложить в ответ на внезапно нагрянувший экономический кризис в стране.

Сергей Расов, аналитик, политический обозреватель по странам Центральной Азии и Казахстану, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

По информации - Новое Восточное Обозрение

06.06.2011